Найти тему
Записки фотографа

"Забытая Россия". Эрих Хартманн. А был ли легендарный немецкий летчик таким уж крутым асом как его прозвали?

Как только рухнул "железный занавес" и развалился Советский союз в СМИ новой свободной России началась целая кампания по разоблачению советских мифов.  И самой популярной стала тема Великой Отечественной войны. Журналисты стали активно развеивать мифы о результатах немецких асов – танкистов, подводников и, особенно, пилотов Люфтваффе, которые были,якобы непобедимыми.

Эрих Хартманн
Эрих Хартманн

А суть в том, что официально 104 немецких летчика имеют счет 100 и более сбитых самолетов. Среди них лидеры: Эрих Хартманн (352 победы) и Герхард Баркхорн (301), показавшие совершенно феноменальные результаты. Все свои знаменитые победы эти немецкие летчики одержали именно на Восточном фронте.
А в это время, 7 лучших советских асов: Кожедуб, Покрышкин, Гулаев, Речкалов, Евстигнеев, Ворожейкин, Глинка смогли преодолеть планку всего в 50 сбитых самолетов противника. Например, знаменитый Александр Покрышкин — летчик, о котором немцы предупреждали по радиосвязи: «Ахтунг! Покрышкин ин дер люфт!», записал на свой счет «всего» 59 воздушных побед.

Но простите, кто тогда выиграл войну? Как с такими ""плачевными" результатами мы смогли отобрать у немецких асов небо? А вывод напрашивается сам собой. Превозносить успехи лучших бойцов – стандартная практика государственной пропаганды, которая по определению не может быть честной. Тут все дело в статистике. Давайте разбираться.

Каким бы крутым не был летчик-ас, как можно проверить достоверность его боевых успехов? Фото или кинотехники на самолетах не было. Максимум, что мог заметить пилот самолета или его стрелок-радист: накрытие колонны бронетехники, т.е. возможное повреждение танков. Тем более, попадание в танк, еще не гарантирует его поражение, в отличие от того же самолета. Но и наблюдать воочию как был сбит противник у летчика так же попросту не было времени. В воздушном бою, который может закончится в считанные минуты, не подсчетов, согласитесь.

Ju-87G
Ju-87G

Еще одна интересная деталь касается подсчета самих боевых вылетов летчиков Люфтваффе. По некоторым данным, в немецких бомбардировочных эскадрах было принято в качестве поощрения засчитывать сложный вылет за несколько боевых вылетов. А это уже говорит о многом. Например, пленный капитан Гельмут Путц, командир 4-го отряда 2-й группы 27-й бомбардировочной эскадры, объяснил на допросе следующее: «...в боевых условиях я успел совершить 130—140 ночных вылетов, причём ряд вылетов со сложным боевым заданием засчитывался мне, как и другим, за 2—3 вылета.» (протокол допроса от 17.06.1943 г).
Да и не каждый подбитый танк, уничтожался полностью. Доподлинно известно, что в Танкоград и Нижний Тагил регулярно прибывали полные эшелоны с подбитой советской бронетехникой, которую в сжатые сроки восстанавливали и отправляли назад на фронт.  А в это время немецкие асы рисовали себе очередной крестик за «уничтоженный» танк.

Немецкие солдаты рассматривают подбитый советский танк Т-34 - военное фото
Немецкие солдаты рассматривают подбитый советский танк Т-34 - военное фото

Эрих Хартманн — ас?
Стало распространенным мнение о том, что мол летчики-асы набивали свои счета и воевали «сами по себе», являясь исключением из общих правил. А основную работу на фронте якобы выполняли летчики средней квалификации. Это глубокое заблуждение: «средней квалификации» не существует. Ты либо-ас, либо его добыча.

Наглядный тому пример — летчики легендарного авиаполка «Нормандия-Неман», воевавшие на истребителях Як-3. Из 98 французских пилотов 60 не одержали ни одной победы, остальные всего 73, а «избранные» 17 пилотов, сбили в воздушных боях 200 немецких самолетов (всего получается 273 немецких самолета).

Поэтому летчики-асы действительно были главной ударной силой любых ВВС. Это бесспорно. Но откуда у немецких асов такие поразительные результаты?

Журналистам удалось выведать, что одна из легенд о несостоятельности больших счетов немецких асов связана с необычной системой подсчета сбитых самолетов: по количеству моторов. Одномоторный истребитель – один сбитый самолет. Четырехмоторный бомбардировщик – четыре сбитых самолета. И в этом есть своя логика. Мол, одномоторный истребитель противника сбить намного легче, чем "Летающую крепость".  В зависимости от количества моторов у самолета противника и от степени участия летчика в уничтожении врага ему начисляли 1 или 2 балла.
За уничтожение «Летающей крепости», летящей в боевом порядке, летчику записывали на счет 4 балла, а за поврежденный бомбардировщик, который «вывалился» из боевого порядка и стал легкой добычей других истребителей, пилоту записывали 3 балла. Однако все эти баллы не имели никакого отношения к подсчету количества сбитых самолетов.

Друзья поздравляют Александра Покрышкина (крайний справа) с пролучением третьей звезды Героя Советского Союза
Друзья поздравляют Александра Покрышкина (крайний справа) с пролучением третьей звезды Героя Советского Союза

Самое простое объяснение огромных успехов асов Люфтваффе банально до безобразия: у немцев никогда не было недостатка в целях. Германия на всех фронтах всегда воевала при численном превосходстве противника. У немцев было 2 основных типа истребителей: «Мессершмитт-109» (с 1934 по 1945 год было выпущено 34 тыс.) и «Фокке-Вулф 190» (выпущено 13 тыс. в варианте истребителя и 6,5 тыс. в варианте штурмовика) – итого 48 тысяч истребителей.
В это же время в состав ВВС Красной Армии за годы войны было более 70 тысяч Яков, Лавочкиных, И-16 и МиГ-3 (без учета 10 тысяч истребителей, поставленных по Ленд-лизу).

Григорий Речкалов
Григорий Речкалов

С 1943 года в небе над Европой появились американские истребители – тысячи «Мустангов», P-38 и P-47. А в1944 году, во время высадки в Нормандии, авиация союзников имела уже подавляющее шестикратное количественное превосходство. Откуда в таких неравных условиях взяться огромным цифрам у наших асов и западных союзников?

Немецких самолетов в небе всегда было гораздо меньше, (парадоксально, но факт) им попасть в самолеты противника было гораздо проще. Мишеней было больше, понимаете.

Поэтому никаких сверхспособностей у пилотов Люфтваффе не было и в помине. Вся их слава преувеличена советской пропагандой. Надо же было оправдать собственные ошибки! А союзникам требовалось гораздо больше времени, чтобы обнаружить немца в небе – по статистике, даже у лучших советских летчиков в среднем приходился 1 воздушный бой на 8 боевых вылетов! Немецкие самолеты надо было еще встретить!

Поэтому если объективно посчитать количество сбитых самолетов, учитывая количество боевых вылетов пилотов, но получается совсем другая картина. При таком раскладе достижение Эриха Хартмана бледнеет: 1400 боевых вылетов, 825 воздушных боев и «всего» 352 сбитых самолета. Гораздо лучше этот показатель у Вальтера Новотны: 442 боевых вылета и 258 побед! Простая арифметика! Хартман конечно ас, но не так страшен, как его малюют!

-6

К тому же у нашего Покрышкина есть еще одно неоспоримое преимущество, перед лучшими немецкими асами. "Легендарного" Эриха Хартмана сбивали аж четырнадцать раз. Баркхорна – 9 раз. А Покрышкина — ни разу! Ну и не стоит забывать, что большинство своих побед русский богатырь одержал в 1943 году!

Поэтому все эти грозные цифры немецких асов явно преувеличены и не заслуживают такого внимания! Не преуменьшая их мастерство, стоит отметить, что победа над таким грозным противников в небе еще более ценная!
Спасибо за внимание! С уважением, ваш Владимир Дроздовский! Слава советским летчикам!