Что такое “треугольник Карпмана” и как из него выйти
Как не попасть в схему Жертва, Преследователь, Спасатель.
“Вход бесплатный, выход платный”.
Стивен Карпман описал три социальные поведенческие роли, которые сменяют друг друга. Эта схема в данный момент на слуху и называется “треугольником судьбы” или “треугольником драмы”.
Вы не сможете построить счастливые отношения, если не разберетесь с ролевыми моделями и не научитесь пресекать попытки манипуляций. Наши родители жили в “треугольнике”, выступая в роли Жертвы, Агрессора или Спасателя. В детстве мы становились невольными участниками подобного представления, впоследствие перенимая данную модель отношений. Но из треугольника есть выход.
Основные роли и их вторичные выгоды
На вершинах треугольника драмы всегда стоит три роли: Жертва, Преследователь и Спасатель. Описание подобной модели поведения вы найдете в популярных сказках: Спящая Красавица (Жертва) под влиянием Малефисенты (Агрессор) уколола пальчик и пассивно ждет, пока Принц (Спасатель) не расколдует ее. Малефисента обижена на мир и ничего не имеет против Спящей Красавицы, она в своих глазах жертва, в бедах которой виноваты все вокруг. Принцу выгодно быть спасателем, он герой в глазах подданных, да и принцесса находится в его власти.
Клод Штайнер говорил: “Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя позиционирует, Спаситель в реальности не помогает, а Преследователь не имеет обоснованных претензий”.
В треугольнике Карпмана нет положительных персонажей - каждый извлекает вторичную выгоду из сложившейся ситуации. Осознать свою выгоду - это сделать шаг к выходу.
Жертве сочувствует общество, она не несет и не хочет нести никакой ответственности. Ей необходимо кому-то жаловаться, ничего не предпринимая для изменения своего положения.
Преследователь - самоутверждается и отыгрывает собственные комплексы за счет контроля и страхов Жертвы. В теории Карпмана Агрессор и Преследователь - синонимичные термины, именно жертва “доводит” их и заслуживает наказания.
Спасатель кажется хорошим парнем, но на самом деле ему выгодно, чтобы жертва оставалась в треугольнике. Его чувство значимости подпитывается схватками с Преследователем. Таким образом он повышает самооценку и избегает решения своих проблем. Поскольку ответственность достаточно ограниченный ресурс, решая чужие проблемы, ты не можешь решить свои.
Почему надо выходить из треугольника и в чем его ловушка
Если вы входите в эту игру, то в дальнейшем не можете устоять на одной вершине и начинаете проявляться в трех ролях. Треугольник начинается с исполнения кем-то роли Агрессора, другой принимает на себя роль Жертвы, чтобы дать отпор. Часто встречающийся вариант - вход в треугольник Спасателя.
Самый простой пример: друг просит у тебя помощи. У тебя другие планы, но ты откладываешь собственные дела и решаешь сделать доброе дело. Ты - Спасатель. Помощь затягивается и тебе хочется отказаться, но на тебя давят, ты жалуешься другим и ты становишься Жертвой. Позже, ты намекаешь, что устала помогать, но не говоришь прямо, что хочешь отказаться. Таким образом, ты пробуждаешь чувство вины у друга и ты становишься Агрессором.
В конечном итоге, в треугольнике никто не счастлив, все играют навязанные другими роли. Чем дольше длится игра, тем больше игроки коррелируют свою жизненную философию под выбранную модель поведения. Чем дольше в треугольнике, тем сложнее из него выйти.
Как выйти из треугольника
1. Взять на себя ответственность за свой выбор и свою жизнь. Если не комфортно, необходимо что-то менять.
2. Помнить, что нет безвыходных ситуаций, есть выходы, которые нам не нравятся.
3. Не решать за других людей, что им делать. Люди - не ваша собственность.
4. Не помогать, когда тебя не просят. В случае обращений за помощью, анализировать: нужны твои действия или свободные уши.
5. Спросить себя “зачем мне это надо” и честно ответить.
6. Обратитесь к психологу, так как глубокому самоанализу способен не каждый.
При выходе из треугольника, Жертва становится героем, который сможет самостоятельно решать свои проблемы. Агрессор превратится в философа - он наблюдает за людьми не пытаясь их изменить. Спасатель становится мотиватором, который “заряжает” героя, при этом ничего не делая за него.