Найти тему
Kristalina.psychology

Треугольник Карпмана. Есть ли выход?

Что такое “треугольник Карпмана” и как из него выйти 

Как не попасть в схему Жертва, Преследователь, Спасатель. 

“Вход бесплатный, выход платный”. 

Стивен Карпман описал три социальные поведенческие роли, которые сменяют друг друга. Эта схема в данный момент на слуху и называется “треугольником судьбы” или “треугольником драмы”. 

Вы не сможете построить счастливые отношения, если не разберетесь с ролевыми моделями и не научитесь пресекать попытки манипуляций. Наши родители жили в “треугольнике”, выступая в роли Жертвы, Агрессора или Спасателя. В детстве мы становились невольными участниками подобного представления, впоследствие перенимая данную модель отношений. Но из треугольника есть выход.

 

Основные роли и их вторичные выгоды 

На вершинах треугольника драмы всегда стоит три роли: Жертва, Преследователь и Спасатель. Описание подобной модели поведения вы найдете в популярных сказках: Спящая Красавица (Жертва) под влиянием Малефисенты (Агрессор) уколола пальчик и пассивно ждет, пока Принц (Спасатель) не расколдует ее. Малефисента обижена на мир и ничего не имеет против Спящей Красавицы, она в своих глазах жертва, в бедах которой виноваты все вокруг. Принцу выгодно быть спасателем, он герой в глазах подданных, да и принцесса находится в его власти. 

 

Клод Штайнер говорил: “Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя позиционирует, Спаситель в реальности не помогает, а Преследователь не имеет обоснованных претензий”. 

В треугольнике Карпмана нет положительных персонажей - каждый извлекает вторичную выгоду из сложившейся ситуации. Осознать свою выгоду - это сделать шаг к выходу. 

Жертве сочувствует общество, она не несет и не хочет нести никакой ответственности. Ей необходимо кому-то жаловаться, ничего не предпринимая для изменения своего положения. 

Преследователь - самоутверждается и отыгрывает собственные комплексы за счет контроля и страхов Жертвы. В теории Карпмана Агрессор и Преследователь - синонимичные термины, именно жертва “доводит” их и заслуживает наказания. 

Спасатель кажется хорошим парнем, но на самом деле ему выгодно, чтобы жертва оставалась в треугольнике. Его чувство значимости подпитывается схватками с Преследователем. Таким образом он повышает самооценку и избегает решения своих проблем. Поскольку ответственность достаточно ограниченный ресурс, решая чужие проблемы, ты не можешь решить свои.

 

Почему надо выходить из треугольника и в чем его ловушка 

Если вы входите в эту игру, то в дальнейшем не можете устоять на одной вершине и начинаете проявляться в трех ролях. Треугольник начинается с исполнения кем-то роли Агрессора, другой принимает на себя роль Жертвы, чтобы дать отпор. Часто встречающийся вариант - вход в треугольник Спасателя. 

Самый простой пример: друг просит у тебя помощи. У тебя другие планы, но ты откладываешь собственные дела и решаешь сделать доброе дело. Ты - Спасатель. Помощь затягивается и тебе хочется отказаться, но на тебя давят, ты жалуешься другим и ты становишься Жертвой. Позже, ты намекаешь, что устала помогать, но не говоришь прямо, что хочешь отказаться. Таким образом, ты пробуждаешь чувство вины у друга и ты становишься Агрессором. 

В конечном итоге, в треугольнике никто не счастлив, все играют навязанные другими роли. Чем дольше длится игра, тем больше игроки коррелируют свою жизненную философию под выбранную модель поведения. Чем дольше в треугольнике, тем сложнее из него выйти. 

 

Как выйти из треугольника 

1. Взять на себя ответственность за свой выбор и свою жизнь. Если не комфортно, необходимо что-то менять. 

2. Помнить, что нет безвыходных ситуаций, есть выходы, которые нам не нравятся.

3. Не решать за других людей, что им делать. Люди - не ваша собственность. 

4. Не помогать, когда тебя не просят. В случае обращений за помощью, анализировать: нужны твои действия или свободные уши. 

5. Спросить себя “зачем мне это надо” и честно ответить. 

6. Обратитесь к психологу, так как глубокому самоанализу способен не каждый. 

При выходе из треугольника, Жертва становится героем, который сможет самостоятельно решать свои проблемы. Агрессор превратится в философа - он наблюдает за людьми не пытаясь их изменить. Спасатель становится мотиватором, который “заряжает” героя, при этом ничего не делая за него.