Найти тему
АвТОгус

Самый популярный в СССР детский художественный фильм.

В СССР снималось огромное количество фильмов, был период когда кинокамер в нашей стране было больше чем в Голливуде. На создание полотен тратились огромные, даже по сегодняшним временам, деньги. На фильм Первой категории могли выделить за счет Госкино от 300 до 400 тысяч рублей. Это поистине немыслимые суммы. Ленты подразделялись на художественные, демострировавшиеся в кинотеатрах, и телевизионные. Конечно бюджеты первых и вторых разнились. Ведь государство получало огромный доход именно от проката. С расширением числа каналов и возможностей съемок и обработки видео огромные кинотеатры ушли в прошлое. Да и фильмы, некоторые люди сегодня предпочитают смотреть дома, а не в зале.

Однако, не смотря на пометку телевизионный, фильм "Приключения Электроника" снимался на Одесской киностудии с размахом. Основные сцены должны были быть отработаны в Одессе, а имитировать заграницу, по советской традиции предстояло Литве, а вернее Вильнюсу. В книге же действие происходило в Москве, но об этом в ленте говорят лишь один раз. Причем в столице не середины ХХ века, а в будущем. В фильме же действие происходит в конце семидесятых. В самой первой сцене, где профессор со своей ассистенткой принимают шпиона Урри за монтера Мосэнерго. Впрочем, книга и сценарий, хоть и писались Евгением Велистовым, имели между собой не очень много общего. Думаю люди моего поколения и кино видели и книгу, а вернее пару книг читали(их действительно было две: Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг»).

-2

В общем история довольно простая, некий профессор использовав изображение незнакомого мальчика придал его внешность своему изобретению, человекоподобному роботу. По книге Элек или Электроник, так профессор Виктор Иванович Громов(Николай Гринько), назвал машину, отлично разбирается в математике. В фильме он может почти все, и даже бегать со скоростью в 300 километров в час.

-3

Не совсем понятно по фильму другое. Как, о том, что московский светило изобрел совершенного робота-андроида узнали именно бандиты из загадочной зарубежной страны, а не жители СССР?

А о том, что это именно иностранные жулики мы узнаем в первой части фильма, еще до появления титров. В подземный гараж, для многих жителей союза это непременный атрибут капстраны, по пандусу едут Buick Electra 225(1973 год), Ford 20M P7b и Opel Rekord обе машины 1969 года. Одна машина американская, две европейские.

-4

Судя по наличию клыков на бампере, иной решетке радиатора, а это видно на стоп-кадре, это Electra именно 73 года выпуска. Его восьмерка выдавала 250 лошадей. Кстати это первая модель у которой мощность рассчитывалась не с первичного вала, а с колес.(потеря была более чем в 100 сил). В качестве опции были доступны электростеклоподъемники всех дверей, электропривод сидения водителя и кожаный салон.

-5

А вот Ford машина европейская. Почему так много букв и цифр в названии? Дело в том, что это была седьмая модель компании после Второй мировой войны. Поэтому есть цифра "7". "20 М" - это наличие более мощного шестицилиндрового двигателя. А" В" это рестайлинговая версия с двумя блок фарами, вместе четырех круглых.

-6

Opel Rekord 69 года, наварная самая успешная с коммерческой точки зрения модель компании. Rekord С только получил новый кузов. Европейцев привлекал американизированный дизайн, невысокая цена, надежность и большие размеры машины.

-7

Когда сподручный главного злодея Стампа(Владимир Басов) Люг(Лев Перфилов) знакомит его со своим протеже Урри(Николай Караченцов) то на сцене появляется еще один герой. Это тюнингованный в лучших советских традициях и самый желанный для любителей двухколесной техники мотоцикл произведенный в ЧССР Jawa 350 Typ 634.8. В отличие от предыдущей модели крылья у него окрашивались в светло-серый цвет. У машины была новая рама и новый же силовой агрегат мощностью в 23 лошадиные силы. Кстати обратите внимание на трубы защиты ног водителя, они появились на этой модели серийно. Ну и конечно же сама окраска. 350-й был вишневым, а не красным.

-8

В общем Урри пребывает в Москву, хотя мы видим дом в Одессе и начинает вести слежку за профессором и Электроником. Когда Элек (Владимир Торсуев) убегает от Громова, то ученый с помощницей Машей(Елизавета Никищихина) бросаются за ним в погоню. Автомобиль правда у них совсем не спортивный. Это Москвич 2140.

-9

Думаю подробно раскатывать о нем никому не нужно. За ними по пятам, на нещадно дымящей Jawa постоянно следует Урри. А мальчик-робот неожиданно становится участником соревнования велосипедистов. А вот на шоссе мы видим М-20 Победа,

-10

два ЗИЛ-130 с прицепами и цистерну на базе ГАЗ-53 и ВАЗ 2101.

-11

На старте же с группой велосипедистов стоит мотоцикл Днепр МТ-9, это первая модель Киевского мотоциклетного завода получившая поворотники и последняя с 6-ти вольтовой электросистемой и раздельными сидениями пассажира и водителя. Мощность ее оппозитного двигателя составляла 32 лошадиные силы.

-12

Там же на старте стоит автомобиль поддержки колонны велосипедистов - это грузовой Москвич серии 433/434, причем поздняя его версия. Обратите внимание, что задняя, третья дверь не разделена на половинки, а цельная. Главным отличием у этих машин были моторы. У 33-го под капотом стоял движок в 50 сил, а у 34-го в 75.

-13

Когда Элеку дают велосипед, то мимо проносится КАЗ 608В. Почему я считаю, что это именно этот тягач? Обратите внимание, на форму кабины. В 1976 году она стала квадратной. В тот же год с передней части исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, а вместо него появились буквы КАЗ. Там стоял мотор ЗиЛ-130Я5, масса перевозимого груза возросла до 15,5 тонн, а ёмкость двух топливных баком увеличили до 250 литров. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составлял более 700 км.

-14

Когда же Элек пытается совладать с велосипедом, то мы видим машину ГАИ, это желто-синий седан ВАЗ 2101.

-15

Громов и Маша приезжают к временному посту ГАИ, он видимо обеспечивал безопасность велосипедистов. И тут мы видим сразу несколько интересных моделей машин и мотоциклов. Это еще один Днепр МТ-9, у него есть поворотники. Синий УАЗ 452 , это не классический "головастик", и не "буханка". Обратите внимание на стекло задней стенки салона, оно имеет форму трапеции, и значит перед нами УАЗ модели Кубань У1А1.

-16

Сам же постовой ездит на Москвич 412.

-17

Когда Громов беседует с Машей, то за их спинами мелькают машины. Я никогда не присматривался, что же там ездит, но тут решил отсмотреть все по кадрам. Смотрите, первым мимо проезжает Москвич 403, явно с курортниками, у них багажник на крыше со скарбом.

-18

Потом мы видим туристический Ikarus 55

-19

Грузовик ГАЗ-51

-20

ГАЗ-53

-21

ГАЗ-21 Волга

-22

ГАЗ 24 и Ikarus 250

-23

ЗАЗ 966 или как его еще называли "с ушами"

-24

Совсем древний Москвич 401

-25

и "копейку" ВАЗ 2101

-26

Элек продолжает гонку, а профессор возвращается в город, на улице мимо него проезжает Волга ГАЗ-24 первого поколения. У нее нет "клыков" и катафот отражателей стоят на стенке багажника.

-27

После действие фильма переносится с улиц в помещения, и снова мы попадает на воздух лишь в тот момент, когда Сережа Сыроежкин(Юрий Торсуев) раскатывает по улицам на мопеде Львовского мотозавода - Верховина. Интересный факт, по виду это на все сто проектов модель "4", однако поискав информацию я нашел интересную информацию, мопед был собран частично из деталей Верховины 3 и Верховины 4.

-28

За мальчиком по городу едет самый популярный грузовичок ИЖ 2715 или "каблук". Он выпускался заводом 29 лет. И стал самых популярным фургоном в СССР. Из ворот предприятия выехало более 2 миллионов 300 тысяч этим машин.

-29

Папа Сережи(Юрий Чернов) в фильме имени не имеет, но ездит на седельном тягаче Škoda-Liaz 706, однако серию определить затрудняюсь. Это может быть как седельный тягач RTTN(выпускался с 1957 по 1985), так и более мощный и поздний MTTS (который выпускался с 1974 по 1988).

-30

Когда Элек убегает в очередной раз, то его находит в витрине детского мира девочка Майя Светлова(Оксана Алексеева). И тут мы видим ставший раритеты в Москве, но во всю эксплуатировавшийся в других городах троллейбус ЗИУ 5. Кстати в Одессе, где и снимался фильм, последние машины этой сери были выведены из эксплуатации в 1989 году.

-31

В очередном заезде Сыроежкина по улицам, мы можем увидеть еще один Ikarus 250.

-32

Потом засланный бандитами Урри похитит таки Электроника. И действие переместится "за границу", в Вильнюс или Литовскую ССР. Мафиози ездят на польском микроавтобусе 1977 Nysa 522, причем это серия моделей "M", у них была приподнята крыша.

-33

Интересно другое. Почему бандиты везут Элека не на Nysa? Ведь он сидит на переднем сидении RAF 2203

-34

Видим мы уже знакомые Ford 20M P7b и Opel Rekord, но появляются и новые автомобили.

-35

В частности когда банда подъезжает к музею на компактном Pontiac Ventura 1973 модельного года. Это второе поколение машин. Они получили новую решетку радиатора в стиле спортивного GTO и стали последними моделями в которых использовался двухдиапазонный "автомат".

-36

А рядом останавливается Opel Commodore первого поколения 1967 года выпуска. По сути это всего лишь вариант более дешевого Opel Record, правда с более мощным шестицилиндровым двигателем. На него так же можно было установить не только механику, но уже упомянутую мной выше автоматическую коробку от GM с двумя ступенями.

-37

Когда Элек понимает, что его обманули, и что люди представлявшиеся поборниками справедливости просто бандиты, он убегает и увозит с собой похищенные полотна. Делает это он на машине из ПНР(Польской народной республики) Jelcz , причем это передвижная автомастерская с индексом 574 Z N-117. Изначально это был армейский грузовик Star 66, модель же Jelcz 660 стала его улучшенной версией.

-38

Почему именно этот грузовик попал в СССР? Дело в том, что именно в Польше выпускалась версия в виде специализированной автомастерской на колесах. Чего в кузове только не было. Там стояли сверлильный и токарный станки, был ручной пресс, монтировались слесарные верстаки, установка очистки свечей зажигания, прямо на месте можно было собрать и разобрать дизельный двигатель, запитать генератором любой лагерь. Обратите внимание на огромный бампер грузовика. Он стоит там не просто так. Дело в том, что на него монтировался кран, стрела которого при транспортировке прикреплялась к боковине кузова.

-39

Конечно добро победило зло. Преступники понесли заслуженную кару, а Электроник вернулся на родину, к своим друзьям.