В книгах про попаданцев, всегда интересно читать, как наш современник, оказавшийся в прошлом или в каком-нибудь параллельном мире, лихо преобразует его экономику. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила историю, которая существовала в действительности и происходила она не в далеких Европах и загадочных Азиях, а у нас в России. Но, как всегда, давайте по порядку.
В своих статьях о Соловецком монастыре я уже рассказывала о святителе Филиппе, правда, в основном о том, как он пытался сдержать нрав Ивана Грозного и воспрепятствовать опричнине. Но до того, как стать митрополитом Московским, Филипп больше двадцати пяти лет провел на Соловках - начав с послушника и дойдя до игумена монастыря. То, что игумен Филипп успел сотворить в монастырском хозяйстве в бытность настоятелем, можно смело брать за основу любого романа, помня при этом, что все события происходили на самом деле, а не являются выдумкой автора.
Когда Филипп был назначен игуменом, а было это в 1548 году, монастырская братия вела полуголодное существование, так как за десять лет до этого в монастыре был страшный пожар, который уничтожил не только храмы, но и все монастырское хозяйство вместе с запасами. И Филипп, принимая на себя ответственность за монастырь и монахов, понимал, что монастырь нужно поднимать практически с нуля. Чего же добилась монастырская братия за 18 лет игуменства Филиппа?
Для того, чтобы заново отстраивать монастырь, а также для возведения каменных храмов (а за время игуменства Филиппа были возведены Спасо-Преображенский собор и Успенский храм), нужна была мощная экономическая база. Монахи не могли возвести храмы своими силами, а значит приглашались специальные артели строителей, которым нужно было где-то жить и что-то есть. В результате в монастыре появились печи для обжига кирпича и склады, где его хранили. Возводили избы для строителей, каменную гостиницу для паломников и кельи для новых иноков, а также поварню для того, чтобы накормить всех, живущих и работающих в монастыре.
Вопрос пропитания, особенно после пожара, как я уже говорила, стоял особенно остро. И решать этот вопрос монахи монастыря под руководством Филиппа стали по всем направлениям. Выращивать хлеб в суровом северном климате монахи, разумеется, не могли, поэтому зерно возили "с большой земли". В условиях высокой влажности зерно быстро отсыревало и плесневело. По распоряжению Филиппа в обители возвели каменное сушило с подъемным механизмом, который поднимал и провеивал зерно, а затем ссыпал его в амбар.
Для помола зерна на месте старых сгоревших мельниц поставили новые, каменные. От Святого озера был прорыт канал и вода поступала на мельницы, вращая мельничное колесо и двигая жернова. Более того, для помола тоже был придуман механизм подобно тому, что сушил и провеивал зерно. На мельницах он поднимал и засыпал зерно и провеивал муку.
Но канал к мельницам был не единственным на Соловках. Чтобы обеспечить монастырь свежей проточной питьевой водой, насельники монастыря очистили Святое озеро, на берегу которого стоит обитель, и провели к нему множество каналов, соединив 78 озер с разным уровнем воды в них. В итоге вода из них поступала (и поступает до сих пор) в Святое озеро, и излишки сливались через шлюз в море (говорят, что этот шлюз действует до сих пор).
Что удивительно - каналы эти были вырыты и укреплены валунами четыреста лет назад, но до сих пор прекрасно выполняют свою функцию. Поневоле возникает мысль о том, что в старину умели строить так, что современным строителям порой далеко.
Другим доказательством качества строительства и гениальности Филиппа, как организатора, являются дороги, проложенные в это же время - строительство нужно было обеспечивать материалами, а без нормальных дорог это сделать было невозможно.
До сих пор на Соловках можно увидеть знаменитые Филипповские рыбные садки - замечательную идею монахов для сохранения живой рыбы. Насельники обители отгородили часть залива искусственной дамбой и выпускали туда рыбу, которую ловили при хорошей погоде. Когда же шторма мешали выйти в море, монастырь был обеспечен свежей рыбой.
Если собрать воедино и представить все нововведения и преобразования монастыря, которые осуществили иноки обители под руководством Филиппа, становится ясно, что по сути игумен построил на Соловках отдельное, экономически-развитое хозяйство, с элементами, которые для XVI века, на мой взгляд, можно назвать просто революционными. В любом случае этим фактом истории Соловецких островов можно по праву гордиться.
Но это не единственный факт в истории, вызывающий гордость за наших предков, и я обязательно расскажу о них в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Другие рассказы об истории Соловецкого монастыря можно прочесть здесь:
Как соловецкие отшельники противостояли опричнине и Ивану Грозному