Найти тему

Экономическое чудо, сотворенное монахами на русском Севере в XVI веке

В книгах про попаданцев, всегда интересно читать, как наш современник, оказавшийся в прошлом или в каком-нибудь параллельном мире, лихо преобразует его экономику. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила историю, которая существовала в действительности и происходила она не в далеких Европах и загадочных Азиях, а у нас в России. Но, как всегда, давайте по порядку.

В своих статьях о Соловецком монастыре я уже рассказывала о святителе Филиппе, правда, в основном о том, как он пытался сдержать нрав Ивана Грозного и воспрепятствовать опричнине. Но до того, как стать митрополитом Московским, Филипп больше двадцати пяти лет провел на Соловках - начав с послушника и дойдя до игумена монастыря. То, что игумен Филипп успел сотворить в монастырском хозяйстве в бытность настоятелем, можно смело брать за основу любого романа, помня при этом, что все события происходили на самом деле, а не являются выдумкой автора.

Соловецкий монастырь. Старинная гравюра. Фото из открытых источников
Соловецкий монастырь. Старинная гравюра. Фото из открытых источников

Когда Филипп был назначен игуменом, а было это в 1548 году, монастырская братия вела полуголодное существование, так как за десять лет до этого в монастыре был страшный пожар, который уничтожил не только храмы, но и все монастырское хозяйство вместе с запасами. И Филипп, принимая на себя ответственность за монастырь и монахов, понимал, что монастырь нужно поднимать практически с нуля. Чего же добилась монастырская братия за 18 лет игуменства Филиппа?

Для того, чтобы заново отстраивать монастырь, а также для возведения каменных храмов (а за время игуменства Филиппа были возведены Спасо-Преображенский собор и Успенский храм), нужна была мощная экономическая база. Монахи не могли возвести храмы своими силами, а значит приглашались специальные артели строителей, которым нужно было где-то жить и что-то есть. В результате в монастыре появились печи для обжига кирпича и склады, где его хранили. Возводили избы для строителей, каменную гостиницу для паломников и кельи для новых иноков, а также поварню для того, чтобы накормить всех, живущих и работающих в монастыре.

Кирпичи, которые производил Соловецкий монастырь. Фото из открытых источников
Кирпичи, которые производил Соловецкий монастырь. Фото из открытых источников

Вопрос пропитания, особенно после пожара, как я уже говорила, стоял особенно остро. И решать этот вопрос монахи монастыря под руководством Филиппа стали по всем направлениям. Выращивать хлеб в суровом северном климате монахи, разумеется, не могли, поэтому зерно возили "с большой земли". В условиях высокой влажности зерно быстро отсыревало и плесневело. По распоряжению Филиппа в обители возвели каменное сушило с подъемным механизмом, который поднимал и провеивал зерно, а затем ссыпал его в амбар.

Для помола зерна на месте старых сгоревших мельниц поставили новые, каменные. От Святого озера был прорыт канал и вода поступала на мельницы, вращая мельничное колесо и двигая жернова. Более того, для помола тоже был придуман механизм подобно тому, что сушил и провеивал зерно. На мельницах он поднимал и засыпал зерно и провеивал муку.

Устройство водяной мельницы. Фото из открытых источников
Устройство водяной мельницы. Фото из открытых источников

Но канал к мельницам был не единственным на Соловках. Чтобы обеспечить монастырь свежей проточной питьевой водой, насельники монастыря очистили Святое озеро, на берегу которого стоит обитель, и провели к нему множество каналов, соединив 78 озер с разным уровнем воды в них. В итоге вода из них поступала (и поступает до сих пор) в Святое озеро, и излишки сливались через шлюз в море (говорят, что этот шлюз действует до сих пор).

Соловецкие каналы. Фото из открытых источников.
Соловецкие каналы. Фото из открытых источников.

Что удивительно - каналы эти были вырыты и укреплены валунами четыреста лет назад, но до сих пор прекрасно выполняют свою функцию. Поневоле возникает мысль о том, что в старину умели строить так, что современным строителям порой далеко.

Другим доказательством качества строительства и гениальности Филиппа, как организатора, являются дороги, проложенные в это же время - строительство нужно было обеспечивать материалами, а без нормальных дорог это сделать было невозможно.

Дороги, которым почти 450 лет! Фото из открытых источников
Дороги, которым почти 450 лет! Фото из открытых источников

До сих пор на Соловках можно увидеть знаменитые Филипповские рыбные садки - замечательную идею монахов для сохранения живой рыбы. Насельники обители отгородили часть залива искусственной дамбой и выпускали туда рыбу, которую ловили при хорошей погоде. Когда же шторма мешали выйти в море, монастырь был обеспечен свежей рыбой.

Филипповские садки. Фото из открытых источников
Филипповские садки. Фото из открытых источников

Если собрать воедино и представить все нововведения и преобразования монастыря, которые осуществили иноки обители под руководством Филиппа, становится ясно, что по сути игумен построил на Соловках отдельное, экономически-развитое хозяйство, с элементами, которые для XVI века, на мой взгляд, можно назвать просто революционными. В любом случае этим фактом истории Соловецких островов можно по праву гордиться.

Но это не единственный факт в истории, вызывающий гордость за наших предков, и я обязательно расскажу о них в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Другие рассказы об истории Соловецкого монастыря можно прочесть здесь:

Как соловецкие отшельники противостояли опричнине и Ивану Грозному

Степан Разин, патриарх Никон и Соловки

Кому завещал свой меч Дмитрий Пожарский