Я не смотрю ничего про последнюю трагедию. Но, как ни дистанцируйся, все равно лезут новости. Не открываю, не вникаю, не ковыряю себе ничего внутри. Анализирую по заголовкам. И хочу сегодня вот о чем поговорить. О предложениях, которые возникают в воспаленных и светлых головах.
От адекватного: нужно восстанавливать здоровую атмосферу в школе, до бредового: все запретить и распределить Росгвардию по всем школам - набор "кто во что горазд" пополняется со скоростью света. Хайпуем, хайпуем... куда ж без этого? Такая тема горячая. Дети. Свои 5 рублей надо вставить, запилить кликбейтный заголовок.
Можете и меня туда же причислить, но я выскажусь. Я долго думала, в чем же дело и вот до чего додумалась. Что произошло в 90х? И что осталось от них до сих пор? Все снесли: киоски, рынки, безумную рекламу, всякое мракобесие от Чумаков и Кашпировских, кроме этого. Не догадались, думаю, подскажу: железные двери на подъездах с кодовыми замками, двойные двери в квартирах и решетки на первых этажах и подвальных окнах.
Знаете, что было утрачено, в первую очередь после перехода от одной страны к другой (и я не романтизирую, сейчас не об этом)? Доверие. С того момента, процесс низложения доверия не останавливается, а только набирает обороты.
Какая у нас самая распространенная поговорка? Вспомните? "Не обманешь (не хочу писать сейчас матерное слово, угадаете) - не проживешь". Доверие рухнуло везде. А оно есть основа развития гражданского общества.
Назовите социальный институт, которому вы можете доверять безусловно. Прям напишите в комментарии.
- Вы верите в институт образования? В прозрачность экзаменов? Честность оценки студентов? Рейтинги вузов, школ?
- Может быть в здравоохранение? Уже вакцинировались? Может быть вам никогда не приписывали ненужные анализы в платной клинике? Или в государственную идете вприпрыжку?
- Возможно, вы доверяете судебной системе? Без оглядки придете в суд, если будете не виновны, а на вас заведут дело?
- Наверное, стоит обратить внимание на социальные институты? Да, возможно, вы верите в то, что будете обеспечены пенсией? Или в то, что деньги на капитальный ремонт собираются именно на капитальный ремонт? Может быть вы верите в то, что получите выплату от фонда социального страхования при производственной травме? Вы же отчисляете от своей зарплаты ежемесячно в этот фонд от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. Ежемесячно.
- Вы верите депутату от своего округа? Вы его вообще, знаете? Или мэру? Или губернатору? Или тому, чье имя нельзя называть? Вы верите в выборы? В их результаты?
- Вы верите в то, что написано на этикетках в магазинах? А в доброе намерение создать ТСЖ?
Доверие - главное условие устойчивого развития и стабильности системы. Мы доверяем (?) своих детей воспитателям и учителям и верим, что первые не накормят их валерианкой, а вторые не будут унижать, пока нас нет рядом. Мы верим тому, что перед пешеходным переходом водители будут притормаживать, а не разгоняться. Мы верим в то, что дом, в который мы въезжаем, построен по СанПиНам и не рухнет. Что в кинотеатре стоит проверенная (и вообще стоит) сигнализация. Что двери не заблокированы. Что на входе в учреждение сидит не свадебный генерал, а человек, который не пустит того, кто не должен пройти в учреждение. А того, кто может и должен - впустит, а не унизит, пользуясь своим маленьким положением власти
Мы верим? Нееееееет. Мы не верим почти полностью тому, чему должны верить потому, что мы согласились на цивилизацию и на организованное общество. Мы постоянно находимся в состоянии напряжения и подвоха. Мы не можем бесконечно все контролировать и, согласившись на цивилизацию, мы расслабляемся, доверяя и...
- Хромая Лошадь
- Керч
- Зимняя Вишня
- Казань
Нас учат не доверять. Нас учат быть не обществом, а кучей напряженных, взаимноподозрительных сожителей:
- вы должны контролировать детей и то, что они смотрят/слушают/с кем общаются (не доверять, а контролировать)
- нам нужно контролировать вас на всех входах, на всех улицах, везде (но ведь и этот контроль не для нас, не для общества, а для чего? для формирования образа того, что все под контролем; контроль ради образа)
Единственное, на мой взгляд, что восстановит порядок и вылечит болезни общества - это ориентир на доверие. Со мной можно не соглашаться. Доверие не слепое, а обоснованное. Нас, кстати, заставляют именно слепо верить. За неверие - строго наказывают. Как само государство, так и неизбежные погрешности в виде ЧП.
Что делать?.. Если говорить о школе, поскольку я все-таки больше про детей и про них, как про будущее - то брать все в свои руки. Не бояться, настаивать, требовать создания нормальных условий, а не вот этого вот всего. Нормальные условия - это не создание видимости, а реальные условия. Это не заворачивание гаек, развёртывание кордонов охраны, запреты Ютуб, Моргенштерна, кого там ещё вспоминали, как источник зла? Это техника безопасности, вместо заведённой для проверки тетрадки по технике безопасности, вместо урапатриотизма - просветительство и понятные социальные лифты и деятельность соответствующих институтов, вместо "мы не выносим сор из избы" - психологическая помощь и поддержка, вместо "закрыли глаза" - работа с буллингом, вместо "грамот за выдающиеся заслуги первой степени" неработающим сотрудникам школ - признание того, что львиную долю работы за учителей делают репетиторы. И так далее и тому подобное.
Как? За три летних месяца призовите всю свою мужественность и создайте с теми, кому не безразлично, нормальные родительские комитеты. Такие, которые будут влиять хоть на что-то, на основании Закона, Устава, договора, а не только собирать копеечки на подарки учителям и туалетную бумагу, устраивая холивары в родительских чатах.
Начать просто. Просто надо начать. Ситуация сверхочевидна: никто ничего, кроме сотрясания воздуха и "актуальных" предложений делать не собирается.
Вот, что я думаю по этому поводу... И если мы каждый раз обманываемся, то мы каждый формируем травмирующий отрицательный опыт, который исправлять очень и очень сложно. Это уже психология.
Кстати, о доверии очень много написано научных работ. Это не моя теория из ниоткуда.
Поищите, почитайте: "Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества" / отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой.— М.: Издательский дом, НИУ ВШЭ, 2013