Найти тему
Манжета театроведа

Кинороль молодого Андрея Тарковского - и немного о картошке

В роли Гостя - А.Тарковский. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев
В роли Гостя - А.Тарковский. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев

Андрей Тарковский привычнее нам в роли режиссера. Но была у него и запоминающаяся актерская работа – очень, на мой взгляд, примечательная, учитывая судьбу самого Андрея.

Фильм Марлена Хуциева "Застава Ильича" снят в самом начале 60-х (впервые вышел на экраны в сокращении и под названием "Мне двадцать лет"). Его герой Сергей (Валентин Попов) только пришел из армии, устроился на работу – но совершенно не знает, что делать теперь с собой и своей жизнью. А вокруг - почти праздничная "оттепельная" Москва: толпы молодежи, танцы на улице, вечера в Политехническом...

Сергей - В.Попов, Аня - М.Вертинская. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев
Сергей - В.Попов, Аня - М.Вертинская. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев

Невеста Сергея Аня (Марианна Вертинская) устраивает в свой день рождения стиляжную вечеринку. Здесь в основном случайные люди – у Ани нет близких друзей, да и сама она заявляет, что ходить в гости скучно, "а не ходить еще хуже" и что круг друзей должен постоянно обновляться.

Перед нами этакая золотая молодежь своего времени. Среди прочих Хуциев снял и нескольких молодых выпускников режиссерского факультета ВГИКа. Меж них и совсем молоденький Андрей Тарковский в роли гостя-весельчака. Разговор старательно уводится от серьезных тем. Одна девушка (Светлана Светличная) упоминает о войне в ответ на реплику "Хорошо вовсе не иметь родителей!":

– Ну, вот у меня нет родителей.

– А где они?

– Под Смоленском...

— но ее фразу старательно пропускают мимо ушей.

И вот шутки ради вносят котелок с печеной картошкой.

Гость - А.Тарковский, Юра - А.Кончаловский. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев
Гость - А.Тарковский, Юра - А.Кончаловский. Х/ф "Застава Ильича", 1965 г. Реж. М.Хуциев

Картошка в ходе веселья падает на пол, раскатывается, вокруг нее танцуют, ее пинают ногами. Некоторые ребята робко пытаются подобрать ее и водворить на стол. Открыто возмущается один Сергей. Он в этот момент вспоминает историю, рассказанную матерью: она в войну, потеряв продуктовые карточки, копала за городом, практически в зоне боевых действий, картошку, – потому что дома ждал голодный Сережа. Сергей поднимает тост "за картошку", и разгорается ссора: лощеный сверстник упрекает его в «квасном патриотизме».

– Есть вещи, к которым я отношусь серьезно, - отвечает Сергей. – К революции. К тридцать седьмому году. К войне. К тому, что у половины из нас здесь нет отцов. И к картошке.

– А к репе? – ернически спрашивает гость, которого играет Тарковский. - К репе вы серьезно относитесь?

Стоящая рядом девушка (Ольга Гобзева) не выдерживает и отвешивает шутнику пощечину.

-4

И вот это – блестящий пример того, как роль может расходиться с личностью исполнителя. Как и Хуциев, Тарковский не принимал вытеснения памяти о войне. Сам ребенок военных лет, он активно проживал в кино тот горький опыт. Незадолго до съемок Андрея в картине "Застава Ильича" на экраны вышло его "Иваново детство". А после он воплотит опыт военного детства в исповедальном фильме "Зеркало". И уж конечно, настоящий Андрей Тарковский никогда не задал бы глумливого вопроса про репу. Более того, была своя "история с картошкой" и в его жизни. Слово его сестре Марине, вспоминавшей в своей книге "Осколки зеркала":

Остаток этого лета [второго после войны - 1947 года – О.Г.] мы провели под Москвой, в деревне около Петушков, жили одни в заброшенной, полуразвалившейся избе. ...нам было совсем плохо. Как это у Некрасова? «В мире есть царь, этот царь беспощаден…» Да, нас мучил голод. Мама работала, и по субботам мы шли на станцию ее встречать. По дороге мы мечтали о том, что она привезет, и играли в странную игру: Андрей рисовал на дорожной пыли, чего бы он хотел поесть, а я должна была угадывать, что именно он нарисовал.
Привезенные мамой скудные продукты исчезали очень быстро, и конец недели был самым мучительным. Мы рвали красную рябину, но, даже испеченная на костре, она не утоляла голод. Грибы в тех местах росли какие-то странные, похожие на белые, но горькие и несъедобные. Другого «подножного корма» не было.

И – картошка:

Однажды в лесу мы набрели на небольшую делянку с картошкой. Был конец августа, и картошка уже была крупной. Она была какого-то замечательного сорта — удлиненной формы, розоватая, необыкновенно вкусная.
В первый раз Андрей нарыл немного — сколько уместилось за пазухой. На следующий день он уже взял с собой сумку. Я сидела «на шухере» и шепотом торопила его: «Хватит, Андрей, пойдем!» Но он только нетерпеливо дергал в мою сторону ногой — отстань, мол. Если бы вдруг пришли хозяева, они нас, возможно, убили бы. Избили бы наверняка. Но все обошлось. А скоро то лето кончилось, и мы уехали домой, в Москву.

Осенью того года у 15-летнего Андрея на почве истощения открылся туберкулезный процесс.

Картошка позже появится и в его творчестве, в фильме "Зеркало". Когда героиня фильма – Мать (в исполнении Маргариты Тереховой) – во время войны приведет сына в зажиточный дом врача, голодный ребенок будет сидеть и долго, мучительно долго глядеть на соблазнительную картину: вареная картошка и расточительно пролитое, капающее со стола молоко. И, сын своей гордой матери, не позволит себе ни взять, ни попросить.

Кадр из х/ф "Зеркало". 1978 г. Реж. А. Тарковский
Кадр из х/ф "Зеркало". 1978 г. Реж. А. Тарковский
Кадр из х/ф "Зеркало". 1978 г. Реж. А. Тарковский
Кадр из х/ф "Зеркало". 1978 г. Реж. А. Тарковский

Так что следом за героем Владимира Попова реальный Андрей Тарковский мог бы сказать:

«Есть вещи, к которым я отношусь серьезно. ...К войне. К тому, что у половины из нас здесь нет отцов. И к картошке».

© Ольга Гурфова

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

--

Спасибо моим читателям!

Если вам понравилась статья, буду очень благодарна за комментарии, лайки и перепосты. Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме – и получайте больше историй о театре и кино!