Недавно просматривал видео блогера-пилота, который рассказывал о том, как проходят полеты современных самолетов. Так вот, в этом видео, меня заинтересовал момент, где пилот показывал как происходит общение между ним и диспетчером во время полетов. Не вся информация идет в виде голосовой связи, есть и более современные технологии.
Существует система связи при помощи коротких сообщений - ACARS. Работая в этой системе, пилоты могут обмениваться простыми сообщениями с диспетчером и между самолетами, находящимися в воздухе. Мне, как любителю радио, было интересно принять эти сигналы. Тем более, что они, как и многие другие, передаются в незашифрованном виде.
Сигналы ACARS, передаются с борта воздушного судна на одну или несколько наземных станций системы, а затем уже по каналам связи, адресату. Система наземных станций ACARS принадлежит коммерческой организации и осуществляет доступ к своим услугам авиакомпаниям на коммерческой основе. Система является как бы дублирующей для голосового канала связи. Помимо наземных станций используется и спутниковый канал передачи сообщений.
Через данную систему на борт могут передаваться сообщения о погоде, детали маршрута. В основном, удобно передавать через систему цифровую информацию, так как обычно при передачи цифр голосом, могут возникать ошибки из-за помех в радиоканале.
Для приема ACARS можно воспользоваться SDR приемником и программой SDRSharp. Что я и сделал. Для приема сигналов мне понадобилась программа multipsk и драйвер виртуального аудио кабеля. Я специально не называю частоту работы в системе, заинтересованный читатель легко найдёт её в интернете, а я не нарушу правила Яндекс Дзена.
Удивительно то, что сигналы отправленные в систему сообщений я смог принимать ещё до того как подсоединил к приемнику антенну нужного диапазона. Это говорит о высокой чувствительности и помехозащищенности системы.
Система удобна еще и тем, что помимо сообщений, создаваемых человеком, она может отправлять и автоматические сигналы. Так например о любой неисправности на воздушном судне, тут же будет отправлено автоматическое послание на землю. А с земли, наоборот, приедет сообщение о изменении погодных условий. При этом диспетчер может отправить "Смс-ку" как какому-то конкретному борту, так и всем сразу.
Так как моей задачей было принять сообщения системы ACARS, я не стал устанавливать программу декодер, которая декодирует само тело сообщений, принятых программой multipsk. Считаю, что это уже выходит за рамки любительства.