Найти тему

«Кристализовать дух, успокоить думы, исправить себя..." - об искусстве Каллиграфии

В древнем Китае искусство каллиграфии почитали наравне с боевыми искусствами. И многие мастера внутренних школ ушу с интересом развивались и в области искусства каллиграфии. Дело в том, что обе эти области в китайском мировоззрении - это Практика или Путь, через который мы можем взращивать #гунфу и целостно развивать и тело, и сознание, и дух.

Вообще существует широкое множество таких видов деятельности, но сегодня вспомним именно о таком ярком и изящном способе, как искусство каллиграфии. #Каллиграфия – это не просто технология. По словам мастеров, как и всякая практика она подразумевает определенное мировоззрение, требует сосредоточения и внутренней тишины.

В каллиграфии движение духа важнее, чем результат на бумаге. Как и в тайцзи работа сознания и Ци много важнее, чем видимые формы и перемещения тела (которые, кстати, образно называются "рисунок"). Древние мастера пользовались двумя правилами: «Кристаллизовать дух, успокоить думы, исправить себя, усвоить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, на берегу пруда приближаться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, выправлять сердце, гармонизовать Ци — все это обещает появление прекрасного произведения искусства. Если же сердце и дух неверны, то и знаки рисуются вкривь и вкось; если воля и Ци не согласованы, то и образы получаются искаженными».

Другими словами, необходимо сосредоточить внимание, отбросить побочные мысли (освободить ум), настроить сердце (душу), упорядочить Ци, объединить движение мысли и кисти, и только тогда приступать к творчеству. Иногда прежде чем начинать водить кистью, мастера рекомендуют направлять Ци в Даньтянь, потом опускать кисть на бумагу, с тем чтобы движения руки и пальцев были наполнены Ци, исходящим из поля киновари.

Ли Цзымин - патриарх #багуачжан стиля Лян в конце жизни много времени посвящал каллиграфии, проводя прямую параллель с боевым искусством. Ниже вы можете видеть его дарственный лист своему любимому ученику Суй Юнцзяну, одному из коренных наставников нашей школы.

«Старанием можно восполнить неумелость. Превосходному ученику внутреннего круга Юньцзяну. На память преемнику в четвертом поколении». Дарственная надпись от учителя Ли Цзимина.
«Старанием можно восполнить неумелость. Превосходному ученику внутреннего круга Юньцзяну. На память преемнику в четвертом поколении». Дарственная надпись от учителя Ли Цзимина.

Познакомитесь с наиболее известными стилями китайской каллиграфии

/на основе материалов группы Центр Дао Дэ/

Чжуаньшу (кит.трад. 篆書, упр. 篆书) «иероглифы печати», появился это стиль в VIII-III веках до н. э. и был официальным стилем письма в царстве Цинь. Существует два его основных варианта: «большая печать» и «малая печать». Большинство китайцев не могут читать Чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией.

Лишу (кит. трад. 隸書, упр. 隶书), официальное письмо — стиль китайского письма, отличающийся квадратной конфигурацией иероглифов. Иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо. Стиль появился из-за потребности в более быстром способе письма. Этому стилю свойственна жесткость структуры и перпендикулярность черт. Одна из наиболее характерных черт Лишу – расширяющийся «хвост» горизонтальных и диагональных черт, называющийся по-китайски «голова шелковичного червя и гусиный хвост».

Синшу (кит. трад. 行書, упр. 行书), ходовое письмо. Этому стилю не свойственна ни округлость, ни угловатость, черты сливаются друг с другом. Это что-то среднее между уставным письмом и скорописью. Стиль получил широкое распространение, так как довольно удобен и можно достичь значительной скорости написания иероглифов.

-3

Цаошу (кит. трад. 草書, упр. 草书) — "травяной стиль" - рукописный курсив. Иероглифы пишутся без отрыва кисти, зачастую перетекая друг в друга. Для создания «прекрасного» внешнего вида надписи черты подвергаются модификации или вовсе опускаются.

Цзягувень – это старинный стиль, надписи были найдены на гадательных костях. Этот стиль наиболее близок к пиктограммам. Форма и размеры иероглифа не постоянные, линии хаотичные.

Кайшу — и один из наиболее поздних стилей каллиграфии: появился между правлением династии Хань и Троецарствием. Это самый популярный стиль каллиграфии. Все черты иероглифов кайшу разделены, кисть в процессе отрывается от бумаги столько раз, сколько отдельных черт в иероглифе. Именно с изучения этого стиля начинают свой путь обучения каллиграфии новички. /на основе материалов группы Центр Дао Дэ/

-4

✍🏻 Поделитесь, пробовали ли вы практиковать какое-либо художественное #гунфу или хотели бы попробовать подобную деятельность именно к качестве практики?

АНОНС!!!

17 октября стартует онлайн-Курс по #ЧЖИТАН - прямым дорожкам багуачжан. Подробности по ссылке:

https://zen.yandex.ru/media/id/602bd2051aa4904e336101a3/chjitan-kak-unikalnaia-tehnika-baguachjan-onlainkurs-v-oktiabre-6130fabaa502d20436e6abd3

* * * * *

Если статья вам понравилась, ставьте пожалуйста лайк, оставляйте комментарии и ваши вопросы - они могут стать темами новых заметок.

Подписавшись на мой канал, вы сможете всегда первыми узнавать о выходе новых публикаций.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц