Найти в Дзене

Как не пропустить момент успеха особенного ребенка

В моей работе с детьми с особенностями развития признаки успеха ребенка заметить иногда бывает не просто. Здорово, когда ребёнок испытывает радость от творческих занятий. Такие моменты одинаково значимы и для педагога, и для ребенка. Здесь специалисты фиксируют результаты занятий, определяя, какие эмоции произошли. Безусловно, отдельное место в практике психолога должны занимать записи о достижениях ребенка. Специалисту необходимо их планировать, замечать, поощрять, вносить в журналы наблюдений, интерпретировать и делать обязательным элементом процесса общения в профессиональной среде. Один эпизод из практики моей работы с мальчиком Ваней К., семи лет, с аутизмом Он избегал любого общения и социального взаимодействия, не разговаривал и не играл с игрушками, но однажды подошел к магнитной доске и сложил из букв фразу: «ВСЕ НЕПОНЯТЛИВЫЕ». Вот так, неожиданно и трогательно. Это был сигнал! Ребенок искал способ выйти с нами на связь, а от нас требовалось проявить к нему больше внимания

Фото: Elizaveta Dushechkina
Фото: Elizaveta Dushechkina

В моей работе с детьми с особенностями развития признаки успеха ребенка заметить иногда бывает не просто. Здорово, когда ребёнок испытывает радость от творческих занятий. Такие моменты одинаково значимы и для педагога, и для ребенка. Здесь специалисты фиксируют результаты занятий, определяя, какие эмоции произошли.

Безусловно, отдельное место в практике психолога должны занимать записи о достижениях ребенка. Специалисту необходимо их планировать, замечать, поощрять, вносить в журналы наблюдений, интерпретировать и делать обязательным элементом процесса общения в профессиональной среде.

Один эпизод из практики моей работы с мальчиком Ваней К., семи лет, с аутизмом

Он избегал любого общения и социального взаимодействия, не разговаривал и не играл с игрушками, но однажды подошел к магнитной доске и сложил из букв фразу: «ВСЕ НЕПОНЯТЛИВЫЕ». Вот так, неожиданно и трогательно.

Это был сигнал! Ребенок искал способ выйти с нами на связь, а от нас требовалось проявить к нему больше внимания, услышать его и найти общий язык с ним.

Когда используешь индивидуальный подход и видишь результат своего труда, осознаешь, что ты нужен.

Психологу в работе необходимо повышать мотивацию учеников, поддерживать интерес к взаимодействию, разрабатывать различные формы проведения занятий и вовлекать в процесс обучения детей и родителей. Задача психолога - создать доверительную атмосферу, сформировать благоприятный эмоционально-психологический климат. Для этого нужны искренность, откровенность в признании успехов и неудач.

Тогда родители понимают — это наш совместный процесс по развитию неограниченных возможностей ребенка и его успешной социализации.

Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать что самая высокая радость- преодолённой трудности, достигнутой цели и счастье самостоятельности.
Януш Корчак