Ребенок не играет самостоятельно? Постоянно требует внимания и ищет одобрения каждого своего действия? Возможно, Вы переборщили с похвалой. Исследования в области мотивации удивляют своей противоречивостью. Я начала пересматривать свое общение с ребенком и в данной статье рассказываю почему.
Получив педагогическое образование, я усвоила важнейшее правило – хвалить учеников крайне важно. Это мотивирует их, повышает их работоспособность. Нас научили:
Хвалить нужно прилежных учеников, чтобы они продолжали трудиться. Нужно найти за что похвалить неуспешных учеников и это будет стимулом изменить свое отношение к учебе.
Натренировавшись за несколько лет преподавания в школе, я интуитивно пыталась использовать эту же стратегию со своим ребенком. Хвалить его было так естественно и приятно, ведь он для меня замечательный, я была совершенно искренней.
Мой взгляд по этому вопросу изменился, когда я начала интересоваться методикой Марии Монтессори. Она предлагала не хвалить учеников за деятельность, в которой они и так заинтересованы. Оказывается, на настоящий момент имеется множество исследований во главе с Кэрол Дуэк, эксперта в области мотивации, на тему негативного влияния похвалы на ребенка. Когда я говорю о похвале, то имею в виду типичные выражения вроде «Отлично, молодец», «Ты такой умный», «Ты построил отличную башню! Она мне так нравится!», «Ты лучше всех хлопаешь в ладоши»
Итак, в соответствии с исследованиями, подобная устная похвала практически приравнивается к тому, чтобы раздавать конфеты за правильные ответы или платить деньги. Это та же форма манипуляции. Мы делаем это, чтобы влиять на поведение детей/учеников, когда правильнее было бы взывать к внутренней мотивации.
Давайте посмотрим на два проявления постоянной похвалы.
Во-первых, это вызывает зависимость. Привыкнув слышать словесные поощрения, ребёнок старается получить их снова и снова. Со временем они начинают ощущать, что похвала им необходима, чтобы почувствовать радость и гордость от проделанной работы. Что же произойдет, если взрослый со своей похвалой исчезнет? У ребенка пропадет стремление что-либо делать вообще.
Второе проявление постоянной похвалы – это страх потерять ободрение, совершить ошибку. Ошибку, которая лишит их очередной «дозы» похвалы. И даже если нам кажется, что, одобрив то или иное действие ребенка мы мотивируем его на труд и на успех, мы ошибаемся. Мы всего лишь стимулируем детей ждать новую порцию одобрения.
Что делать если ребенок уже привык и постоянно ждет от вас комментариев по поводу любого своего действия? Попробуем разобраться в следующей статье и разберем несколько конкретных примеров.