Все выборы в Государственную думу Россию проходят по похожим сценариям. Избиратель приходит на участки с чувством необходимости сделать важное дело и исполнить гражданский долг. Поздно вечером по телевизору показывают цифры, где видно, какая партия победила, а какая не набрала проходной 5 % барьер в Думу. В результате выборов в Думе появляется много свежих лиц, партийный пасьянс обновляется, а большая часть одиозных, обрюзгших, надоевших политиков уходит. В душе избирателя-телезрителя зарождается надежда, что в этот раз все будет лучше, как-то по-новому. Понятно, что через месяц-два все иллюзии рассеиваются. Человек с обреченностью понимает, что эти новые останутся с ним надолго, на ближайшие пять лет.
Довольно серьезной аппаратной ошибкой стали конституционные реформы времен президентства Дмитрия Медведева. Напомню, что в 2008 году Владимир Путин освободил кабинет в Кремле, потому что в Конституции возможность избираться на президентский срок была ограничена формулировкой "не более двух раз подряд". Тогда президента избирали только на четыре года, и власть решала задачу на следующий электоральный цикл 2012-2016 и 2016-2020 гг., когда Владимир Путин снова вернется. Владимир Владимирович был еще молод, популярен в стране, поэтому казалось очевидным, что оставлять пост в 2020 году ему рано. Соответственно, власть лоббировала увеличение срока президентских полномочий с четырех до шести лет, но чтобы депутаты безропотно пропустили подобную поправку, в качестве пряника им предложили увеличить на год и срок депутатских полномочий - с четырех до пяти лет.
Результат не заставил себя ждать. В политической системе из-за сниженной сменяемости депутатов резко упал динамизм, появились застойные явления. Если до 2011 года думские выборы несли в общество светоч надежды, что что-то поменяется к лучшему, то выборы 2016 стали выборами обреченных. Соответственно, психологический фон выборов 2021 года также будет предопределен застойными ожиданиями. В результате предстоящие думские выборы не сумеют выполнить свою главную функцию - дать обществу надежду на обновление, дать ощущение перезагрузки и перемен к лучшему.
Специфика российских выборов состоит в том, что общество, уставшее от политиков, требует перемен. В 1993 году россияне дружно прокатили правящий блок Егора Гайдара. В 1995 дали решительное преимущество коммунистам, осадив правящий НДР ("Наш дом - Россия"). В 1999 году действовавшая власть впервые получила решительное большинство, пройдя в Госдуму тремя жестко конкурирующими колоннами (НДР, "Единство", "Отечество"), которые вскоре сомкнулись в "Единую Россию"
Монополизации правящего спектра способствовал разгром правых и либералов, который случился после ареста Михаила Ходорковского в начале 2000-х. "Союз правых сил" во главе с Немцовым, Чубайсом и Хакамадой, который начинал в 1999 году как союзник Путина, раскололся практически сразу. Ушла в политическое небытие и партия "Яблоко", которая в первых трех составах Госдумы имела сильную фракцию. Ходорковский и "Юкос" много вкладывали в политику, имея достаточно много карманных депутатов, опираясь на щедро оплаченную пожертвованиями в избирательные фонды лояльность "Яблока" и КПРФ. Но с тех пор олигархам посоветовали держаться от большой политики как можно дальше, а тем, кто по самодеятельности переступал "красную линию", приходилось расставаться либо с бизнесом, либо со свободой.
В результате с 2003 года мы наблюдаем в России стабильную картину четырехпартийной системы, когда в Госдуме конституционным большинством представлена правящая "Единая Россия", а также три партии "системной оппозиции" - КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия". Причем две последние регулярно балансируют на грани прохождения избирательного барьера. Конструкция "Банда четырех" держится уже четыре выборных цикла (2003, 2007, 2011, 2016). Главный вопрос, который интересен неравнодушным к политике людям, все ли системные партии сумеют преодолеть 5 % барьер? Или какой-то из них предстоит уйти в историю?
Я полагаю, что четырехпартийная модель сохранится и по итогам предстоящих думских выборов. Просто потому, что Государственная Дума существует не в безвоздушном пространстве, а символизирует вертикаль представительной власти. Партии системной оппозиции представлены практически во всех региональных парламентах. А это означает, что в отличие от карликовых партий, у системных партий есть офисы в каждом регионе. Причем у "Единой России" в каждом муниципалитете. Партии, имеющие реальную инфраструктуру на местах, плохо выступить не могут. А вот остальным (их конкурентам) придется несладко.
Главный враг каждой партии - это она сама. Избирателю предстоит доказать, что она не одряхлела, а обладает привлекательной колодой лиц. Неудивительно, что несмотря на стабильность процентов в Госдуме меняется в среднем половина состава за одни выборы.
"Единая Россия", чтобы разнообразить "колоду", ввела институт партийных праймериз и политстартапов. В большинстве случаев это соревнования с заведомым исходом, но иногда случаются и неожиданности. Благодаря праймериз единороссы могут начать кампанию на несколько месяцев раньше, и это благотворно сказывается на партии, поскольку в силу российской специфики нашим чиновникам было свойственно начинать агитацию в последний момент. Благодаря праймериз удается заблаговременно подсветить кандидатов, обеспечив вокруг их фигур благожелательно-нейтральный фон. А заодно лучше проверить документы, чтобы на этапе подготовки партийных списков с гарантией отсеять кандидатов с криминальным и сомнительным прошлым.
В прошлые походы в Госдуму партия власти для роста рейтингов приглашала известных артистов, спортсменов. В этом сезоне изюминкой ЕР будут молодые профессионалы, победители кадрового конкурса "Лидеры России".
Главная интрига выборов для единоросов, кто возглавит партийный список. С учетом конституционных поправок я бы спрогнозировал, что партию в этот раз поведет в бой премьер-министр Михаил Мишустин. Что же касается Дмитрия Медведева, то скорее всего он займет место в сенате. Впрочем, оно ему надо? Вот в чем вопрос. Свое место в истории и в политике Медведев уже обрел, продолжая оставаться одним из серьезнейших влиятельных центров силы. Думаю, что на выборы он не пойдет.
Если с "Единой Россией" все ясно, и при сохранении существующих реалий она победит с огромным перевесом, то главная интрига выборов перемещается в плоскость, какая партия придет к финишу второй. Но быть вторым в российской политической системе - это не означает получения рычагов власти и влияния. Вторые, третьи, четвертые партии с 2003 года уже ничего не решают и не могут ни на что серьезно повлиять. Оппозиционным политикам дозволено толкать речи про "антинародный режим" как Зюганову или кричать на оппонентов "мерзавцы" как Жириновскому. Но их репертуар беден, а пластинки заезжены. Впрочем, еще на пару циклов их хватит. Благо, что рядом с дряхлеющими "думскими старцами" постоянно на каждых выборах появляются новые лица, призванные придать партийным машинам крутую динамику. Так ЛДПР очень сильно помогли олимпиец Дмитрий Носов, разведчик Луговой или коммерсант Анатолий Быков. Главное, тем, кто примкнул к ЛДПР, никогда не забывать, что держателем партии является лично Жириновский. И Жириновский, и Зюганов очень жестко расправляются с партийной фрондой и любым несогласием. Именно поэтому они до сих пор и вожди.
"Справедливая Россия" тоже, вероятно, удержится и в этом цикле. И не только потому, что она представлена почти во всех региональных и в значительной части муниципальных заксобраний. Просто потому что политадминистраторы не пойдут на изменение размеров фрейма. Переход к трехпартийной системе означает перегруппировку элит, концентрацию ресурсных альтернативных кандидатов не только среди безликих и провластных эссеров, но их заход в партии, декларирующие свою "реальную оппозиционность". Партия дамских любимчиков для усиления стареющего десантника Миронова привлекала энергичного Захара Прилепина. Посмотрим, станет он очередной разменной монетой или сумеет вжиться в партийные структуры.
Говорить о кризисе "партии власти" и падении популярности системных партий можно до бесконечности. Но при нынешней политической ситуации расклад очень прост. Инфраструктура "Единой России" позволяет ей без особых напрягов относительно честно достигать 25% практически во всех регионах. А, следовательно, и проводить своих депутатов в значительной части одномандатных округов. Инфраструктура каждой партии системной оппозиции достаточна, чтобы брать 5 % барьер. У остальных партий таких возможностей нет.
Следует напомнить, что партии, набравшие 3 % голосов на думских выборах, ждет приятный бонус - государственное финансирование. Чем выше процент, тем денег больше. И это госфинансирование дает возможность содержать серьезный партийный аппарат. Важно понимать и то, что партии, которые давно в политике, имеют в собственности или в безвозмездном бессрочном пользовании здания, помещения, т.е. не платят за аренду штабов. У них налаженные информационные ресурсы, пропагандистская машина, волонтеры и агитаторы.
Партийный аппарат - это и есть то "болото", которое само себя воспроизводит, поглощая и устраняя всех ярких энергичных политиков. Термин "болото" возник в эпоху французской революции. Сначала кажется, что "болото", аппаратчики, не играют сколь бы то ни было заметной роли, но данное впечатление весьма обманчиво. Аппаратчики не сильно выпячивают себя, но именно они занимают в партийных списках проходные места. Регулярно возникает конфликт интересов, когда аппаратчики проходят, а партийные спонсоры, щедрыми пожертвованиями оплачивающие предвыборные расходы партий, нет. И не всегда удается заставить выходцев "болота" потесниться.
Аппаратчики понимают, что Госдума для них - это вершина карьеры, тут и серьезная зарплата и возможности дополнительного дохода, вершить дела. Неудивительно, что они когортой становятся вокруг партийных лидеров и в условии внутрипартийных конфликтов готовы энергично поддержать хозяина партийного бренда.
О том, насколько важно аппаратно и юридически контролировать партию, свидетельствует история с Михаилом Прохоровым, который не удержал контроль над "Правым делом" в предвыборном цикле 2011 года. История, как и почему это случилось, темная. Возможно, Михаилу Дмитриевичу требовался изящный повод соскочить с подножки политического поезда, чтобы продолжать наслаждаться жизнью и огромными деньгами, не обременяя себя обязательствами и участием в публичной политике. В традиционных партиях не стоит ожидать революции, каждая контролируется владельцем - будь-то Зюганов, Миронов, Явлинский или Жириновский. И именно наличие контролирующего акционера - это секрет их живучести.
Перемены в Конституции России формально дают партиям больше возможностей влиять на власть. Но смысл поправок и в том, чтобы группа товарищей, контролирующая "Единую Россию" осталась при делах при любом раскладе. Президенты приходят и уходят (никто не вечен), а возможность управлять и держать власть в руках должна остаться.
Вероятно, в следующем политическом цикле победившим партиям будет припасена очередная политическая вкусняшка. Если в нынешнем и отчасти предыдущем цикле системной думской оппозиции позволили занять одно-три губернаторских кресла, то в будущем сезоне на кону могут быть еще и должности федеральных министров и заместителей министров. Соответственно, эта перспектива весьма заманчива как для партаппаратчиков-тяжеловесов, так и для партийных спонсоров. Не исключено, хотя, возможно, и не в этом цикле, что у партий могут появиться свои "теневые" кабинеты министров.
Новым партиям ресурсно махину правящей партии и системных думских партий не переиграть. Но в условиях размытой повестки есть шанс откусить своё. Другое дело, будет ли этого достаточно для прохождения в Думу или хотя бы для получения госфинансирования?
В выборах будут участвовать 14 политических партий. Из них 10 в Государственной Думе не представлены. Шансы трех из них на политическое выживание весьма высоки (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия). Шансы "Справедливой России - За правду" - пока не ясны.
Предвыборная кампания покажет, какая из партий выступит убедительно. В политическом сезоне 2016 года только двум политическим силам, не преодолевшим 5 % барьер, удалось протащить в парламент по одному представителю по одномандатным округам. Однако переиграть четверку тяжеловесов, которые окучивают политическое поле 18 - 29 лет, вряд ли кому-то по силам.
Однако возможности для рывка сейчас нельзя исключать ни для одной из альтернативных партий.
В праволиберальном секторе будут конкурировать "Яблоко" и "Партия Роста". Новый лидер "Яблока" Рыбаков и скандальная суперзвезда Шнуров, возможно, не то, что ждет избиратель, но во всяком случае это сможет привлечь внимание.
В экологическом секторе восходящей звездой является "Зелёная альтернатива". Сумеет ли партия выступить также ярко и уверенно, как сверкнула на выборах в Челябинской области и Республике Коми в сентябре 2020 года? Судя по всему, да. Будет ли этого достаточно для прохода в Госдуму? Поглядим. И, кстати, наличие традиционных "Зелёных" в предвыборном бюллетене, судя по всему, никак не размоет голоса "Зелёной альтернативы". Поскольку на данный момент возможности "Зелёных" провести сколь-нибудь сильную, заметную кампанию, невелеки.
У центристов появился шанс проголосовать за "Новых людей", конкуренцию слева им составит свежеперекроенная Российская партия социальной справедливости с брутальным Шевченко.
"Гражданская платформа" пока себя никак не проявила и уйдет в небытие, если не найдет спонсоров. Зато у "Коммунистов России" есть отличный шанс приблизиться к заветным 3 %. Впрочем, за хороший результат, возможно, поборется и Российская партия пенсионеров за социальную справедливость.
Максимально в Государственную Думу сможет пройти 7-9 партий. Фактически успех любой недумской партии даст очень сильную встряску действующей системе. Однако ключевая задача, на которой сосредоточены политадминистраторы, это наличие в Думе консенсуса по принципиальным вопросам. Отсюда - серьезная зачистка политического поля от так называемой "пятой колонны" (несистемной оппозиции). Чем больше партий, тем труднее моделью консенсуса управлять. Чем меньше партий, тем дороже.
Оптимальный прогноз, если будет взят курс на обновление и возрождение умеренной надежды на лучшее, - прохождение шести партий. Реалистичный (пессимистичный) - сохранятся четыре.
"Единая Россия" не просто сильно обновится. Это будет качественное обновление со ставкой на молодых харизматичных профессионалов. С хорошей связью с землей. Конечно, аппаратный балласт никуда не денется, но обновление позволит партии реально влиять на формирование правительства, сформировать кадровый резерв.
ЛДПР с высокой долей вероятности займет второе место. Вопрос, кто пойдет с Жириновским в лидерах списка? Может ли возникнуть ситуация, когда под выборы для усиления списка оправдают Фургала?
КПРФ продолжает идти по убывающей, но свою роль в политике сохранит. Возможно, и ЛДПР, и КПРФ немного улучшат свои проценты.
"Справедливая Россия", судя по всему, также чуть улучшит свой процент.
Шанс успешно выступить есть у "Новых людей", которых поведет на выборы харизматичная Сардана Авксентьева. "Яблоко", возможно, проведет кандидата по одномандатному округу в Москве или в Петербурге - хорошие стартовые позиции, например, у Кирилла Гончарова. У РПСС также могут быть шансы на мандат.
"Зелёная альтернатива" находится в нише со сверхзлободневной повесткой. С учетом того, что в западных странах зелёные партии играют все более весомую роль, а в Германии вообще по итогам сентябрьских выборов "Альянс 90/Зелёные" способны возглавить правительственную коалицию, появление такой европейски ориентированной партии в России назрело.
Подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки!