Найти тему
Русский Пионер

Без ума от бриллиантов

Дежурный следопыт «РП» Николай Фохт разворачивает историю и спасает мир. Спасает людей иногда оптовым методом, а вот в этом номере — по индивидуальной программе. Всего одну пьесу сочинил Александр Сергеевич Грибоедов. А сколько мог бы еще сочинить, если бы все вышло, как задумал Николай Фохт, отправляясь в 1828 год. Присоединяйтесь. Будет от ума не горе, а польза. И радость.

I.

— Прямо сказать, недурно у вас тут.

Елисей Иванович удобно расположился в кожаном кресле, каких на Москве всего-то штуки три, и те от меня. Он стремился получить информацию из всех источников разом: пальцами левой руки гладил лощеную кожу кресла, в правой крутил севрскую жардиньерку, каких не будет еще лет тридцать, ногой приминал неподатливый ворс тифлисского ковра — ну и глазами буквально пожирал экзотическую обстановку моей «студии», как я ее называл, скорее, на американский манер.

— Не жалуюсь, не жалуюсь.

Между тем я был готов к неприятному разговору. Еще накануне горничная или как это называется, не знаю (не служанка, но и не компаньонка), Ольги Серовой, последней представительницы обедневшего славного рода, сообщила мне о грядущем визите господина из «тайного ведомства». Эти слова она произнесла низким тоном — получилось комично, но, разумеется, я и виду не подал. И даже дал отсрочку последнего платежа: замечательное позолоченное колье с десятью бриллиантами чистой воды. Мадам Серова приобрела его месяц тому, в долг. Деньги возвращались ко мне со скрипом, но как бы проценты исправно отдавались ценной информацией.

— Не скрою, любопытно: как вы смогли заполучить свой… не знаю, как лучше выразиться… салон? Федор Федорович человек аккуратный, государственный, а отдал целый репетиционный зал под, уж извините, коммерческие цели.

«Массивное позолоченное серебряное кольцо с огромным бриллиантом чистой воды», — мог бы и так ответить. Но зачем дразнить шакала свежим куском мяса?

— Елисей Иванович, дорогой, так самое место моему промыслу именно тут. Артисты, пииты, блестящие умы и благородные умы. А певицы какие, а танцовщицы! Вы бы только знали, какие сюда столпы захаживают. Сказать? — Я понизил тон до давешнего, от горничной Серовой.

Мой визави как-то дурно скривил губы.

— Помилуйте, зачем мне столько подробностей. Я маленький человек, но на службе большого дела. — Бог мой, вот уж впрямь «чиновничьи плоскости». — Мне, уважаемый Клаус Иванович, надобно расспросить вас об одном человеке, с которым у вас, по нашим сведениям, довольно часто сношения были.

Наверное, со стороны это выглядело неподходящей реакцией, но я не мог сдержать довольную улыбку. Мне нравилось «Клаус Иванович». Когда я обос-новался тут и за взятку в два бриллианта чистой воды выправил себе докумен-ты, попросил вписать именно это имя. Клаус Иванович — лас-ково звучит, на язык ложится, что твоя гурь-евская каша — и жирно, и сладко.

— Позвольте узнать, о ком же речь? В моем, как вы выразились, салоне бывает столько персон, достойных внимания, что я теряюсь.

Агент был простоват, но все же распознал иронию. Однако придраться ему было не к чему, он снова скривил губы и уже безо всякого выражения произнес:

— Нас интересует Александр Сергеевич Грибоедов.

— Боже праведный, это же великий человек. — Я натурально удивился, хотя и был готов. — Герой последних дней, патриот, привезший в Россию, нашему государю блестящий Турк-манчайский мир. Да не ослышался ли я?

— Не ослышались. Вы для торговца… э-э-э… милыми, но безделушками избыточно осведомлены. Да, имя Грибоедова у всех на устах сегодня. Но не стоит забывать, что он однокашник, друг людей четырнадцатого декабря. Член тайных обществ. Это пятно навсегда. И внимание к нему навсегда. Так что потрудитесь отвечать на мои вопросы, милостивый государь. Иначе, при всем уважении, мы вынуждены будем и к вам приглядеться. Откуда вы вот так вот вдруг, почему без году неделя в Москве, а уже вхожи в лучшие дома, проверим и разрешение на вашу деятельность. Обязательно найдем оплошности в документах, уж не сомневайтесь. И тон ваш неуместен с государственным чиновником. — Это была форменная истерика, хотя Елисей Иванович молвил свою речь ровно, даже губы не кривил.

И, конечно, на все его вопросы я мог ответить тремя словами: бриллианты чистой воды. Такие большие, такие небывалые, в таком невероятном количестве, что хватило бы на пару домов у стены Белого города. Но зачем все это знать тайному агенту?

— Ну а что Грибоедов? Умен, осторожен, не слишком богат. Да это вы и без меня знаете. Часто приходит на репетиции театральные да в литературный салон. Ко мне так, между делом. Полюбопытствовать на мои, как вы изволили выразиться, безделушки. Всегда трезв.

— Ну а разговоры какие? В смысле благонадежности.

— Елисей Иванович, ну родной вы мой, какие разговоры? С чего бы это без двух минут министру с лавочником каким-то распространяться? Если честно, я его больше об литературном творчестве расспрашиваю. Вон видите в углу старый клавикорд — так Александр Сергеевич не удержался, музицировал. Такое, знаете, наслаждение получил.

— Кто, Грибоедов?

— Я, Елисей Иванович, я. А что до прошлых оступлений, так Грибоедов даже не вспоминает былое. Он говорит, от прошлых, ребячьих дел я давно отложился. Только вперед смотрю и вижу там прекрасную Россию будущего.

— Так и говорит? А что имеет в виду?

— Ну, этого мне до конца не понять. Однако с высоты прожитых лет заверяю вас, что лишь хорошее имеется в виду. Светлое и благообразное.

— А имена какие-то называл?

— Ну, если честно, называл. Часто Пушкина поминал, но еще чаще государя нашего имя. С великой любовью.

Елисей Иванович вздохнул.

— То есть никаких вольностей?

— Никаких.

— Ну и хорошо. А вот, любезный Клаус Иванович, табакерка такая, к примеру, сколько стоит?

— Да нисколько, это подарок вам, берите. — Все равно она оловянная — а ты думал серебряная? На «АлиЭкс-пресс» пять долларов. Новодел, под девятнадцатый век, Китай.

II.

К первой встрече с Грибоедовым я тщательно готовился. Вся эта морока с помещением под лавку древностей, задаривание ключевых фигур московской жизни, весь этот риск… Ну правда, я совершенно не представлял себе, как здешние ювелиры отреагируют на фианит. По идее, в двадцатых годах девятнадцатого века нет технических средств для определения, натуральный бриллиант или искусственный. С другой — опытный мастер должен хотя бы почуять неладное. Ну да, мои вложения в эти даже не искусственные бриллианты, а в имитацию бриллиантов были мизерные — сто долларов за сто камушков сантиметр в диаметре. Еще пара сотен на камни побольше. Вся проблема — они одинаковые. Конечно, я придумал легенду, что на меня работает большая мастерская в Нидерландах. Но все равно, если сложить мои проданные или отданные взятками камни в один ряд, даже профан увидит подлог. Но на удивление первый же ювелир, которому я показал четыре фианита, пришел в неописуемый восторг. Какая чистота! Какая красивая огранка! Да в Москве и одного камня не сыщешь такой красоты. С того момента самой большой проблемой стало, чтобы меня не убили на темной улице и не сперли камушки.

Я быстро вошел в московскую моду. На то и был расчет — именно Москва, не Питер. Тут уютней, тут новости быстрее разлетаются, тут люди покладистей. И тут намного больше благородных семей испытывают денежные затруднения.

Не столица, чай.

Таков был замысел: продавать бриллианты вполцены. За неделю вокруг образовалась, можно сказать, артель ювелиров, готовых оправлять мои камушки во что угодно — хоть в золото, хоть в платину. Но внезапно выяснилось, что популярностью пользуется позолоченное серебро: металл не отличишь от золота, но на него и внимания никто не обратит, когда в центре сияет алмаз. А экономия значительная. А то и бронза золотилась — хотя, на мой вкус, это уже не то, грубовато, заметней. На ордене, скажем, не так видно, а на дамском украшении, конечно, моветон.

Короче говоря, за месяц я оброс знакомствами, был зван в хорошие дома, меня представили Федору Федоровичу Кокошкину, директору Императорского московского театра. Я спросил у него, не найдется ли небольшого зальчика среди репетиционных помещений на Никитском бульваре. Он впустил — и через неделю на его левом безымянном вспыхнул перстень с бриллиантом. Кольцо было массивным и странным образом сочеталось с большой головой Кокошкина в рыжем парике.

Тут бывали все, но мне нужен был Грибоедов.

Я приехал в Москву конца двадцатых, потому что хотел предостеречь Александра Сергеевича. Хотя нет, так сказать нельзя. Ну как его уговорить не ехать в Персию? Как объяснить, что там поджидает его бессмысленная и ужасная смерть? На слова и увещевания, даже самые аргументированные, Грибоедов бы не поддался. Он все понимал, но не смог бы пойти против чести, против обязательств, против данного слова. Он замечательно разбирался в том, что любая политика, внешняя в том числе, — это о выгоде. В самом примитивном смысле: деньги, территория, которая принесет деньги, война за территорию, которая должна принести деньги. Только выгода, но больше ничего. От простого к сложному. Выгода, деньги для Отечества просочатся в быт, в образование, в промышленность, в медицину. Они, эти просочившиеся деньги, улучшат жизнь всякого подданного, не только генерала или высокого чиновника, в карманах которого осядет большая часть. Не думаю, что Грибоедов признавал, смирялся с казнокрадством и коррупцией, он просто был трезвым, по должности циничным человеком. И при этом романтиком. Это уживалось в нем, и это было в нем прекрасно.

Все всё знают про Грибоедова. Из родовитой, но небогатой семьи. Вышел в отставку в пятнадцатом году в чине корнета (воевал в Отечественную), окунулся в светскую жизнь, стал масоном, участвовал в знаменитой четверной дуэли за Истомину, ту самую. Во второй ее, отложенной серии (поединок секундантов) Якубович (тот самый) прострелил Грибоедову кисть левой руки. Рука стала усыхать — пришлось отказаться от карьеры — не карьеры, но от серьезных занятий музыкой — все говорят, он был замечательным пианистом. Ну и, как утверждается, по ней, по изуродованной кисти, его и опознали в тегеранской горе трупов. «Горе от ума» и первый русский вальс, но и Туркманчайский мир, беспрецедентный, — его заслуга.

Вот, кстати, о вальсе. Говорят, милый, но простой. Бетховен свою «К Элизе» сочинил в то же время примерно — тоже довольно простое произведение. Если бы не обедняющая жанровость вальса, их легко можно бы сравнивать. И неизвестно еще, в чью пользу. Да и не о вальсе. Пушкин тоже упрекал «Горе от ума» в некой простоте и бедности. Завидовал, конечно. Но и был прав. Она такая простая, что в ней уместился целый мир. Памфлет, набор пословиц и поговорок — но за каждым «плоским» и «карикатурным» персонажем — образ. Это не упрощение, это — перевод: тонких, незримых, волнообразных материй в реальный мир. В этом мире лучше избежать двусмысленностей, лучше подробнее присмотреться и воплотить. Если это сделать с талантом, со вкусом, всякая декоративность пропадет, правда поднимется до метафоры.

Он не то чтобы предпочел карьеру дипломата писательству или сочинительству музыки. Всему свое время, может быть, думал он. Если получается примирять народы с выгодой для Отечества, надо продолжать.

И так он, в общем-то, помимо желания поехал в Персию и, в общем-то, погиб за эту свою принципиальность, щепетильность, верность процедуре и закону. Если вдуматься, страшная смерть — блестящего дипломата, блестящего писателя, блестящего музыканта. И самое мерзкое, конечно, что за тактом, в кулуарах, чиновничья Родина вздохнула с облегчением и предала. Мол, сам виноват, нарушил законы и обычаи. Да и усомнился в «народности» правящего монарха. Персы как бы выпустили пар после кабального мира. И с легким сердцем расплатились по долгам, да еще алмаз огроменный подарили. Почти восьмидесятидевятикаратный «Шах» за Грибоедова — да нормальный обмен. А вот Ивану Мальцову, который, по существу, признался, что откупился от смерти и никакого действия не предпринял, чтобы спасти своего руководителя, а даже и оговорил его, тому дали нормально дослужить, дело свое хрустальное завести и почить в покое и в свое время.

Ничего там нет, кроме денег и выгоды, не было и не будет.

Я вот не могу смириться с такой страшной смертью Грибоедова.

Поэтому я тут, в Москве, в начале двадцать восьмого.

III.

Грибоедов сел за клавикорд и правой рукой сыграл темку из шольцевских «Руслана и Людмилы», там, где после игривой танцевальной части вступает нежно и красиво фагот.

— Хороший тон, — вежливо похвалил Александр Сергеевич. — Я бы домой взял, да в Москве пылиться будет, в Петербург не потащу, да и неизвестно, сколько я там пробуду. Такой бы в Тифлис переправить. Это возможно вообще? Не развалят по дороге?

Я поклонился. Да мой ответ ему и не нужен был.

— Да и сейчас не с руки. Денег совсем нет… Слушайте, а где моя матушка взяла эти страшные, фальшивые канделябры? Не у вас ли, Клаус Иванович? Из чего их пекут, из дуба, что ли?

— Если бы из дуба, Александр Сергеевич, из бумаги. И красят бронзовой краской. Не стану вас пугать, но уж очень опасное это дело — вспыхивают мгновенно. Для пожара очень не-хорошо.

— Скажу ей. Кстати, о пожаре: завтра пришлю Сашку, он карсель вам покажет. Мне кажется, с ним что-то не то, вот уж пожар точно наделает. Вкупе с бумажными подсвечниками. Господи, какая дичь, между нами говоря. Так что о нашем деле, готово ли?

— Именно, Александр Сергеевич, готово. Показать?

Этот перстень я сделал еще в Москве. Недорогой, неброский, но все в нем настоящее — золото и сердолик. И Грибоедова поджидал сюрприз.

— Ну что ж, давайте посмотрим. Очень элегантно.

— Вот, все как оговаривали. Шинка пошире, чем у женского кольца, но и не чересчур. Вот тут шинка раздваивается — это практично, под золотом палец не будет преть. Шапка по форме камня, не массивная, но и солидная. Камень чуть утоплен. Можно было бы заподлицо или даже чтобы выступал — так красивее было бы, но непрактично. Вы все время в дороге, лучше спрятать камень, чтобы не убить раньше срока. Ну и инталия, римский гражданин в профиль.

Грибоедов примерил кольцо. Он был даже возбужден, ему нравилось это скромное украшение. Снял, чтобы разглядеть рисунок. Пауза.

— Позвольте, так тут профиль… Да я этот нос не спутаю ни с чьим, самому перепало в немаленькой степени.

— Именно, Александр Сергеевич. Мы с вами не уговаривались, римский гражданин, да и все. Но я решил, что образ вашего батюшки будет тут умес-тен. Сходство не то чтобы идеальное, но и трудно автору было, он развернул в профиль портрет, который в три четверти…

-2

Грибоедов стал пунцовым. Это риск был, у него к отцу непростое отношение, насколько я знал. Но стоило рискнуть, просто необходимо для дела.

— Бог его знает, хвалить вас или ругать. Но, пожалуй, похвалю. Пусть уж родное будет, носить всякое отвлеченное изображение, перед глазами видеть анонима какого-то большее извращение, чем даже мой батюшка. А вот то, что утопили камень, это правильно. Левая меня не очень слушается, вечно все задеваю. Это молодец, Клаус Иванович!

Я поклонился.

— Что я вам должен?

— Ничего. Подарок, за честь сочту.

— С чего бы это подарок?

— Вы нам мир привезли, без вас бы такого успеха, даже с учетом гения Паскевича, не было бы…

— Да бросьте вы. И откуда знаете про это?

— Все говорят. Ну ладно, не за Персию — я поклонник вашего «Горя». Просто шедевр. Да и вальсы ваши слушал — они прелесть. Берите, да и все.

Грибоедов, конечно, прищурился. С его-то опытом получения даров.

— Хорошо. Тогда позвольте отплатить вам. Может быть, надобность какая-нибудь есть?

— Да особо ничего и не надо, все слава Богу… Нет, все-таки есть просьба, но не знаю, как и сказать.

— Смелее.

— Тут, в Москве, дела прекрасно идут, но Москва есть Москва. А вот если Санкт-Петербург, так это иное совсем. Хочется развернуться. В столице оно сподручнее. В общем, вы же отправляетесь на днях, может быть, замолвите слово? Я бы и образцы с собой взял, мои камни достойны самых высоких персон.

Грибоедов даже выдохнул с облегчением.

— Ну, это совсем просто. Признаюсь, я и сам хотел вам предложить расширить дело до столицы, но сомневался. Не все стремятся туда. Знаете, высоко взлетишь — падать больно. Но вы, вижу, не боитесь высоты.

— Не боюсь, ваше превосходительство.

— Это еще что?

— Уверен, государь щедро вас наградит, уж поверьте моему опыту.

Грибоедов взглянул раздраженно.

— А вот про ваши знаменитые камни. Откройте, в чем секрет, отчего они такие дешевые. Не фальшивые же? — Тему он менял виртуозно.

— Конечно, не фальшивые, Бог с вами. Секрет прост. Я беру большими объемами. Напали на месторождение, не в Африке, не в Бразилии, теперь уже можно сказать, в нашей отчизне — под Эриванью. Я и придумал компанию бриллиантовую. Объединил разные предприятия в единое — добычу, транспортировку, обработку. Привлек капиталы — американские, голландские, германские. А наши соотечественники никак не хотят, не видят, что новое время началось. Надо по примеру Североамериканских Штатов управлять экономикой, за этим будущее.

Я видел, как Александр Сергеевич будто проснулся.

— Какие вы интересные вещи говорите. Очень созвучно моим собственным мыслям. Было бы время, поговорил бы с вами подробнее, меня практическая часть очень интересует. Но думаю, у нас будет для такого разговора время. А сейчас откланиваюсь. И спасибо за печатку — как будто носил ее сто лет.

IV.

Через две недели от Анастасии Федоровны, матушки Грибоедова, которая, кажется, на Новинском живет, принесли записку.

«Дорогой Клаус Иванович, решил не письмом, а через личную семейную почту — скорее, да и надежнее.

Срочно выезжайте в Санкт-Петербург. Договорился о короткой (не могу удержаться от вольности, надеюсь, простите меня) встрече с К.В.Н. Если успеете ко вторнику, будет прекрасно. Представлю вас, и сами уже все уладите.

P.S. Камни все-таки захватите, сами понимаете. И прошу вас, милый Клаус Иванович, сожгите эту записку сразу, как прочтете».

-3

V.

Карл Васильевич Нессельроде, короткий, невзрачный человек, произвел сильное впечатление. Вся комичность его образа заканчивалась, как только он останавливался. Садился, например, за стол. Сцеплял, скажем, пальцы, склонял голову и всем своим видом приглашал рассказать ему все как на духу. Кабинет министра был отделан дорого, в определенном даже вкусе. Показалось только, что это все как бы с чужого плеча, будто он въехал в чужие покои и решил оставить все как есть.

— Александр Сергеевич вас превосходно отрекомендовал. Как человека опытного и аккуратного. Он даже пообещал, что вы измените решительно нынешнюю жизнь. Я наслышан о вас и без его слов, очень любопытно послушать вас, посмотреть, что вы можете, так сказать, привнести.

На языке вертелось «ваше преосвященство», но взял себя в руки и начал.

— Огромная честь для меня разговаривать с таким славным мужем Отечества.

Все положенные комплименты Нессельроде выслушал, повинно склонив голову набок. Не могу сказать, что выглядел он смущенным или пресыщенным от похвал.

— Ну хорошо, тогда давайте к главному. Вы ведь владеете какой-то компанией, по алмазам, кажется?

На этой реплике я услышал, как открылась дверь за моей спиной. Через мгновение обок министра образовался бесшумно седовласый человек со странной, нехорошей какой-то улыбкой.

— Вот, Константин Константинович, это протеже Александра Сергеича, я вам давеча говорил.

Вечный заместитель Родофиникин (Тынянов его очень точно описал, будто сам видел) снисходительно, будто жалея посмотрел на меня. И начал допрос — для этого и пришел.

— Вы, говорят, владеете алмазными копями?

— Не совсем так. Я акционер. Все, кто вложил капитал, владеют. В этом суть. И прибыль распределяется согласно потраченным деньгам.

— Так как же управляется компания, если столько владельцев? Тут двое иной раз не разберутся, а уж если десяток…

— Каждый год собрание. Оно выдвигает управляющих, они руководят всеми делами. Может возникнуть и экстренная ситуация — тогда собрание вне очереди. Очень эффективно.

— А это правда, что под Эриванью есть алмазы? — Родофиникин вошел, конечно, именно с этим вопросом и только с ним.

— Безусловно. Месторождение новое, разработка в ходе. Есть некоторые сложности с этим.

— Какие же?

Вот и настала кульминация. Сейчас надо осторожно, надобно подбирать слова.

— В дело мешается Ост-Индийская компания.

— Как же она может, это и не ее территория, а наша теперь.

— Да вот так и может. В Закавказье нет структуры, равной или хотя бы близкой к Ост-Индийской. А без такой структуры англичане победят. В Индии алмазы закончились, Бразилия до них далеко, вот они и устремились сюда. Насколько я знаю, представититель британский, доктор Макниль, всячески продвигает идею прихода английского капитала в Закавказье — это ведь из-за алмазов, уверяю вас.

— Но позвольте, зачем плодить компанию, государство в государстве, когда можно на основе частной инициативы? Отдельные люди бывают крайне предприимчивы и удачливы.

— Временно удачливы, Константин Константинович. Тот же Кавказ взять. Известно, что Кастеллас на пороге разорения — а ведь как все удачно начиналось. Одиночки — это накоротко, надолго — только компании.

Нессельроде и Родофиникин переглянулись. Я знал, что Грибоедов уже изложил Родофиникину план Российской Закавказской компании. И про то, что аргументом ненадежности отдельных инициатив привел пример Кастелласа. Получилось, что я независимо от Грибоедова подтвердил.

— А вы точно знаете про Кастелласа?

Дался он им.

— Доподлинно. Мы работаем в тех мес-тах, но, по правде говоря, нам трудно тягаться с англичанами. Не очень-то и раскрою тайну, мы проиграли эту битву. Думаю, через полгода месторождением завладеет Ост-Индийская компания — ну, может быть, назовется иначе, а суть будет та же, английская. Если никакой альтернативы не будет. Если не будет мощной силы, с тонким руководителем, с поддержкой на высочайшем уровне, с мудрыми акционерами. И чтобы у этих акционеров был интерес, настоящий — тогда и дело пойдет.

— Так что, там хорошие камни? — Нессельроде говорил не расцепляя пальцев и не выпрямляя шеи.

Я достал из кармана и высыпал на сукно стола двадцать фианитов, тех, что покрупнее, по два доллара. Карл Васильевич никак не изменил позу, а Константин Константинович схватил камень и зачем-то направил его на расшторенное окно.

— Это оттуда?

— Именно. Пробная партия. Камни из россыпи. Рядом где-то кимберлитовая трубка, там уж точно залежи так залежи. Так что эти камушки вдвойне ценны, потому что, боюсь, скоро новые хозяева будут в них играть.

Мои собеседники опять переглянулись.

— Как вы устроились в Петербурге? Я слышал, хотели тут свое дело открыть? Мне кажется, у вас все получится. Видим, что человек вы опытный, дельный, польза может быть несомненная. Начинайте. — Карл Васильевич наконец расцепился. Это значило, аудиенция окончена. Я встал, откланялся и вышел.

Фианиты остались на столе Нессельроде, и никто меня не окликнул. Хороший знак, подумал я.

VI.

У Лоредо непривычно пусто. Времени у Александра Сергеевича совсем мало. Мы заказали по кофею и что-то типа муссового пирожного. Точнее, я заказал десерт, Грибоедов — только кофе.

— Так что поздравьте меня, Клаус Иванович, перед вами директор Российской Закавказской компании. Только от карлика, то бишь от Нессельроде. Трудный был разговор.

— А в чем же трудность?

— Меня планировали послом в Персию, сопровождать выплату контрибуции. Но идея с компанией оказалась настолько убедительной, что его величество переменил решение. Я очень рад. Только условие мне поставили — рекомендовать на мое место кого-то. А я ума не приложу…

— Так чего же думать, возьмите Мальцова. Он вроде дельный, да и рвется в бой.

Грибоедов засмеялся.

— А и то правда. Его ведь толкают — пусть и катится в Тебриз. Да и уверен, он справится. А я в Тифлис, соскучился по тем местам. Может, и вы со мной? Дело найдется.

— Нет, я пока тут должен обустроиться, у меня своя компания. Но вот знаете, есть у меня и просьба, и совет.

— Слушаю.

— А возьмите на Кавказ вашего кузена, Петра Яковлевича. Он же блестящий ум, а смотрите, пропадает в Моск-ве без дела.

— Я был у Чаадаева на Басманной, да, грустный он какой-то, разобранный. Но помилуйте, к чему его приписать? Мы же не витийствовать туда едем. Что Петр Яковлевич может?

— Да пусть там издательство откроет. Да позвольте, Александр Сергеевич, там нужен такой человек. Он, так сказать, отшлифует местное общество, а то и создаст его заново. Ведь пропадет он тут, с ума сойдет. А и то, объявят сумасшедшим, как в вашем «Горе».

— Ну вы скажете! Да и не Чаадаев мой Чацкий. Ну хорошо, отчасти он, но во многом же там от других черты. Эх, мне бы вот с Мальцовым уладить, а еще как-то за Чаадаева просить. Нессельроде сроду столько решений не принимал.

— А вы вот что, передайте ему вот это. Сделайте старику сюрприз.

Грибоедов взял у меня листок. Почитал.

— Боже милостивый, что это?

— А это рецепт каштанового мороженого. Наш друг однажды отведал его в Париже, кажется, у датского посланника и забыть не может. А рецепта нет. Я вас уверяю, он этой бумажке пуще бриллиантов обрадуется. Кстати, карту с помеченными месторождениями я тоже принес. В общем, теперь все козыри у вас. Уверен, вы разыграете их как надо.

Александр Сергеевич улыбнулся и повертел пальцами кольцо с инталией. Оно очень шло директору Грибоедову.


Колонка Николая Фохта опубликована в журнале "Русский пионер" №102. Все точки распространения в разделе "Журнальный киоск".