Когда мы были маленькими, мы с нуля выучили русский язык и теперь прекрасно на нем говорим и пишем. Возможно ли повторить этот трюк во взрослом возрасте?
В 1960-х американский лингвист и философ Ноам Хомский предложил теорию «устройства изучения языка» (УИЯ). По его концепции, люди рождаются со знанием о том, что такое язык. У других видов отсутствуют подобные представления, из-за чего любые попытки научить животных составлять предложения проваливаются. Хомский полагал, что за УИЯ отвечает отдельная часть человеческого мозга. Теорию о врожденной способности людей к изучению языка поддержал невропатолог Эрик Леннеберг. В своей книге он предположил, что люди по-настоящему способны изучать язык только до подросткового возраста. Леннеберг доказывал эту идею исследованием людей, которые родились с нарушением слуха. Если их не обучили языку жестов до достижения подросткового возраста, им было сложно достигнуть совершенства в нем. Кроме того, ученый описал обширное количество случаев, когда людям было намного сложнее выучить второй язык после 14 лет, чем до этого. Эти теории продолжают подвергаться жесткой критике. Однако в массовом сознании закрепилась идея: взрослые учат языки хуже детей.
Заложен ли в нас язык?
Никакое, даже самое умное животное, и правда не будет способно выучить язык до человеческого уровня. Язык — человеческий феномен. Но его выбор не заложен генетически: если бы вас в юном возрасте усыновила или удочерила семья японцев, сейчас вы бы думали и говорили на чистейшем японском. Языкового гена не существует. Мы рождаемся с возможностью выучить любой язык человечества. Вопрос в одном: можем ли мы использовать эту способность после 14 лет?
Наука против мифов
В мае 2018 года группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT) опубликовала интересное исследование. Они опросили множество людей из разных частей мира о том, как они учили английский, и дали им задания на уровень владения этим языком. Тест прошло почти 750 тыс. человек. Ученые обнаружили неочевидные результаты.
- Многие из поздних учеников приближаются к уровню носителей. Тысячи начавших учить языки после 20 лет смогли достичь хороших результатов.
- Часто сравнивать изучающих языки детей и взрослых некорректно. В исследовании заметно огромное падение уровня обучения в 17-18 лет. Феномен можно объяснить одним словом: школа. Представим, что ваш ребенок три часа в неделю проводит на уроках английского. А вы еще работаете, следите за домом и делаете множество других «взрослых» вещей. Поэтому вы можете посвящать своим занятиям по английскому всего час в неделю. При таком раскладе очевидно неверно считать, что ваш ребенок учится языку в три раза быстрее вас. Вполне вероятно, что скорость обучения не зависит от магического устройства в мозгу. Возможно, у детей просто больше времени на учебу.
- Неважно, каким языком вы владеете перед началом изучения английского. Принято говорить, что «тот язык сложный, а этот довольно легкий». Однако результаты показали, что особенных различий между носителями разных языков в их умении и скорости изучения английского нет.
- Всего лишь год изучения языка может далеко вас продвинуть. Разработчик Скотт Чакон на основании данных MIT пришел к выводу: большинство взрослых справилось с заданиями на 80-85%. А вопросы в нем были очень сложными. Чакон пишет, что «этот тест был не об уровне языка, а об очень педантичной грамматической точности».
Не бойтесь пытаться
Даже те взрослые, которые изучают английский один-два года, быстро достигают высокого уровня. Как пишут авторы исследования, «в языках восхитительно то, что все мы (почти) невероятно хороши в них, включая учеников-взрослых». Поэтому не верьте мифам о том, что в детстве вы были более способны. Скорее всего, у вас просто было больше времени.
Автор: Семен Башкиров
Читайте также:
Как учиться эффективно и бесплатно с помощью соцсетей
Не просто развлечение: скоро мы будем учиться и зарабатывать с помощью компьютерных игр
Подвешенный язык поможет вам построить карьеру