Читая и просматривая фильмы про 41-й год все уже давно привыкли к ставшей классической картинке, когда немецкие танки атакуют советскую пехоту. И атаки танков каким-то образом отражаются, немецкие машины остаются гореть на поле боя. Я не предлагаю сейчас обсуждать, насколько такая ситуация была действительно типичной для первого года войны, но реально подобные ситуации просто не могли не происходить. И, например, один из ключевых моментов фильма «Живые и мёртвые» основан на реальном факте, когда за несколько часов боя на позициях одного стрелкового полка немцы потеряли 17 танков.
Однако, мало кто задумывается, читая упомянутые в начале истории, о том, а как собственно могла пехота Красной Армии уничтожать немецкие танки? Ведь по утверждениям советских газет уже в первые месяцы 41-го года счёт уничтоженных немецких танков пошёл на десятки тысяч.
Конечно, основная задача по борьбе с любой бронетехникой ложилась на противотанковую артиллерию. И Красная Армия не была в этом вопросе исключением. Правда, после начала войны выяснилось, что основное орудие РККА — 45-мм противотанковая пушка, не настолько эффективна против немецких танков, как рассчитывали. Судя по нашим же документам, средние немецкие танки «сорокопятки» в лоб не брали, а ведь это ещё только 41-й год, когда у немецких машин лобовая броня лишь в 30 мм. И пришлось спешно разрабатывать новое орудие. Принятая на вооружение 57-мм противотанковая пушка, как мы теперь знаем, имела столько проблем в производстве, что её просто прекратили выпускать. Вся тяжесть борьбы с танками легла на 76-мм полевые пушки и 85-мм зенитные орудия. Они, конечно, были достаточно эффективны, но, в отличие от «сорокопяток» не могли насытить боевые порядки пехоты, просто в силу своих характеристик. Посему там, где частей противотанковой артиллерии не оказывалось, наша пехота осталась против танков лишь с тем, что этой самой пехоте полагалось. Так чем же могла бороться пехота с танками в 41-м из положенного ей пехотного вооружения?
Противотанковых ружей Красная Армия к началу Великой Отечественной не имела. Почему? Это тема отдельной толстой книги. При том, что понимание необходимости такого оружия стало понятно ещё в Первую Мировую, в начале Второй Мировой войны противотанковые ружья имелись на вооружении Германии, Великобритании, Польши, Финляндии, Венгрии, Японии, даже Швейцарии.
Чем ещё бороться? Противотанковые гранаты? Да, на вооружении РККА имелась граната РПГ-40. Весила она 1200 г, но от обычной отличалась лишь большим количеством взрывчатого вещества. Считалась, что с её помощью можно было бороться с танками, имеющими броню до 20-25 мм. Предполагалось, что гранату будут метать из окопа на расстояние в 15-20 метров. Это было в теории, реальность показала, что успеть укрыться после броска гранаты боец обычно не успевает, да и бросить железку в кило двести весом даже на десяток метров не так просто в боевой обстановке. Чаще всего попытка поразить танк броском такой гранаты приводила лишь к гибели бойца, если он пытался приблизиться на достаточное расстояние. У танков же на этот случай имелись пулемёты, а ещё сопровождавшая их пехота.
При том, что противотанковых гранат ещё и очень сильно не хватало. Поэтому их заменяли связкой гранат обычных, что в общем-то по эффективности не отличалось. Со всеми теми же недостатками, тем более, что уже три гранаты РГД-33 весили даже больше, чем РПГ-40.
Нехватку гранат пытались компенсировать бутылками с зажигательной смесью. Впервые наши танкисты их испытали на себе в Испании, где подобное оружие применено впервые. Затем их применяли японцы, поляки, финны, так что нашим солдатам это оружие было знакомо.
К сожалению, это только кажется, что бутылки с зажигательной смесью очень легко изготовить и не менее легко применять. Так бывает только если вас не интересует конечный результат. Чтобы нанести серьёзные повреждения танку, бутылкой надо правильно попасть, она должна вовремя воспламениться, жидкость должна иметь требуемые свойства и т.д. Плохо изготовленные бутылки же были более опасны для тех, кто их применяет, чем для танков.
Но самым большим недостатком и гранат, и бутылок с зажигательной смесью, было расстояние. Чтобы повредить (даже не уничтожить) вражеский танк, он должен оказаться без сопровождения пехоты менее чем в двадцати метрах от укрывшейся пехоты и, желательно, повернуться к ней кормой. Поскольку среди немецких танкистов самоубийц не было, то подобные ситуации могли приключиться крайне редко. Это только в кино немецкие танки утюжили наши окопы, в реале немцы вообще предпочитали подавить наши позиции артиллерией и миномётами, танками же действовать с большого расстояния, и уж без пехотного прикрытия не оставаться точно.
Предпринимались и попытки решить сей вопрос, был создан и использовался даже бутылкомёт. Но с появлением противотанковых ружей подобные эксперименты прекратились.
Однако, было и очень эффективное средство, простое, относительно дешёвое, и очень эффективное. Причём эффект отмечали сами немцы. Речь про мины. Я нигде не нашёл реальной статистики о том, какой процент танков подрывался именно на минах, наверное, он есть. Но даже вспоминая данные по различных боям, видно, что мины были там основным средством, выводившим немецкие танки из строя.
А как же случилось в бою под Могилевом, который я упомянул в самом начале? Там же стрелковый полк уничтожил 17 танков? А это как раз пример классический и полностью всё сказанное подтверждающий. Поскольку там немецкие танки оказались без пехоты (она отстала в неподходящий момент), наткнулись на минное поле, после чего их накрыла артиллерия. Полк же был усилен противотанковым дивизионом и дивизионной артиллерией. По воспоминаниям, записанным Константинам Симоновым, лишь один, прорвавшийся к нашим окопам танк, закидали гранатами. При этом потери наши тоже были весьма велики.
Такая вот картина, и единственного во всём этом положительного то, что немецких танков и штурмовых орудий были не многие тыщи, как показано в кино и книгах, а значительно меньше. И части нашей противотанковой артиллерии всё-таки удавалось поставить на их пути. И иначе могло быть хуже.
Рекомендую вам также мою статью, весьма, на мой взгляд, познавательную:
Миф про самого успешного французского танкиста Второй Мировой