5 мая 2021 года Россия отметила 100-летие отечественной криптографической службы. Этот профессиональный праздник называется День криптографии. Событию было посвящено любопытное исследование НСПК МИР, в котором руководитель направления информационной безопасности Национальной системы платежных карт (Мир Plat.Form) Артем Гутник рассказал, как можно обезопасить себя в случае компрометации одного из ваших паролей.
«Безусловно, самый безопасный способ хранить пароли – это запоминать их. Однако у такого метода также есть недостатки – пароль можно просто забыть. Использование приложений для хранения паролей поможет решить эту проблему. При этом важно выбирать надежные решения и скачивать такие приложения из надежных источников, в противном случае можно потерять доступ ко всем аккаунтам. Использование автосохранения в браузерах и на телефоне безопасно, если исключить возможность того, что кто-то получит доступ к вашему устройству, где нет пароля блокировки или же он известен постороннему человеку. Хранение паролей на бумаге - самый небезопасный вариант, так как к записанной на ней информации проще всего получить доступ третьим лицам. Не редки случаи, когда люди кладут в бумажник с банковскими картами листок с записанными пин-кодами, чего делать ни в коем случае не нужно», - объясняет он.
Как же россияне защищаю свои данные и обращаются с паролями? Исследование показало, что большинство опрошенных (76%) предпочитают запоминать свои пароли. 38% заявили о том, что пользуются автосохранением паролей (в телефоне или в браузерах). Чуть меньше (29%) записывают пароли на бумажном носителе (распечатка пароля, записки и др.). Некоторые респонденты предпочитают сохранять такие данные в текстовом формате на телефоне, планшете или компьютере (18%), а также пользуются специальными программами или приложениями (12%).
Большинство опрошенных (44%) устанавливают пароли средней сложности. Только 1% респондентов сообщили, что используют очень простые пароли. Очень сложный пароль чаще всего создают молодые люди от 18 до 30 лет, обратный эффект характерен для аудитории от 46 до 65 лет.
Подавляющее большинство участников опроса (71%) используют двухфакторную аутентификацию. Это по большей части характерно для группы респондентов с более высоким доходом. Старшая возрастная группа использует двухфакторную аутентификацию преимущественно на сайтах банков, а молодые люди в социальных сетях и облачных хранилищах.