Найти тему

Краткая характеристика ударных перегрузок, возникающих при катапультировании

5,8K прочитали

При покидании самолета методом катапультирования на организм человека действуют ударные перегрузки.

Количественной характеристикой перегрузки считают величину, показывающую, во сколько раз ускорение, действующее на тело, больше ускорения силы тяжести или во сколько раз действующая на человека сила больше его веса. В соответствии с этим говорят о пятикратной, двадцатикратной перегрузке и т.п.

При покидании самолета методом катапультирования на организм человека действуют ударные перегрузки.

По действию перегрузок на организм человека в процессе катапультирования можно выделить следующие этапы:

выброс кресла с летчиком из кабины;

торможение системы «кресло-человек» в воздушном потоке;

раскрытие парашюта;

приземление.

Выброс кресла с летчиком из кабины

Выбрасывание кресла из кабины осуществляется стреляющим механизмом. При катапультировании вверх на летчика действует перегрузка в направлении голова-таз величиной 16-18 ед.

Торможение системы «кресло-человек» в воздушном потоке

При выходе кресла из кабины на лицо, верхнюю часть туловища и конечности оказывает давление встречный воздушный поток, интенсивность которого пропорциональна плотности воздуха и квадрату скорости. В следующий момент происходит торможение воздушным потоком. При этом перегрузка действует в направлении спина-грудь и достигает 20 ед или большей величины в зависимости от скорости полета.

Раскрытие парашюта

Динамическая нагрузка в момент наполнения купола парашюта или перегрузка при его раскрытии составляет не более 16 ед. и действует в направлении голова-таз.

Приземление

Установившаяся скорость снижения для парашютов различных конструкций составляет 5-6 м/с, что обеспечивает приземление с перегрузками не более 5 ед.

Длительность ударных перегрузок

Время действия ударных перегрузок на различных этапах аварийного покидания самолета исчисляется десятыми долями секунды, а продолжительность их максимальных значений приблизительно в 5-10 раз меньше. Несмотря на высокие абсолютные значения перегрузок, они переносятся вполне удовлетворительно вследствие кратковременности действия. Кроме того, высокая устойчивость человека к ударным перегрузкам обеспечивается выполнением правил катапультирования, оптимально выбранной конструкции кресла и использованием специальных защитных средств.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере».

В.А. Корженьянц, Ю.Б. Моисеев, Д.К. Подовинников.