Стараясь понять, каких действий и поступков ждёт от нас Бог в нашей повседневной жизни, мы должны сначала узнать, во что Бог хочет, чтобы мы верили. Действию предшествует вера. Исполняя Его волю, мы должны правильно понимать учение о Боге (теологию, богословие).
Поиски понимания библейских учений мы называем «теологическим толкованием». Задача «теологического толкования» — обнаружить, чему Библия учит по главным библейским темам, например, чему она учит относительно Бога, Христа и церкви.
Иногда своё исследование мы начинаем не потому, что хотим понять тот или иной отрывок, а потому, что хотим найти ответ на вопрос, например такой: «Чему учит Библия относительно Святого Духа?» А иногда мы можем читать какой-нибудь отрывок и наткнуться на тему, которую хотели бы исследовать подробно. Как с помощью Библии ответить на наши вопросы? Какими принципами мы должны руководствоваться в своём стремлении познания библейских истин для людей сегодня?
Основное допущение этого урока — то, что было истинным в библейские времена, истинно и сегодня; поэтому, во что верили и чему учили новозаветные христиане, в то и мы должны верить и тому же учить. Как мы приходим к выводам относительно того, во что верили и чему учили первые христиане? В этом и следующем уроках мы рассмотрим четыре совета, следуя которым, мы можем узнать о разных библейских темах.
ИЩИТЕ ОЧЕВИДНЫЙ СМЫСЛ И ОЧЕВИДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Первый совет — ищите ясный смысл каждого отрывка, относящегося к рассматриваемой теме. Мы всегда должны акцентировать внимание на том, чему Библия учит явно.
Если мы будем искать очевидный смысл, это исключит поиск скрытого, аллегорического или типологического смысла. Хотя в размышлении над возможными образами и аллегориями, а также над тем, на что автор мог намекать в этом отрывке, может быть определённая ценность, первое и самое важное правило практического применения — это просто понять и выделить то, что текст говорит и подразумевает на поверхности! Если мы поймём ясные учения Писаний и поверим им, то сможем обрести уверенность, что мы знаем достаточно, чтобы спастись.
Тема 1: божественная и человеческая сущность Иисуса
Библия ясно учит, что Иисус был и есть Сын Божий (Мф. 16:16; Мк. 1:1; Ин. 10:33-36). Она также учит, что Он был человек (Лк. 19:10; 1 Тим. 2:5). Как оба эти факта могут быть истинными? Как одна личность может быть одновременно и Богом и человеком? Трудность понимания того, что Иисус был «Слово» и Бог (Ин. 1:1), но стал плотью (Ин. 1:14), не вызывает сомнений, поскольку в ранней церкви несколько веков это было главным предметом споров и дискуссий. Учёные и до сих пор бьются над этой концепцией. Курсы по систематическому богословию многие часы учебного времени посвящают определению того, как Иисус мог быть одновременно Богом и человеком; и всё ещё появляются еретики, отрицающие либо божественную, либо человеческую сущность Христа.
Во что обычному человеку, изучающему Библию, или учителю следует верить и чему учить в отношении этого трудного положения вероучения? Давайте искать очевидный смысл и делать упор на этот смысл. Если мы спросим: «Чему Библия учит об Иисусе?», то должны ответить: «Она учит, что Он был Бог и человек!» Должны ли мы понимать, как одна личность могла иметь одновременно божественную и человеческую сущность? Обязаны ли мы уметь объяснить «тайну воплощения» каждому так, чтобы это его удовлетворило»? Нет! Всё, что мы обязаны делать, — это с верой возвещать то, чему Библия явно учит об Иисусе Христе! Богословские рассуждения не наша цель. Давайте усвоим ясный смысл этого положения вероучения и будем держаться его.
Тема 2: брак, развод и повторный брак
Для второго примера спросим, чему Библия учит о браке, разводе и повторном браке. Информацию об этом содержат несколько библейских отрывков, и все их следует рассмотреть. Однако даже после тщательного разбора каждого из них и объединения всех имеющихся в них учений в одно ответа на все вопросы по этой теме можно не получить. Свидетельством трудности применения учений, содержащихся в стихах о браке и разводе, служит тот факт, что христиане — даже богословы — зачастую приходят к разным практическим выводам относительно того, что подразумевается в этих отрывках.
Что же нам, толкователям, делать в таком случае? Можно последовать правилу «Ищите очевидный смысл», а затем держаться этого ясного смысла при обучении других и на собственной практике.
Чтобы проиллюстрировать эту истину, обратимся к Мф. 19:3-9, одному из ключевых отрывков по теме брака, развода и повторного брака:
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: “По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?” Он сказал им в ответ: “Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчиной и женщиной сотворил их?” И сказал: “Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает”. Они говорят Ему: “Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней”? Он говорит им: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведётся с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует”».
Споры разгораются вокруг стиха 9 этого отрывка, который гласит: «кто разведётся с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует». Однако главная идея отрывка находится раньше. В основе, Иисус учил тому, что Бог никогда не хотел, чтобы муж и жена разводились; брак совершается на всю жизнь! Вот та истина, которую мы должны подчёркивать, обсуждая тему брака и развода, какие бы выводы мы ни делали относительно развода и повторного брака!
В самом деле, если мы верим, учим и практикуем очевидный смысл этого отрывка (а другие отрывки подтверждают содержащуюся в нём истину), то лично нам нечего беспокоиться о том, позволительно ли повторно вступать в брак после развода, так как мы никогда не разведёмся!
Тема 3: христианин и государственные власти
В качестве следующего примера рассмотрим новозаветное учение о христианине и правительственных властях. В Рим. 13:1 сказано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Этот отрывок ясен и согласуется с другими местами Библии (см., например, 1 Пет. 2:13-15). Учение очевидно: христиане должны повиноваться властям, быть покорными правительству страны, в которой живут.
О взаимоотношениях христианина с правительством можно задать много разных вопросов. Библия учит, что для этого библейского правила есть, как минимум, одно исключение: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). Но при этом всё равно остаются другие вопросы, например о несправедливых законах и несправедливых войнах. В таком случае нужно всегда подчёркивать очевидную истину: как правило, христиане должны повиноваться гражданским властям. Нельзя так сосредоточиваться на возможных исключениях, что при этом забывать правило.
Вывод
Эти три примера должны пояснить главную мысль. Изучая Библию и пытаясь учить других, можно либо сосредоточиваться на ясных учениях Библии, либо делать акцент на том, что в Писаниях неясно. Увлекающийся вопросами, относительно которых в Библии нет ясного учения, может быть «заражён страстью к спорам и словопрениям» (1 Тим. 6:4; см. также 2 Тим. 2:16, 23). Поэтому первое правило для стремящихся понять то, во что мы должны верить и чему учить, — это просто искать и подчёркивать очевидный смысл!
ОТМЕЧАЙТЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДТЕКСТЫ ПИСАНИЯ
Второй совет относительно «теологического толкования» — отмечать любые подтексты в отрывках, касающихся исследуемой темы. Иногда Библия учит истине прямо и явно — например, когда говорит, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Однако очень много теологических учений в Библии выражено косвенно; они подразумеваются, а не формулируются прямо. Поэтому нам, толкователям, нужно узнавать о теологических подтекстах и намёках в рассматриваемых отрывках.
Необходимость учитывать подтексты
Критики традиционных методов толкования иногда заявляют, что Библия это не набор пропозиций, а любовное послание (или набор любовных посланий) Бога человеку. Исходя из этой идеи, они утверждают, что мы оказываем Библии плохую услугу, если пытаемся свести содержащиеся в ней учения к ряду пропозиций.
В том, что они говорят, есть доля истины. Разумеется, Библия не является главным образом собранием пропозиций; так же несомненно и то, что эту книгу Бог дал нам из любви, чтобы сказать, что Он любит нас. Правда и то, что мы не должны сводить Библию к набору пропозиций, которые необходимо принимать как данность.
Однако та идея, что извлекать пропозиции из библейских учений это почему-то плохо, — ложный вывод. Всякий раз, когда мы читаем (или слышим) что-либо, мы из прочитанного или услышанного делаем какие-то выводы — состоящие из пропозиций. Если в новостях мы читаем заголовок «В США тысячи бунтуют против избирательной системы», мы вправе сказать, что заголовок указывает на то, что многие в стране недовольны избирательной системой. Сообщая другим какую-то информацию, мы часто полагаемся на их понимание того, что мы подразумеваем под своими словами.
Подобным образом и Библия часто учит библейским истинам косвенно, а не прямо. Например, мы говорим, что одним из свойств Бога является вездесущность (присутствие одновременно повсюду). Однако Библия нигде не формулирует эту истину точно в таких терминах. В Библии мы находим только слова псалмопевца, говорящего Богу: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс. 138:7, 8). Из этих стихов (и других подобных им) мы делаем вывод, что Бог вездесущ, потому что именно это подразумевал псалмопевец.
В библейских книгах множество теологических намёков, косвенных высказываний. Своё первое послание к коринфянам Павел начинает так:
«Павел, волею Божией призванный апостол Иисуса Христа, и Сосфен, брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте — у них и у нас, — благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (1 Кор. 1:1-3).
Этот отрывок содержит предварительные данные, исторический фон для всего, что последует дальше. Павел ясно говорит, что пишет письмо церкви в Коринфе, но давайте отметим некоторые истины, подразумевающиеся (или утверждающиеся) в этом первом предложении:
1. Павел был апостолом.
2. Библейское наименование церкви — «церковь Божья».
3. Те, кто в церкви, освящены.
4. Христиане освящены и потому могут называться «святыми».
5. Христиане призваны (или «избраны»; см. 2 Пет. 1:10; Современный Перевод).
6. Христиане призывают имя Господа.
7. Иисус есть Господь и Христос.
8. Бог — Отец для христиан.
Обращать внимание на эти теологические косвенные указания не первая и не единственная обязанность толкователей. Первая наша обязанность состоит из трёх пунктов: понять отрывок в его контексте, увидеть, как он связан с той книгой, в которой находится, и определить, что из него извлечь могли первые читатели. Однако, истолковывая такой отрывок, мы непроизвольно отмечаем теологические факты вроде тех, что мы перечислили. Их следует отмечать! Мы читаем Библию, чтобы понять истины о Боге и о том, как Он работает с человеком, и поэтому мы должны постоянно и осознанно искать неявные теологические указания, подразумеваемые в тех стихах, которые читаем.
Внимательно читая Библию и стараясь замечать её подтексты, мы узнаём богословские истины — истины, которые можно сформулировать как пропозиции, и истины, которые иначе могли бы ускользнуть от нашего внимания.
Пример: встреча Иисуса с блудницей в Ин. 8
Для примера можно взять Ин. 8:1-11, где описывается встреча Иисуса с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Блудницу привели к Иисусу. Критики Иисуса спросили, следует ли её побить камнями во исполнение Закона. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень» (Ин. 8:7). Обвинители ушли, а Иисус сказал женщине: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Среди всего прочего, эта история определённо учит, что (1) Иисус любит и прощает грешников и что (2) Иисус не мирится с грехом. В сущности, большую часть того, во что мы верим относительно личности Иисуса, — например о Его любви и сострадании, — мы знаем потому, что эти качества подразумеваются в рассказах об Иисусе в Евангелиях.
Пример: три притчи в Лк. 15
В качестве второго примера возьмём притчи о пропавшей овце, потерянной драхме и блудном сыне в Лк. 15. Иисус рассказал эти притчи в ответ на обвинение, что Он принимает грешников и ест с ними (Лк. 15:1, 2). Ясно, что Иисус ответил на критику косвенно, показав в притчах, как сильно Бог хочет, чтобы грешники покаялись, и как Он радуется, когда они каются. Смысл этих притчей в том, что Иисус был вправе принимать грешников и есть с ними, потому что так Он отражал Божью любовь и заботу о грешниках. С другой стороны, притчи подразумевают, что обвинители Иисуса (подобно старшему сыну в Лк. 15) неправильно относились к грешникам. Эти притчи подразумевают, что Бог любит грешников!
Пример: послушание Христу в Евр. 5:8, 9
Третий пример возьмём из Евр. 5:8, 9: «Хотя Он и Сын, однако страданиями научился послушанию, и, усовершённый, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». Этот отрывок говорит, что Христос является Спасителем, и, кроме того, сообщает дополнительную информацию, касающуюся тех, кого Он спасает: Он спасает «всех послушных Ему». Отсюда косвенно вытекает следующее: чтобы Христос стал нашим Спасителем, мы должны слушаться Его. Хотя главная цель этого отрывка не состоит в возвещении этой истины, она подразумевается. А поскольку эта истина не противоречит ни одному учению, изложенному в других местах Библии, то мы можем принять как библейское учение тот факт, что для спасения необходимо послушание.
Вывод
Из всего сказанного следует, что толкователь должен изучать Библию постоянно, стараясь находить и продумывать теологические подтексты в том, что говорит рассматриваемый отрывок. В некоторых случаях Библия делает прямые заявления, касающиеся библейских тем. Однако Библия содержит не только законы и пропозиции, но ещё и историю, биографию, повествование, поэзию, послания, пророчества, апокалиптическую литературу и литературу мудрости. Природа Библии такова, что мы должны познавать доктринальные истины, собирая их «по крупицам» всюду, где только на них имеются указания в разных Писаниях.
Конечно, в поисках теологических подтекстов Писаний кроются опасности. Одна такая опасность состоит в том, что теологический подтекст можно усмотреть там, где его нет. Некоторые думают, что раз Ин. 3:16 и другие отрывки учат спасению верой, то в Новом Завете подразумевается, что мы спасаемся одной только верой. Однако отрывки, где говорится о «спасении верой», не предполагают ничего подобного, и в других местах Библия учит, что для спасения требуется послушание.
Другая опасность — мы можем подумать, что отрывок подразумевает больше, чем это есть на самом деле. В случае с приведённым выше заголовком о массовых беспорядках в США нельзя на основании одного только этого заголовка делать вывод, что абсолютно все в стране выступают против избирательной системы. В 1 Кор. 1:1, 2 говорится:
«Павел, волею Божией призванный апостол Иисуса Христа, и Сосфен, брат, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте — у них и у нас, — благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».
Этот текст сообщает, что Павел был апостолом, но ничего не говорит о том, кто ещё мог называться апостолом.
Как уберечься от опасности неправильных выводов относительно подразумеваемого смысла Писаний? Во-первых, мы должны основывать свои выводы только на очевидном. Во-вторых, любой вывод о подтексте одного Писания нужно сравнивать с тем, чему Библия учит в других местах. Если, проделав это, мы сможем подтвердить свой вывод, тогда можно будет принять и тот подразумеваемый смысл, который мы видим в этом отрывке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Два совета, данные в этом уроке, могут показаться противоречащими друг другу. Один говорит: «Ищите очевидный смысл отрывков, относящихся к рассматриваемой теме», а другой: «Отмечайте теологические подтексты в Писаниях, касающихся исследуемой темы». На самом деле эти две идеи дополняют друг друга. Нужно обращать внимание на то, что отрывок говорит ясно, а затем можно отметить и то, что он подразумевает. Делая и то и другое настойчиво, старательно и с молитвой, мы с Божьей помощью придём к правильным выводам относительно того, чему Библия учит по большинству вопросов. Мы непременно поймём Божью волю в отношении того, во что мы должны верить и что делать, чтобы спастись.