Найти тему
girlguns

СВМ . Снайперская винтовка Мосина

Если уж говорить об этой винтовке в контексте Великой Отечественной войны, то можно с уверенностью сказать, что славный и героический ее путь в этой поистине самой жестокой и кровопролитной войне начался от стен легендарной Брестской крепости. Она сражалась за Смоленск. Она была в руках тех, кто не пустил врага в Москву. Она мерзла в окопах Сталинграда. Она помнит все десять "сталинских" ударов. Она помнит Берлин. Она помнит Рейхстаг. Она помнит Победу. Имя ей русская 3-линейная винтовка образца 1891/1930 года. Она же - винтовка Мосина.

Конечно же, я не в коем случае не умаляю роль и значение ее боевых товарищей, однако винтовка Мосина была самым массовым образцом стрелкового оружия Великой Отечественной войны. Однако, речь сегодня пойдет не просто о винтовке Мосина, а об ее снайперской версии, которая так же являлась основным оружием советских снайперов.

Итак, я держу в руках эту легендарную винтовку, пусть уже огражданеную, охотничью. Она же КО 91/30. Все огражданивание свелось к нигрозину вместо воронения, штифту за патронником, улыбке Молота на скате патронника и новодельным надписям на ствольной коробке.

Для меня это не просто предмет военно-патриотического созерцания. Мне из нее довелось пострелять и могу сказать, что винтовка Мосина оружие не для таких как я: невысокого роста и достаточно миниатюрного телосложения. А теперь вспомним сколько женщин-снайперов было в Великую Отечественную в Красной, а затем Советской Армии? Да и были они в основном девчонками, которым не было и 25. И вот эти самые девочки на протяжении всего того срока, что отпустила им война, некоторые до Победы не дожили, воевали и очень результативно с этой самой винтовкой, вес, которой почти 4 кг. Да и отдача у нее весьма злобная, хотя по сравнению с карабином не то чтобы очень. И грохот при выстреле такой, что уши закладывает. Но разве кто-то на войне думает таких мелочах. Это нам, войны не знавшим и отдача в плечо прилетает больно и грохот по ушам бьет и тяжесть винтовки руки оттянула. Мне тоже было 23 года, когда я познакомилась с пусть и охотничьим вариантом этой винтовки.

Тогда еще был свободный доступ на бывшее войсковое стрельбище в Бритово. С полметра снега и легкий морозец. Прибыли на место, когда серый рассвет лениво доедал остатки сумерек. Расположились, расставили мишени. Для начала 100 метров, легкая пуля 9,7 гр. в томпаковой оболочке, валовый гражданский НПЗ в стальной гильзе.

Четыре патрона в магазин, пятый в патронник. Звонкий щелчок поворачиваемого стебля. Указательный палец на скобе, остальные обхватывают шейку ложи. ПУ расчехлен и кожаные колпачки убраны во внутренний карман - чтобы кожа не мокла и не портилась.

3,5 крата позволяют внятно рассмотреть надписи на пачке от патронов 7,62х39 на фоне бледно-зеленой пистолетной мишени в ста метрах от дульного среза. Для этого приходится тянуть шею к прицелу, иначе часть чуть желтящей картинки прячется за черной луной.

Серия - пять выстрелов по центру щита. Чтобы попривыкнуть к винтовке и забить томпаком нарезы. Мосинский ствол стреляет лучше после небольшой разминки.

Черная квадратная точка пляшет на острие пенька. Спуск мягко тянется на себя. Выстрел сухим треском разрывает ватную тишину под низким, серым небом. Шлепок пули об щит, всплеск снега за мишенью.

Отдачи не почувствовалось совсем. Перезарядка, как это делали снайперы. Курок двумя пальцами на себя до щелчка. Указательный и средний палец прижаты к рукоятке затвора и резко распрямляются - поворачивая стебель затвора влево. Два пальца на курок, затвор на себя до упора. Горячая, еще дымящаяся гильза падает на коврик.

Толчок затвора первой фалангой большого пальца вперед до упора и поворот стебля за рукоятку все тем же указательным и большим. Патрон в патроннике, винтовка готова к стрельбе.Это писать долго, а в жизни на перезарядку уходит меньше секунды. И нет необходимости тормошить винтовку и демаскировать позицию приметными движениями рук.

Четыре пробоины от пяти пуль. Правая пробоина - два попадания наложились одно на одно. Кучность по пяти выстрелам порядка 40 мм.
Четыре пробоины от пяти пуль. Правая пробоина - два попадания наложились одно на одно. Кучность по пяти выстрелам порядка 40 мм.

Выстрел, выстрел, еще и еще. Встаю с коврика, тянусь за винтовкой и чувствую тяжесть в правом плече. Когда стреляешь - как будто и не чувствуется. Но начинаешь двигаться и понимаешь что отдачей таки прилетело. В ушах звенит в разной тональности. На снегу чуть впереди, перед дульным срезом - черные разводы от сгоревшего пороха.

По протоптанной тропинке иду к щиту. Даа. Пули ушли выше и вправо, по горизонту. Проблемы явно в стрелке. Сказывается отсутствие привычки к винтовке - дерганье спуска уводит ствол вправо и вверх. Надо больше тренироваться - дистанция-то детская, 100 метров.

Но это ладно, со стрельбой все понятно. Поговорим о самой винтовке.

Винтовка Мосина была некоторым образом доработана в 1930 году - изменения коснулись прежде всего отсечки-отражателя, по сути главной детали магазинной коробки винтовки. Детали, по сути определяющей надежность винтовки в целом. Именно с 1930 года отсечка и отражатель перестали быть единой деталью. Отдельно отсечка, отдельно отражатель. Что заметно повысило надежность винтовки.

И основной задачей отсечки было обеспечение подачи патронов в патронник при движении затвора вперед строго по одному, из однорядного магазина. Отражатель - соответственно отражение стреляной гильзы за пределы ствольной коробки при движении затвора назад. Поменялся шаг прицельной планки и ее конструкция пришла к единообразию. Поменялся способ фиксации штыка - вместо хомута появилась защелка, не требующая инструмента.

Но самое главное изменение в жизни винтовки произошло за несколько лет до этого. Взаимовыгодное, как теперь говорят, сотрудничество с Германией принесло свои плоды. Немцы еще в Первую Мировую были первыми в деле подготовки снайперов и оснащения винтовок оптическими прицелами. И в 1926 году появились первые винтовки Мосина оборудованные отечественными прицелами и кронштейнами.

Поскольку своих традиций, своего опыта в деле разработки и производства оптических прицелов у нас не было - за основу взяли цейссовский прицел. Это тоже традиция еще с царских времен. Тогда покупать готовое у немцев некоторым царским чиновникам казалось дешевле, чем выпускать и разрабатывать свое.

НЕо в молодой Советской республике так было не принято. Взятый за основу Zeiss Zielfer вскоре стал отечественным прицелом Динамо-II, а после модернизации Динамо-III/ Или для краткости Д-3.

С кронштейном поступили просто - не мудрствуя лишнего, приспособили под отечественную винтовку немецкий же Geko.

Д-3 на кронштейне (с)тянуто в сети
Д-3 на кронштейне (с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети
(с)тянуто в сети

Опыт производства отечественных прицелов, скопированных методом обложки с немецких, дал заметный толчок для разработки собственных конструкций.

И первой такой отечественной разработкой стал прицел ПТ - прицел телескопический, образца 1930 года. К слову сказать, производился он на Красногорском заводе точной механики или, согласно тогдашнему обозначению - на заводе №19.

Первый блин оказался комом, и ПТ сошел со сцены, не продержавшись на производстве и года. Его сменил куда более удачный ПЕ(прицел Емельянова или прицел единый), принятый на вооружение под обозначением "Винтовочный оптический прицел обр. 1931 г.".  Поправки вводились при помощи барабанчиков, увеличение - 3,87-х кратное, поле зрение - 5°30', диаметр выходного зрачка - 7,6 мм, удаление выходного зрачка - 85 мм, светосила - 59,3, диапазон отстройки - от 3 до +2 диоптрий. В 1937 году ПЕ был несколько упрощен в угоду простоте и надежности - диоптрийная отстройка была упразднена.

ПЕ устанавливался на винтовку Мосина с помощью кронштейна Смирнского. Кронштейн был составной состоял из двух частей: верхняя часть крепилась на прицеле, а основание на ствольной коробке, посредством 6-и винтов. С 1931 по 1936 гг. выпускались основания для винтовок с граненой ствольной коробкой, а с 1936 по 1939 гг. с круглой.

Ранний ПЕ с диоптрической отстройкой(с)тянуто в сети
Ранний ПЕ с диоптрической отстройкой(с)тянуто в сети

Поздний ПЕ без диоптрической отстройки (с)тянуто в сети
Поздний ПЕ без диоптрической отстройки (с)тянуто в сети

Поздний ПЕ без диоптрической отстройки(с)тянуто в сети
Поздний ПЕ без диоптрической отстройки(с)тянуто в сети

Поскольку снайперская винтовка - это прежде всего наличие надежного оптического прицела - появление прицела ПЕ и кронштейна Смирнского удивительным образом совпало с постановкой на вооружение снайперской винтовки обр.1891/1930 гг. В том же 1930м появилось несколько совершенно новых типов пуль - бронебойные, бронебойные с керамическим сердечником, бронебойно-зажигательные и пристрелочно-зажигательные. Что характерно - все пули отличались сопряженными траекториями. И наличие новых типов пуль выводило винтовку Мосина на совершенно другой уровень.

Тем не менее, на 30е годы винтовка Мосина считалась устаревшей. Вот-вот должны были появиться самозарядные винтовки, сулившие открыть новые горизонты, с обычной магазинкой недостижимые.

Тем не менее, в 1936 году для винтовки Мосина появился новый кронштейн. В отличии от Смирнского- новый кронштейн был технологичнее и легче. Хотя по сути - представлял из себя изрядно доработаный Geko.

Поздний ПЕ на кронштейне обр.1936 года.
Поздний ПЕ на кронштейне обр.1936 года.

Полагаю, стоит отметить, что количество новых прицелов и кронштейнов означало не что иное, как повышенное внимание к разработкам по теме снайперской винтовки.

К середине 30х годов появились работоспособные самозарядные винтовки системы Токарева и Симонова. В 1940 году на сцену вышла СВТ-40. Под нее был разработан прицел совершенно иного плана - куда более короткий в сравнении с Д-3 и ПЕ прицел ПУ - прицел универсальный или прицел укороченый.

Под него же разработали и кронштейн, чтобы закреплять быстро и просто на задней части ствольной коробки СВТ.

ПЕ на СВТ попросту бы и не поместился. А поскольку было принято волевое решение перевооружить стрелковые части с винтовки Мосина на СВТ-40, то прицелы ПЕ производить перестали. Зачем? ПУ проще, дешевле, светлее и куда крепче. К слову сказать, ПУ выдерживал отдачу пулемета КПВ.К слову сказать, у немцев ничего подобного нашему ПУ не было.

Прицел ПУ на современной реплике кронштейна  для СВТ.
Прицел ПУ на современной реплике кронштейна для СВТ.

СВТ-40 с прицелом ПУ.  Для ПЕ не хватило бы места.
СВТ-40 с прицелом ПУ. Для ПЕ не хватило бы места.

Но как показал опыт боев 1941 года - СВТ оказалась довольно сложной в производстве и требовала весьма высокой технической грамотности. А откуда бы ей взяться в условиях массовой мобилизации?

Да и стоимость изготовления одной винтовки превышала таковую для пулемета ДП. Производство же винтовок Мосина было налажено и отлажено, а сами винтовки получались куда более простыми и доступными для понимания личного состава. Сергей Иванович Мосин, когда разрабатывал свою винтовку за полвека до описываемых событий - представлял, в каких условиях, на каком оборудовании и рабочими какой квалификации винтовки будут производиться в случае Большой Войны.

И какой будет уровень подготовки у тех, кому придется с ними воевать. Это тот задел, этот запас простоты и надежности. Этот расчет на скотские условия эксплуатации и оказался решающим.

-10

Как только закончилась битва под Москвой и враг был отброшен от Тулы - производство винтовок Мосина началось и в Туле и в Ижевске. Стоит отметить различие в подходе к производству. В Туле снайперские винтовки производили отдельно от пехотных. Чистота обработки ствола была выше, выше были и требования к кучности - пули должны были укладываться в круг 40 мм на 100 метров в отличии от 80 мм обыкновенных. Соответственно и клейма на винтовках были особые - набитые на ствольной коробке буквы СП или СН.

СН и  тульская звезда после того, как при огражданивании  было ободрано воронение и нанесен нигрозин - читаются не лучшим образом
СН и тульская звезда после того, как при огражданивании было ободрано воронение и нанесен нигрозин - читаются не лучшим образом

В Ижевске делали проще - все винтовки выпускали единым образом. Винтовки становились снайперскими по результатам обязательного отстрела на кучность. И после заполнения формуляра - получали оптический прицел и загнутую рукоять на стебле.

Номер прицела набивался на ствольной коробке вне зависимости от места производства. На прицеле набивался номер винтовки, на кронштейне номер винтовки и номер прицела.На ствольной коробке набивался и номер прицела.

С прицелом получилось как всегда. Пока был задел прицелов ПЕ и кронштейнов обр.1936 года - ставили их. Когда закончились и те, и другие - барабаны ПУ переразметили под баллистику винтовки Мосина. А новый цельнофрезерованый кронштейн с отстройкой в двух плоскостях разработал Д.М.Кочетов. И на этом самом кронштейне Кочетова - набивался и номер винтовки и номер прицела. Или наносился другим доступным способом

Цельнофрезерованный кронштейн Кочетова. Номер прицела набит на ствольной коробке. Номер винтовки (на фото частично затонирован))и номер прицела на кронштейне
Цельнофрезерованный кронштейн Кочетова. Номер прицела набит на ствольной коробке. Номер винтовки (на фото частично затонирован))и номер прицела на кронштейне
Прицел ПУ. Номер прицела набит на ствольной коробке винтовки.  91/30 - означает, что шаг барабанов адаптирован под винтовку Мосина. М и перечеркнутый ромб - означает, что прицел после войны проходил ремонт.  Вверху - знак завода, на котором прицел был изготовлен в 1943 году.
Прицел ПУ. Номер прицела набит на ствольной коробке винтовки. 91/30 - означает, что шаг барабанов адаптирован под винтовку Мосина. М и перечеркнутый ромб - означает, что прицел после войны проходил ремонт. Вверху - знак завода, на котором прицел был изготовлен в 1943 году.

Понятное дело, как и всякое изделие, собранное по обходной технологии и переделанное под что-то, винтовка получилась не очень то и удобной. Если магазин обыкновенной винтовки или там карабина можно было снаряжать из обоймы, то у снайперки обойма не помещалась под прицел.

Стебель загнутый и стебель обыкновенный, прямойРукоятка
Стебель загнутый и стебель обыкновенный, прямойРукоятка
Рукоятка себеля не только загнута. Она еще и  заметно длиннее своей неизогнутой сестры
Рукоятка себеля не только загнута. Она еще и заметно длиннее своей неизогнутой сестры

Приходилось снаряжать магазин по одному патрону. С перезарядкой тоже не все просто, но голь на выдумку хитра. Снайперы приспособились сначала ставить курок на боевой взвод, и только потом досылать новый патрон в патронник. И скорострельность при таком способе была немногим меньше, чем у СВТ.

Еще - у винтовки Мосина не было на
стволе накрученного тяжелого надульника с характерными жабрами, который вибрировал при выстреле. Вспышка на срезе СВМ была скорее исключением, чем правилом. Да и пыли остаточным давлением пороховых газов на срезе мосинка поднимала меньше. С пылью можно было бороться и другим способом - акуратно проливая водой грунт перед позицией. Следя за тем, чтобы темное пятно не выделялось на общем фоне - что само по себе непросто. Делать это можно было только в темноте, когда пришел на позицию незаметно для оппонентов, а воду приносить с собой .

Да, в любом случае приходилось помнить о том, что остаточное давление пороховых газов на срезе демаскирует. Что шевелит листья и ветки, оказавшиеся поблизости от дульного среза. Но у мосинки с этим проще - выхлоп направлен больше вперед, чем в стороны. У СВТ на срезе дульный тормоз с боковыми жабрами - пороховые газы по сторонам.

Довольно короткий прицел ПУ был заметно легче своих предшественников. Но ПУ требовал тянуть к нему шею. Это не всегда удобно, это постоянное и явно лишнее напряжение шеи.

Что еще? Люфт барабанов поправок тогда присутствовал у всех прицелов. С этим боролись просто - вращали барабаны все время в одну сторону.

Надо передвинуть барабан с цифры 1 на цифру 3 - повернули сначала за 0, а потом довернули до нужной цифры 3. Надо повернуть с цифры 3 на цифру 1 - повернули опять за 0, потом довернули до 1. Что получается - что сначала вращаем в одну сторону, выбираем люфт. А потом докручиваем до нужного положения. Тот же самый принцип и с боковыми поправками.

Как бы то ни было, даже с учетом своей не самой лучшей подготовленности к снайперской работе, снайперская винтовка Мосина была надежным и результативным оружием снайпера. Можно ее критиковать и искать недостатки - это дело каждого. Тем не менее, с ней люди воевали. С ней решали поставленные боевые задачи. И возвращались с боевого задания живыми, принося с собой горсть стреляных гильз. Каждая гильза - результативный выстрел. Так это было принято тогда у снайперов.

-16

Оружие
2735 интересуются