Найти в Дзене
Влюбленная в Крым

Об этом мало кто знает, но крымские караимы - потомки еврейской секты из Ирана

Оглавление

Добрый день, дорогие соседи по интернет - пространству! Сегодня предлагаю вам узнать о караимах - небольшой этнической группе, волей судьбы заброшенной на территорию Крыма.

Караимы относятся к тюркской языковой среде. Европеоидная раса, южная ветвь, средиземноморский тип – так можно охарактеризовать происхождение этой народности. Особенности внешности караимов: темные глаза и темные волосы, преобладание в облике южных черт.

Фото из открытых источников Яндекса
Фото из открытых источников Яндекса

1. Происхождение и этимология.

Происхождение караимов относится к середине 8 в. н. э. На территории современного Ирака возникла еврейская секта, проповедующая особые религиозные правила. Ее считали диссидентской, а основателя секты – Анана бен Давида, отрицавшего авторитет Талмуда, – сектантом.
Наименование «караимы» означает в переводе «библеисты» или «читающие». Вместо Талмуда они отдавали предпочтение законам Священного Писания (еврейской Библии). Термин «караимы» впервые обнаруживается в трудах теолога Биньямина бен Моше.
Родоначальники поселились в Крыму вскоре после падения Хазарского царства. К 1278 г. относятся первые свидетельства о пребывании в Крыму караимов. Первыми общинными центрами стали Чуфут-Кале и Феодосия.
Во времена господства в Крыму Золотой Орды здесь образовывались особые, независимые от нее ханства под властью династии Гиреев. Крепость Чуфут-Кале олицетворяла самостоятельную общину караимов, причем ханы отдавали туда на заключение знатных пленных.

Фото из открытых источников Яндекса
Фото из открытых источников Яндекса

2. Религиозные принципы и уклад

Религия караимов монотеистична, она сложилась в первые столетия н. э. Она близка к религиозным течениям саддукеев или ессеев. Аскетизм и проживание за счет личного труда, непререкаемость законов Ветхого Завета – принципы религии караимов. Собственные храмы – кенасы – и собственные представители духовенства позволяют говорить об относительной самостоятельности религиозной жизни караимов, сходной с мусульманством.
Для всех участников общины обязательным к исполнению считался свод правил «севел ха-иеруша». Он включал установления, прямо не присутствующие в тексте Библии, но извлеченные из ее текстов. Идейный вдохновитель движения Анан бен Давид провозглашал принцип «поиска истины в Торе и непризнания единственного мнения верным».
Кенасы (храмы) возводятся по образцу храма Соломона в Иерусалиме. Прямоугольные по форме, они делятся на 3 части: 1) алтарь – «гехал», со святым ковчегом («арон-гаккодеш») и скрижалями завета; 2) трапеза – «шулхан», предназначенная исключительно для коленопреклонений мужчин; 3) седалище старцев – «мошав зекэним», где стоят скамьи для старцев, не могущих стоять, и для тех, кто в трауре. Женщины обычно размещаются на двухэтажных хорах против алтаря.

Караимская кенаса Бахчисарая. Фото из открытых источников Яндекса
Караимская кенаса Бахчисарая. Фото из открытых источников Яндекса

3. Занятия, быт, культура

Основным занятием караимов было и остается сельское хозяйство. Бахчисарайские караимы почитались первейшими садоводами. Помимо этого, они занимались рыбной ловлей и ремесленничеством. Кожевенное производство, сыроварение, пчеловодство, чеканка, виноградарство – неполный список многочисленных занятий караимов.
Единственная типография Крымского ханства принадлежала караимам. Она была организована на частные средства в 1731 году и открыта в Чуфут-Кале. Печатала в основном литургические книги на иврите.
Дома предпочитали строить из дерева, с двумя-тремя окнами, обращенными на улицу. Традиционные наряды караимов обязательно включали черный цвет. В них входили кафтаны и рубашки, платья, штаны типа кальсон, а также «караимки» – каракулевые шапки черного цвета.
Бытовое устройство носит патриархальный характер. Традиции поддерживаются, знания передаются из поколения в поколение. Традиционными семейными реликвиями были «меджмуа» – сборники, куда записывались сказки, песни и другие формы фольклора, услышанные когда-то членами семьи или только-только появившиеся. Фольклор караимов сочетает простые бытовые мудрости и библейские изречения.
Основа национальной кухни этого народа – мясо, молоко и мед. Пирожки с вишней, сыром, мясом и др. считались реликтовым блюдом. Катык – кислое молоко, и кашкавал – караимский сыр приготовлялись в каждой семье и были любимы всеми. Особые блюда делались из мяса, например, кой-башчик (сваренная целиком баранья голова) и суджук (колбаса, сделанная из сырой баранины со специями). К типичным сладостям относился ступеч – лакомство из жареной муки с медом.
По данным на 2014 год, численность караимов в Крыму составляет 535 человек. В 1800 году караимов было в 10 раз больше.