Если бы я сейчас серьёзно занялась своим немецким, я бы искала тьютора.
Я бы не искала курсы немецкого, т.к у меня есть С1 (мне нужно его хорошенько встряхнуть). Я бы работала по своей же методологии развития именно навыков на языке, а не накопления знаний о языке. То, чего мне не хватает для выражения мысли в речи или на письме, я вижу моментально сама и целенаправленно тренирую отстающие параметры.
Я бы искала тьютора, потому что мне нужна обратная связь. Мне не нужна от него программа. Мне нужно говорить, писать, читать, слушать, и мне нужна обратная связь носителей языка. Я бы сама приносила темы (т.к. я знаю, что мне интересно), и использовала обратную связь как домашнюю работу. Я всегда записываю свои ошибки и всегда заканчиваю работу над ошибками проговариванием правильного варианта вслух. Столько раз, сколько нужно, чтобы фраза стала моей, а не просто строчкой на бумажке.
Мне нужна обратная связь, чтобы я не повторяла с неправильной интонацией или произношением (потому что сама я не слышу так хорошо, как носитель. Иначе я бы говорила совсем по-другому). И мне нужен хороший человек, потому что работы здесь минимум на год, т.е. общаться с этим человеком я буду часто. Важно, чтобы мы совпадали. Чтобы хотелось учиться друг у друга.
Это очень выгодно – уметь совершенствовать свои языковые навыки самостоятельно.
На этапе, когда знания ты можешь получить сам (они в открытом доступе), интересны только люди, у которых хочешь учиться.
А как учиться – уже моя работа. Если мне что-то непонятно, если я сделала ошибку, я перелопачиваю много материалов, чтобы найти ответ. Иногда я его нахожу за 15 секунд. Иногда ищу пару дней и ещё спрашиваю носителей.
Иногда и им надо пару дней, чтобы дать мне ответ. Это значит, вопрос был неожиданный и непростой. Я ищу ответ не из вредности, и не потому что характер такой.
1) Мне на самом деле интересно
2) Это даёт мне большие результаты. Поэтому я не ищу ответы на вопросы преподавателя. Это просто. Ну а если не могу ответить, можно угадать.
Я задаю себе вопросы сама. Иногда вопрос преподавателя настолько в точку, что в нем содержится и мой вопрос себе, или он открывает дверь, за которой меня ждёт масса вопросов для самой себя. Искать ответы на свои вопросы – совсем другое упражнение, совсем другая мотивация, и совсем другой результат: я учусь самостоятельно формулировать и решать свои задачи. В любой сфере жизни.
Поэтому мне должно быть интересно. Поэтому темы я выбираю сама.
И если бы я сейчас решила снова серьёзно заняться своим немецким, тьютора я бы выбрала сама. Именно тьютора, не его программу и не его продукт. Живое общение имеет гораздо большую ценность. Оно живое, его можно направлять, оно спонтанное, и оно всегда вовремя.
Обратная связь нужна, чтобы поставить произношение (у меня хорошее произношение на немецком; обратную связь мне давали люди рядом 5 лет подряд каждый день. С фонетистом я не работала никогда).
Она особенно нужна на высоких уровнях, когда люди исчерпали темы уроков и начинают говорить о себе: что думают и что чувствуют. Важно правильно ей пользоваться. Неправильно пользоваться – это ждать, что учитель исправит все мои ошибки.
Более продуктивный вариант – видеть в своих ошибках паттерны и учиться быстро их убирать или корректировать. Быстро это не значит моментально. Это значит быстро начать действовать в нужном направлении и наблюдать. Если я вижу, что у меня проблемы со структурой предложений, я буду целенаправленно писать предложения. На темы, которые интересны мне. Я буду записывать услышанные предложения, которые мне понравились, анализировать и использовать. Сколько времени понадобится, чтобы поменять мой паттерн мышления на немецком - я пока понятия не имею. Станет ясно, когда начну делать. Я не делаю прогнозы на основании моего же мнения о моих способностях. Только когда есть первые факты.
Например, научиться спокойно говорить на камеру на английском у меня получилось за 2.5 года. Это факты. Вначале меня трясло, я не могла собраться, начать, я удаляла первые 50 попыток, и мне все равно не нравилось напряжение, которое от меня исходило. Сейчас мне легко.
Но мне нужно работать дальше, и есть ещё много параметров, которые я хочу подтянуть. Но уже гораздо легче, т.к. ушёл страх камеры. Пройден первый уровень.
Идти на девятый уровень, не закончив первый – глупо. И заканчивается затяжным разочарованием.
Нанимать тьютора, не понимая, что мы будем делать на занятиях, для меня – странно.
"Разговорная практика" с запросом "разговорите – для меня странное занятие, потому что человек отказывается влиять на свой результат, то есть управлять им. И не потому что не хочет. Скорее всего, не умеет. Не видел, что так можно. Или путает процесс и результат.
Разговорная практика для того, чтобы говорить – это процесс. Если им не управлять, он даёт результат "как получится". Чтобы управлять, нужно научиться учиться. Ждать, что научат, люди уже умеют.