Распорядок дня
Давайте осмотрим, как обычно проходит день работы и жизни в Лагере друзей.
Открытие дня. Раньше всех (кроме самого ведущего) приходят в актовый зал, являющийся нашей «базой», Дежурный Капитан и его Помощник. Их задача – подготовить помещение к началу рабочего дня: открыть окна, подготовить журнал лагеря, принести магнитофон и т. п. Начинают подтягиваться ребята. В журнале ДК отмечает их к графе присутствия, а в соседней колонке – наличие домашнего задания (о нем речь впереди). В восемь тридцать день начинается исполнением гимна России, пришедшие после него считаются опоздавшими и могут быть наказаны штрафными баллами.
День считается отрытым после выработавшегося у нас со временем ритуального приветствия. Его порядок такой.
Все стоят в орлятском кругу, положив руки на плечи друг другу. ДК начинает, а все подхватывают за ним такие слова:
«День прилетел в нашу «Звездочку» птицей,
И огонек дружбы будет светиться.
«Солнышку» с нами погаснуть нельзя,
Скажем друг другу: «С добрым утром, друзья!»
Далее все зависит от дня недели. Если это понедельник, то ДК говорит: «В понедельник!», и все присаживаются, не разрывая круга, один раз. Во вторник – соответственно два, среду – три и так далее. Это уже как бы переход к следующему элементу распорядка – зарядке.
Зарядка. Зарядку проводит ДК. Он может принести с собой соответствующее музыкальное сопровождение. Десять минут, отводимые на зарядку, в роли физрука он задает соответствующие движения и упражнения.
После этого ДК и ПДК с имеющимися данными о количестве присутствующих в лагере ребят оправляются в столовую накрывать на завтрак, а все остальные садятся для записи очередной песни.
Запись песни. Я уже говорил, что каждый день в лагере записывается и разучивается новая песня. Так постоянно подпитывается закон песни. Сначала исполняется песня, записанная накануне. Затем ребята записывают новую песню. Со временем у нас сложился и ритуал первого исполнения песни. В знак уважения и принятия в нашу песенную семью первый раз песня исполняется стоя, после чего приветствуется салютовскими хлопками.
Не так давно родился еще одна песенная традиция – дежурная песня. Как правило, записав и исполнив новую песню, если еще оставалось время до завтрака, мы начинали петь другие песни – как бы разогреваться к предстоящей работе. Из этого «разогрева» все и вышло. Кто-то первый во время исполнения «цыганской» песни «Гадалка» сделал «выход», развеселил публику, и это не осталось случайным эпизодом – закрепилось в традицию. «Гадалка» стала «дежурной» песней, и перед ее исполнением «по коробочке» стали выбираться люди, которые делают «выход» в цыганском стиле – по три человека на каждый припев.
Это хорошее средство поднятие общего тонуса и настроения. Правда, самим «выходящим» далеко не всегда хочется веселить публику, но ничего не поделаешь – закон дела – нужно пересиливать и заставлять себя. Пересилил – глядишь, и у самого уже повысилось настроение. Так что подобное самопринуждение вполне оправдывает себя.
Завтрак. К девяти часам, как правило, прибегает ПДК и зовет всех на завтрак. Столовая у нас расположена довольно далеко от актового зала, в другом корпусе, порой всвязи с экзаменами ребят приходится отправлять в столовую в обход через школьный двор – но такой утренний моцион на свежем воздухе только полезен для обычно вялого утреннего аппетита.
Перед заходом в столовую всех ждет очередной творческий сюрприз – заход в столовую. Его вид – дело творческой фантазии ДК и ПДК.
Тематическая работа. Это основной период жизни лагеря до обеда. Начало этой работы тоже несколько ритуализировано. Сначала ДК всех рассаживает «по коробочке» - то есть случайным выбором персональных букв.
В чем смысл такой ежедневной рассадки?
Смысл такого ежедневного «переструктурировании» коллектива в направленности на формирование единого поля коллективных связей, когда каждый взаимодействует с каждым и стремится к налаживанию дружеских отношений со всеми участниками лагеря. Кроме этого, ребятам напоминается об одной из главных целей Лагеря друзей – «стать настоящим другом» и найти пять новых друзей. Ежедневная и неоднократная смена своих соседей по общему дружескому кругу облегчает выполнение этих целей.
Рабочий день опять-таки начинается с закона песни – еще одного исполнения только что записанной до завтрака песни.
Различные варианты собственно тематической работы мы с Вами уже подробно разбирали. Можно только напомнить о логике введения упражнений и дел с точки зрения сложности их организаторских приемов.
Целесообразно тематическую работу начинать с различного рода разогревающих разминок, которые первоначально не требуют значительного напряжения ни творческих способностей, ни траты значительных сил на установление рабочих связей с другими членами лагеря. Разминка только настраивает на работу и приводит в состояние готовности основной потенциал творческих сил каждого участника.
Далее по мере роста включенности этого потенциала сложность предлагаемых упражнений повышается и доводится до своей кульминации во второй половине тематической работы. Чтобы предотвратить преждевременный спад, вызванный усталостью и исчерпыванием сил, после особо энергозатратных дел и игр должен быть достаточный отдых в сочетании с различными видами последействия и засветкой чувств. В самих делах желательно предусматривать определенную смену видов деятельности. Статические упражнения следует чередовать с динамическими, интеллектуальные с творческими, серьезные с комическими, индивидуальные с групповыми и коллективными.
Показателем исчерпанности коллективных сил, как ни странно, являются два противоположных процесса – явная апатия и повышенная эмоциональная экзальтация. Если первая явно сигнализирует об усталости коллектива, то вторая не всегда своевременно распознается в качестве симптома истощения. Ее можно принять за показатель готовности к дальнейшей работе. На самом же деле эта внешняя оптимистическая и жизнерадостная оболочка может оказаться пустой внутри, так бывает, когда силы уже исчерпаны, а эмоциональные механизмы действуют в прежнем ключе. Нужно просто быть достаточно внимательным к проявлениям подобных состояний.
Между делами, значительно различающимися по эмоциональному настрою, в качестве механизма этой эмоциональной перестройки можно снова прибегать к помощи закона песни. Умело подобранная песня способна не только перестроить эмоциональное состояние коллектива, но и зарядить его новой энергией для продолжения работы.
Что касается организационных приемов, то логика здесь проста: от индивидуальных упражнений через различные формы групповых - к коллективным. Например, разминка может пройти в индивидуальном ключе, далее идут групповые формы работы по типу «ромашки», а на завершающем кульминационном этапе – коллективная работа в виде «каруселей» и «гусениц». Но это, разумеется, только приблизительная схема, которая корректируется в зависимости от конкретно решаемых задач.
Ведущий должен постоянно держать руку на пульсе жизни коллектива, умело видоизменяя работу в соответствии с непредсказуемыми процессами коллективной жизни. Кстати, не в последнюю очередь поэтому, желательно, чтобы, еще готовясь к предстоящему дню, организатор предусмотрел различные варианты проведения дел по степени сложности и возможность из замены на другие. Тогда он не будет жестко привязан к заранее разработанной схеме и будет увереннее себя чувствовать в различных оборотах конкретной работы.
Неплохо, когда тематическая работа заканчивается заинтересованным обсуждением в последействии какого-то кульминационного по сложности дела. Это показатель хорошо продуманного предварительного плана и умелой организации прошедшей тематической работы.
«Час искусства». Последействие завершилось, эмоции выплеснуты, чувствуется усталость, потребность отдыха от коллектива и уединения. Самое время для «часа искусства».
Его психологическая целесообразность заключается в переориентации активности личности от различных форм экстравертированной работы на интроверсию, погружение в свой внутренний мир.
Тематическая работа не только истощила эмоциональные силы, но зачастую и нарушила стабильность внутреннего мироощущения, внесла в него дезорганизацию и хаос. Нужно привести все это в порядок. Кроме этого, неплохо оценить качество и дать место в своем внутреннем мире новому опыту, который, возможно, проявился в ходе тематической работы. Нужно «связать» его с предшествовавшим жизненным опытом и творчески переработать так, чтобы он тоже стал частью внутреннего мира.
Все эти задачи и призван решить «час искусства». В качестве технического обеспечения нужно иметь магнитофон (музыкальный центр) и подборку спокойных классических мелодий. Я много раз убеждался в значительной способности классической музыки к «умиротворению» душевного строя своих подопечных.
Более того, иногда создается удивительное впечатление попадание в «новый мир», когда после шума и гама тематической работы под трели и переливы Вивальди видишь склоненные над белыми листами головы «ушедших в себя» лагерников. В такие минуты действительно приходят на память мысли о волшебной силе искусства…
Конкретные задания и формы работы на «часе искусства» мы уже с Вами разбирали.
Обед. Очередной творческий заход в столовую возвращает ребят в поле творческого взаимодействия. На самом обеде возможны приветствия поварам и «Солнышку» по инициативе ДК.
После обеда он поручает ПДК завершить уборку столов, а сам спешит «на базу», где собирает первочков. До начала игровой площадки он должен продиктовать им одну из архивных песен прошлых лагерей, чтобы они постепенно пополняли свой песенный багаж и подтягивались к остальным лагерникам.
Игровая площадка. Ее проводят ДК и ПДК. Они должны представить свои игры, названия которых были определены еще в оргпериоде из игрового словесного банка. Какое-то время мы не могли определиться с обязательностью участия лагерников в играх на игровой площадке. С одной стороны, не всем хочется участвовать в играх, особенно после сытного обеда. С другой стороны, чье-то неучастие часто дезорганизует игровой настрой всех остальных. К тому же смысл игровой площадки - в пополнении игровой копилки, в том числе и для прихода в «Солнышко» в качестве вожатого. А лучший способ запомнить правила и разобраться в игре – это принять в ней личное участие.
Я пробовал обязывать всех на участие в игровой площадке, но, в конце концов, мы остановились, на мой взгляд, на оптимальном варианте. Ведущий игры, ДК или ПДК, сам решает, нужно ли ему обязательное участие всех в играх. Он сам определяет нужное ему количество участвующих в игре и дает добро на «неучастие» в играх.
Иногда игровую площадку я провожу сам, где испытываю новые «непроверенные» игры. В последнее время, как я уже упоминал, появилась новая традиция – «дежурная игра». Она проводится в конце игровой площадки до начала палубы общения.
Палуба общения. Вторая половина дня начинается с исполнения записанной первочками архивной песни. Далее «по коробочке» идет рассадка на палубу общения. Ребята поднимаются на сцену и садятся на расставленных по кругу лавочках согласно вытаскиваемым ДК буквам. У стены под штурвалом остается свободной «лавочка штурвального».
Смысл новой рассадки «по коробочке» в том, чтобы разорвать старые связи и облегчить ребятам выполнения правила «мертвой зоны». За полдня работы у сидящих рядом ребят естественно уже налаживаются связи, и вырабатывается привычка непринужденного общения. Но это как раз то, что будет мешать работе палубы. «Размазанная» по соседям энергия общения не позволит создать коллективное поле взаимодействия достаточной напряженности, чтобы палуба прошла успешно. Поэтому новая рассадка позволяет облегчить концентрацию энергии на текущих упражнениях и процедурах.
Но иногда даже эти меры не помогают. Некоторые ребята никак не могут настроиться на работу по правилам палубы – открытости, искренности, конфиденциальности, взаимопомощи и мертвой зоны. Порой даже не помогают штрафные баллы или угроза их применения. На эти случаи в последние годы у нас стала вырабатываться новое правило – правило «отключки». Человек, который никак не может настроиться на работу на палубе общения, что называется «отключается» - садится в удобную для него позу и «замирает», не принимая участие в работе палубы общения. Он никак не наказывается за неучастие – все понимают: человек «в отключке», его главная задача - не мешать другим. В любой момент он может снова включиться в работу палубы, как только почувствует в себе соответствующий настрой.
Логику работы самой палубы мы уже рассматривали. Сначала разогревающая разминка, помогающая создать соответствующий настрой на психологическое взаимодействие и внутреннюю концентрацию. Затем упражнения штурвальных, тоже, так сказать, «по нарастающей» - от достаточно простых и «безобидных» до «жестких» с прямым применением психологического зеркала. И, наконец, кульминация палубы – упражнения типа «Проблемы» и «Напряженки» с непредсказуемыми ходом, эмоциональными всплесками и результатом.
Каждая палуба заканчивается обязательной «засветкой чувств», позволяющей как выплеснуть на бумагу, возможно, не до конца проявленные в ходе палубы эмоции, так и ведущему - проконтролировать эмоциональное состояние коллектива.
Полдник. Ребята заполняют листки засветки, а ДК и ПДК, ушедшие чуть раньше, уже накрыли полдник. Перед завершающим мероприятием дня – «огоньком» - неплохо прогуляться в столовую и чуть встряхнуться после непредсказуемых эмоций палубы общения.
Огонек. Ну, вот мы и подошли к самой болевой точке. Многообразные целевые функции огонька мы уже рассматривали. Он должен подвести итог дню, систематизировать и обобщить полученный опыт, соотнести его с опытом других участников и психологически вывести из специфически игровой атмосферы лагерной жизни. Важность «огонька», думаю, не стоит доказывать, но очень редко мне удается провести огонек, которым я был бы удовлетворен. При всей его важности приходится признать, что пока «огонек» наиболее слабая в методическом плане традиционная процедура лагеря.
Типичная его схема такая. Перед началом «огонька» происходит ритуальная процедура его зажигания. По коробочке выбирается человек, который будет зажигать свечу. Она стоит на какой-то подставке в центре круга, и рядом лежат спички. У зажигающего задача зажечь огонек таким способом, каким еще никто это до него не делал. Первые находятся в наиболее выгодном положении, но всем последующим приходится все больше изощряться. Огонек зажигается и из положения лежа, и рукой, пропущенной под коленями и горящей спичкой в зубах.… В общем, это очередное поле действия закона творчества.
Вспыхнувшее пламя свечи тут же подхватывает коллективное исполнение песни «Огонек». Оно призвано привести ребят в необходимое эмоциональное состояние для коллективного анализа дня.
Далее ведущий ставит вопросы к предстоящему круговому высказыванию. Это традиционное «Что понравилось?» и «Что не понравилось?» и дополнительный вопрос по теме дня, в котором ведущий возвращает ребят к исходному целеполаганию. Насколько удалось каждому достичь этой цели.
«По коробочке» выбирается и первый выступающий. Он берет в руки «талисман откровения», символ искренности и откровенности, которыми должны сопровождаться выступления на «огоньке». В разное время ими были разные вещи. В последнее время им стал «Шурик» - маленькая куколка голенького ребенка.
Итак, первый выступающий начинает свою речь.… А вот дальше, как правило, и начинаются проблемы. Абсолютное большинство ребят, естественно, не обладает сколько-нибудь выдающимися ораторскими способностями. Выступления некоторых – это беспомощное «беканье-меканье». Другие наоборот «растекаются мыслями по древу» в попытке скрупулезно ответить на все поставленные вопросы. Их длинные монологи превращаются в нудные отчеты о проделанной работе. В таких условиях практически невозможно поддерживать необходимое внимание. Огонек разбивается на «группы по интересам», где идет обычное зубоскальство на фоне очередного выступающего. Чего я только не предпринимал, чтобы интенсифицировать работу огонька и повысить к нему интерес ребят.
Я перечислю принимаемые меры, хотя заранее скажу, что не один из них не стал «палочкой-выручалочкой».
Введение минутного лимита времени на выступление. ДК засекает время и останавливает оратора в случае «перебора времени». Это несколько динамизирует ход огонька, но негативная сторона заключается в том, что мысль «успеть сказать» сказывается на качестве выступлений, которые начинают походить на торопливые сбивчивые отчеты.
Парное обсуждение итогов дня, а затем выступление одного от пары с общими итогами. Тоже сокращает продолжительность огонька, но в таком варианте организатор лишает возможности выслушать каждого.
Невербальный анализ дня. Передать впечатления от дня мимикой и жестами. Понятно, что в таком варианте невозможен сколько-нибудь глубокий анализ, это больше комическая имитация собственных чувств и впечатлений, хотя время от времени это способно оживить эмоциональное восприятие процедуры огонька.
Избрание по итогам огонька лучшего оратора. Это стимулирует работу над качеством выступлений, но поскольку ораторские способности вещь довольно редкая, претендентами на награды, как правило, становится ограниченное количество лиц, а у остальных постепенно пропадает интерес к этому приему.
В общем, я пока в поиске. Я интуитивно чувствую, что хороший огонек является одним из лучших показателей сформированности настоящего коллектива, но то ли не хватает организаторских умений, то ли такие коллективы еще не были сформированы за прошедшие лагерные смены.
Ладно, будем еще думать.
Выступления ребят прерываются через определенное время песнями. У нас постепенно выработалась система, что заказывать песни могут четыре человека – двое вожатых, вернувшихся из лагеря «Солнышко», а также ПДК и ДК, который заказывает последнюю песню. Четыре-пять песен за «огонек» - это в принципе достаточное количество, проблема, правда, в том, что эти песни не всегда соответствуют эмоциональной логике «огонька». Но тут уж ничего не поделаешь. Иногда сам предложишь спеть что-нибудь другое, иногда, когда предложенная песня, ну, совсем, что называется не в тему, сами ребята возмутятся и отменят выбор.
Итак, прозвучала последняя песня, но «огонек» еще не завершается, - нужно решить еще ряд организационных вопросов.
Относительно новая традиция – выборы «героя дня». Но, правда, если на это есть время, и ребята еще не сильно измучены затянувшимся вымученным «огоньком». «Герой дня» - это человек, проявивший себя в течение дня так, что его отсутствие значительно обеднило бы содержание жизни лагеря. Человек, повлиявший в наибольшей степени на успешность прошедшего дня. Сначала выслушиваются предложения ребят по кандидатурам, а затем проводится голосование.
Далее назначаются или выбираются новые ДК и ПДК. Как правило, ДК назначается организатором, а он уже сам выбирает себе своего Помощника. В последние годы установилось правило, что ПДК выбирается из первочков, чтобы помочь им почувствовать вкус организаторской работы, ответственности и дать возможность побывать в качестве вожатых в лагере Солнышко». Под аплодисменты присутствующих старые ДК и ПДК передают новым знаки власти – нарукавные повязки. На следующий день они отправляются вожатыми в лагерь «Солнышко».
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь