Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 1)

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вопрос о видах коррекционных школ гуляет в интернете давно, и на эту тему пишутся статьи. Но все они очень поверхностны, и зачастую сводятся к лишь перечислению видов коррекционных школ. Я хочу предложить Вам цикл статей на тему различных типов специальных коррекционных школ, в которых я подробно, «изнутри» изложила особенности обучения, программы и применяемых методов в каждом виде школы. Устраивайтесь поудобнее, уважаемые читатели, мы приступаем. В сегодняшней статье мы разберем школы для детей с нарушениями слуха, и для детей с нарушениями зрения.

Небольшое вступление. Любой ребенок, несмотря на наличие или отсутствие особенностей должен учиться в школе. Школы бывают массовые (обычные) и коррекционные. В массовых школах могут учиться как обычные дети, так и дети с особенностями развития, в рамках инклюзивного образования. В коррекционных школах учатся только особенные дети. В таких школах учат по специальным программам, могут включаться дополнительные предметы и коррекционные занятия, а также учителя используют особые приемы и методы, для того, чтобы ребенок мог усвоить новые знания.

В зависимости от особенностей ребенка существуют разные типы школ, которые и различаются содержанием программ (иногда и их объемом), учебными предметами, а также используемыми учителями методами и приемами. Все коррекционные школы направлены на максимальную коррекцию особенностей ребенка и дальнейшую его социализацию.

На данный момент существует 8 типов коррекционных школ. И, хотя в названии школы больше не указывается номер её вида, а указывается, что это лишь «Специальная (коррекционная) школа», направленность школ на определенную особенность осталась.

Школы для детей с нарушением слуха

-2

Для глухих детей. В эти школы принимают детей с врожденной глухотой, т.е. детей с таким нарушением слуха, при котором спонтанное самостоятельное овладение речью невозможно (для тех, кто никогда не слышал разговорную речь). Условная граница между слабослышащими и глухими находится на уровне 85 дБ, т.е. если ребенок не слышит звуки, громкостью менее, чем 85 дБ, то он считается глухим. Глухие дети могут слышать очень громкие звуки непосредственно около уха.

Для слабослышащих и позднооглохших детей. Такие дети отличаются от глухих тем, что имеют речь, и могут ее использовать для коммуникации. Позднооглохшими считаются дети, потерявшие слух после 3 лет (от травмы или болезни).

Во всех школах, для детей с нарушениями слуха дети находятся большую часть дня. В первой половине дня предусмотрены учебные и коррекционно-развивающие занятия, во второй половине дня – внеурочная деятельность, включающая в себя танцы, драматизации, школьные праздники, спортивные секции.

Главной задачей обучения является развитие речи, остаточного слуха и словесно-логического мышления. Так как у глухих/слабослышащих детей нарушен слух, то речь по подражанию не формируется. В результате отсутствия или недостаточного развития речи, задерживается формирование мышления, особенно словесно-логического.

По сравнению с общеобразовательной школой, в коррекционных школах для детей с нарушениями слуха значительно увеличено количество занятий по русскому языку и литературе. В эти занятия включена работа по развитию навыков чтения с губ, развитию слухового восприятия и фонематического слуха (способность различать звуки речи на слух). Также в программу включены дополнительные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, по формированию речевого слуха, занятия по социально-бытовой ориентировке.

На каждом уроке используется большое количество текстовой информации, специальных карточек с отдельными словами, словосочетаниями и предложениями для облегчения понимания сути задания и выполнения последовательности действий. Глухих детей также обучают дактильной (буквы образуются с помощью пальцев) и жестовой речи. Начало этого обучения, а также обучения чтению, у глухих детей происходит еще в начале дошкольного возраста.

В программу начальной школы включены занятия по предметно-практическому обучению, на которых осуществляется формирование практических умений и навыков. В дальнейшем, на таком предмете, как "Технология", происходит обучение детей труду и их подготовка к самостоятельной жизни, что очень важно для любых детей, имеющих особенности развития.

На музыкально-ритмических занятиях объединяется речь, движения и музыка, а также развивается слуховое восприятие.

Программа школы предусматривает различные варианты, в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития. Вариант программы 1 – для глухих детей, вариант 2 – для слабослышащих.

Так, вариант программы 1.1 (2.1) предполагает обучение глухих (слабослышащих) детей в обычной школе, которые по уровню развития речи и интеллекта не отличаются от сверстников.

Вариант 1.2 (2.2) предназначен для глухих (слабослышащих) детей, с сохранным интеллектом, но с уровнем развития речи, недотягивающим до возрастной нормы. Такие дети обучаются в школах для глухих.

Варианты 1.3 (2.3) и 1.4 предполагают обучение детей с сочетанным нарушением: глухота + умственная отсталость.

Коррекционная школа для детей с нарушениями слуха должна быть оснащена специальным оборудованием: звукоусиливающая аппаратура, звуковые средства воспроизведения информации, приборы для исследования слуха.

Подводя итог, можно сказать, что самыми важными задачами обучения являются: формирование умения использовать устную речь для коммуникации (включая правильное использование жестов, мимики, интонации), достижение того же уровня развития, что и обычные дети, создание условий для продолжения образования, и в итоге - успешное интеграция в общество.

Школы для детей с нарушением зрения

-3

Для незрячих детей и детей с остаточным зрением. Незрячими считаются дети с врожденной потерей зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные представления. Остаточное зрение - это зрение с очень низкой остротой даже в том случае, если оно корректируется очками. Такие дети обладают способностью видеть свет, светлые пятна (светоощущение), на минимальном расстоянии перед глазами различать яркие цвета (цветоощущение) и форму предметов.

Для слабовидящих и поздноослепших детей. Поздноослепшие дети – дети, которые потеряли зрение в возрасте после 3 лет, у которых остались в памяти зрительные представления.

В данных коррекционных школах дети получают среднее общее образование (11 классов) за 12 лет. Для детей, имеющих умственную отсталость, срок обучения 9 лет.

Предусмотрено несколько вариантов программы.

3.1 - слепые дети с уровнем развития, близким возрастной норме (4.1 - слабовидящие), и обучающиеся в обычной школе.

3.2 (4.2) - не достигшие уровня нормы, но с сохранным интеллектом. Обучаются в коррекционной школе. У детей может быть задержка психического развития.

3.3 (4.3) - имеющие лёгкую умственную отсталость

3.4 - имеющие более тяжёлую умственную отсталость или другие нарушения (ДЦП, аутизм, нарушение слуха).

Главными задачами школы являются создание у детей наиболее полных и точных представлений об окружающем мире (ввиду выпадения зрительной функции), формирование умения ориентироваться в окружающей среде, и как итог - социальная адаптация детей и интеграция их в общество.

Тотально слепых детей обучают чтению с помощью шрифта Брайля (рельефно-точечный шрифт, осязательный шрифт, шеститочие), у слабовидящих детей развивают зрительное восприятие настолько, насколько это возможно, и обучают чтению плоскостных печатных букв (укрупненным шрифтом).

Весь наглядный материал (картинки, схемы, предметы) должен быть ярким, крупным, контрастным. Чем ниже острота зрения у детей, тем более крупными, контрастными и яркими должны быть изображения.

В программу школы включены коррекционные занятия: социально-бытовая ориентировка, развитие зрительного и осязательного восприятия, развитие речи, занятия с логопедом, ритмика, лечебная физкультура, а также занятия по пространственной ориентировке и предметно-практической деятельности.

Длительность урока обычно сокращённая, и составляет 40 минут.

Коридоры, лестницы и кабинеты в школе должны быть оборудованы дополнительными направляющими перилами, а также иметь тактильные, рельефно-точечные указатели. Начало и конец лестничного пролёта должны быть промаркированы контрастными цветами.

В классах должна быть увеличенная освещённость (для слабовидящих). На каждого ученика полагается одноместная парта с дополнительным источником света.

Так как большинство детей с нарушениями зрения имеют и другие отклонения здоровья, например ДЦП, школа должна быть оборудована пандусами, мобильными подъёмниками, иметь расширенные дверные проёмы.

Школа должна быть оснащена специальным оборудованием: персональные компьютеры на каждого ученика, увеличители, принтеры для печати шрифтом Брайля, брайлевские дисплеи, разнообразные тактильные пособия.

В следующих статьях будем разбирать остальные виды школ:

Какие бывают виды коррекционных школ? Разбираем подробно: отличия, методы, программы (часть 2)
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ10 мая 2021
Где учатся дети с ЗПР, аутизмом и нарушением интеллекта?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ13 мая 2021

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru