Недавно в СМИ опубликовали новость о том, что в Нижегородской области уволилось 40 почтальонов за отказ продавать пенсионерам продукты.
Почтовым сотрудникам предложили подписать новый договор, в котором обязывали при доставке пенсий осуществлять ещё и реализацию товаров народного потребления.
Идея превратить почтальонов в коробейников — очень странная. Во-первых, почтальоны уже и так нагружены сумками с почтой. А во-вторых, чтобы заниматься разносной торговлей, нужен определённый склад ума и навыки.
Я никогда не работал на почте, но сталкивался с похожими ситуациями в банках.
Когда у банка начинаются проблемы с возможностью выдачи кредитов (неважно почему), то банк сначала обращает внимание на дополнительные виды доходов — вводит комиссии за те услуги, которые раньше были бесплатными, придумывает новые и начинает что-то продавать, например страховой полис.
А когда выясняется, что клиенты не спешат сами нести деньги в банк за его оформлением, то сотрудников отправляют искать клиентов — заниматься обзвоном, раздавать листовки, проводить анкетирование и расклеивать объявления.
И, конечно, сотрудники должны выполнять план по продаже каких-то продуктов.
Вы приходите в банк, чтобы сделать вклад, а вышли с ИСЖ или ПИФом? А может быть вместе с вкладом оформили карту и почему-то проверили свою кредитную историю? Всё это сотрудники предлагают потому, что у них есть план, за невыполнение которого их лишат премии (впрочем, к этому уже все привыкли), а ещё будут старательно выговаривать
— Вы не выполняете план, что вы планируете сделать для исправления ситуации? — грозно отчитывает сотрудника начальник.
— Я буду раздавать листовки — говорит старший кредитный инспектор, который 5 лет отучился в вузе, чтобы устроиться на работу в банк.
— Сколько листовок вы будете раздавать в день?!
Сотрудник молчит, усиленно думает, что сказать. Назовёшь реальное число — услышишь в ответ, что это мало. Скажешь какое-то нереальное — завтра будут спрашивать, почему не успел. Но самое противное в этой ситуации, что и он, и его начальник понимают, что раздача листовок — это бессмысленная работа, которая не принесёт результата.
Просто у начальника есть свой начальник, который завтра будет спрашивать о выполнении плана.
Всё это приводит к тому, что сотрудники живут в постоянном стрессе и мечтают о том, чтобы уволиться. Они заводят анкеты на сайтах поиска работы и думают куда-то бы податься.
Проблема в том, что в других банках ситуация приблизительно такая же, и там тоже нужно продавать никому не нужные страховки, впаривать ИСЖ или пакеты услуг.
И, конечно, люди порой бросают всё и увольняются. Обычно это акт личного освобождения — человек просто пытается вырваться из системы и ищет работу в другой области.
Но бывают и массовые увольнения. Я знаю несколько случаев, когда отделения банков практически в полном составе увольнялись.
Подобные случаи, в отличие от массовых увольнений на почте, не попадают в СМИ. Думаю, это потому, что сотрудникам банков в обществе не принято сочувствовать, и ничего кроме злорадного «так им и надо» такая новость вызвать не может.
Клиенты, правда, недовольны — какое-то время их будут обслуживать новички, которые будут ошибаться и путаться.
Такие увольнения больше влияют на жизнь самих сотрудников, чем на банки.
Кто-то находит работу в другом банке (и снова на ежедневных пятиминутках рассказывает, как он будет выполнять план). А кто-то пробует себя в другой сфере. У меня есть знакомые, которые проработав больше десяти лет в банках, ушли в строительство, продажу недвижимости или туризм и чувствуют себя отлично.
Самое большое изменение, которое может произойти в банке после подобной «акции» — это увеличение зарплаты для новых сотрудников, особенно если выясняется, что найти желающих на новое место не так-то просто.
Незаменимых действительно нет. Но это относится не только к сотрудникам, но и к месту работы.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал @vbankomate