Найти тему
Роккульт

Альбомы-юбиляры: в этом году им исполняется 50 лет!

Оглавление

Эти десять пластинок за свои полвека успели стать настоящей классикой и повлиять на всю мировую музсцену.

Bill Withers – Just As I Am

Билл Уизерс запомнился как один из самых меланхоличных голосов классической эпохи соула, к которой его принято обычно причислять. На момент записи и выпуска дебютной работы музыканту исполнилось тридцать три года (символичный возраст для человека религиозного, каким и был сам Уизерс). Для многих в эти годы пропадает всякая надежда на успех в творчестве. Билл также преодолел полный препятствий путь прежде, чем записать свою первую полноценную работу. Уизерс был младшим среди шести детей и рос в Западной Виргинии, угледобывающем городке, в совсем немузыкальной семье. Ещё не достигнув совершеннолетия, он пошёл на службу в Военно-Морские Силы США, где провёл девять лет. Там со временем он заинтересовался музыкой, но не решался всерьёз ей заняться, считая шоу-бизнес довольно нестабильной индустрией, а себя – не набравшимся опытом музыкантом.

Уизерс учился ещё долгих шесть лет, прежде чем рискнуть и выпустить альбом. Just As I Am — работа довольно зрелого музыканта — совсем не похожа на уже ставшие классическими альбомы соула — тут тебе и рок, и блюз, и даже поклон в сторону кантри. Более того, во время выступления Уизерс сидит и играет на гитаре — сложно ассоциировать такое поведение артиста с менее пассивными и более вызывающими Сэмом Куком и Аретой Франклин, не так ли? У Уизерса действительно мало общего с коллегами по жанру. Нежная гитара, завывающий голос и надрывная печаль лирики — его творчество не похоже на современные ему семидесятые, провозгласившие главной ценностью свободную любовь и счастье. Песни с дебютного альбома Уизерса перепевали величайшие мэтры поп-музыки: Стиви Уандер, Гил Скотт-Херон, Майкл Джексон и другие не менее именитые исполнители.

Слушать Just As I Am на Яндекс.Музыке

David Bowie – Hunky Dory

-2

Первый признанный шедевр Боуи и первый его альбом, записанный на лейбле RCA Records. Невероятное сочетание глэма с арт-роком открыло двери в чувственный, неподдельный мир музыканта, поразивший слушателя начала 70-х своими музыкальными экспериментами. Чарующие мелодии перебегают от одного эмоционального состояния к другому, не нагружая альбом тяжёлыми звуками, благодаря чему его звучание кажется таким лёгким и спокойным. Широкий диапазон стилей и изумительное мастерство Боуи позволил ему сплести множество жанров в единую картину, что сделало четвёртый студийный альбом легендарного музыканта одной из самых значимых работ в истории музыки.

Слушать Hunky Dory на Яндекс.Музыке

John Lennon – Imagine

-3

Второй сольный альбом Леннона, подаривший миру один главных пацифистских гимнов всех времён. Альбом-признание в любви, альбом-политическое высказывание, альбом-оскорбление, альбом-рефлексия. Хотя рефлексия в нём прослеживается уже не такая очевидная, как в Plastic Ono band: Imagine – более коммерческая работа, но всё же не лишённая искренности и чувств. Альтруистическую и мечтательную идиллию альбома нарушают I Don’t Wanna Be A Soldier Mama, Gimme Some Truth и How Do You Sleep?. Первая — ответ властям на призыв в армию молодых людей и отправку их в зону боевых действий во Вьетнаме, вторая — ответ президенту США Ричарду Никсону (и снова Вьетнам) и третья — ответ дражайшему другу Полу Маккартни на его Too Many People. В какой-то степени лицемерный, но, безусловно, влиятельный альбом бывшего битла.

Слушать Imagine на Яндекс.Музыке

Stevie Wonder – Where I'm Coming From

-4

Where I’m Coming From — пример пока ещё не проявившего себя в полной силе гения Стиви Уандера. В 1971 году Уандеру исполнился двадцать один год, недавно он впервые женился и выпустил уже двенадцать альбомов для лейбла Motown Records — компании, считавшейся законодательницей музыкальных мод. Motown и по сей день остаётся крупным игроком бизнеса: в своё время лейбл подписал Jacksons 5 (и сольного Майкла Джексона впоследствии), Марвина Гэя, Смоки Робинсона, The Supremes (и Диану Росс), а в наши дни с Migos и Бруно Марс. Очевидно, что специализирующаяся на музыке чернокожих исполнителей компания в начале семидесятых имела бесспорную репутацию и могла позволить себе лучших музыкантов. Стиви Уандер явно не входит в число их немногочисленных промахов.

Как уже было упомянуто, двадцатиоднолетний Уандер в 1971 году выпустил для Motown уже тринадцатый альбом — последнюю работу, которую он был обязан лейблу по контракту. Однако молодой музыкант, до этого работавший под строгим надзором профессиональных продюсеров, решил проявить крайнюю самостоятельность. Со своей женой, сонграйтером Motown Сайритой Райт, они написали девять песен, и без помощи студийных исполнителей Стиви записал для альбома все инструменты. Разумеется, что Where I’m Coming From лишь отдалённо напоминал о гении, шедеврами которого позже стали Songs in the Key of Life, Innervisions и Talking Book (справедливости ради, до записи самого позднего из стих альбомов оставалось пять лет).

Слушать Where I'm Coming From на Яндекс.Музыке

Marvin Gaye – What's Going On

-5

What’s Going On — один из самых обласканных альбомов в истории музыки. Несмотря на то, что добрую часть известности Марвину Гэю/Гаю/Гею (нужное зрительно обведите) подарили более поздние работы, многие справедливо называют концептуальный шедевр музыканта What’s Going On одной из важнейших работ в истории музыки. Различные рейтинги дарят альбому лидирующие строчки среди самых влиятельных альбомов (в обновлённом списке лучших альбомов в истории Rolling Stone поставил What’s Going On на первое место). Тогда, в начале семидесятых, Марвин точно уловил дух эпохи: антивоенная риторика, царившая в США конца шестидесятых, закономерно умолкала, не получив ожидаемых действий от властей на свои требования. Манифестационный Вудсток, Лето Любви и политические шествия были живы в памяти людей (прошло всего два года), но бессмысленная и, надо сказать, радикальная борьба утомила многих. Так альбом Марвина Гэя попал в обнажённый нерв общества. Большинство устало от наивных и понятных лозунгов, и через призму великолепного What’s Going On музыкант заставил людей посмотреть правде в глаза.

Правда оказалась совсем не воодушевляющей. Следует также помнить, что What’s Going On совсем нетипичен и для самого Марвина. Прежде он записывался романтическим дуэтом с Тамми Террелл: Ain’t No Mountain High Enough, Two Can Have a Party, Keep on Lovin’ Me Honey — совсем не с жизнерадостными любовными треками можно ассоциировать довольно мрачное настроение What’s Going On, не так ли? Разумеется, Марвин никогда не был хиппи — ему, как довольно известному соул-исполнителю, было важно высказаться о наболевшем. Довольно трогательно и ясно, ведь лирический герой концептуального альбома — вернувшийся с войны солдат, обнаруживший страдания, ненависть и разруху в родной стране, за которую недавно воевал. Трагизму способствует и мажорная тональность альбома — неповторимая метафора смешанных чувств персонажа, не знающего, радоваться ли ему или переживать.

Слушать What's Going On на Яндекс.Музыке

Led Zeppelin – Led Zeppelin IV

-6

8 ноября 1971 года на прилавках магазинов появились экземпляры загадочного альбома, на обложке которого не фигурировало ни название, ни исполнитель. Таким образом Led Zeppelin хотели удостовериться в желании публики покупать пластинки не из-за популярности музыкантов, а, собственно, из-за их музыки. Услышав идею Пейджа, Atlantic Records пришли в ужас, ведь группа была против упоминания Led Zeppelin даже на обратной стороне конверта. Тем не менее первый тираж разошёлся мгновенно, и Led Zeppelin IV стал одним из сам продаваемых альбомов в истории.

В 1970 по совету Fleetwood Mac группа решила записать свой альбом в поместье Хедли-Грейндж. Его каменное строение создавало прекрасную акустику, которой воспользовалась группа, придав альбому характерное звучание. К другим чертам альбома можно отнести тяжёлые риффы, «имитацию» рок-н-ролла 50-х, блюзовые гитарные мотивы и, разумеется, виртуозное сочетание всего этого. Нельзя не упомянуть и знаменитые символы Led Zeppelin, появившееся в качестве названия альбома. Позже они станут неотъемлемой частью легендарной группы.

Слушать Led Zeppelin IV на Яндекс.Музыке

The Who – Who's Next

-7

В 1970 году Пит Таунсенд написал серию эссе для журнала Melody Maker, в которой он представил концепт, затрагивающий важность рок-музыки. Задумка Таунсенда должна была вылиться в масштабный проект под названием Lifehouse. Он описывал Lifehouse как футуристическую рок-оперу, но неподъёмность проекта привела к отказу от этой идеи, а наработки стали частью Who’s Next.

Важной чертой звучания альбома стали синтезаторы, которые музыканты использовали не в качестве небольшого дополнения, а как важную составляющую музыкального произведения. Музыканты также использовали орган Лоури, звук которого был пропущен через синтезаторы, что придало альбому более новаторское и необычное звучание. Вдобавок изменился стиль игры Кита Муна: было принято решение не нагружать альбом долгими проигрышами, плюс ко всему, в ударных уже не было такой истерии, как в предыдущих работах группы

Слушать Who's Next на Яндекс.Музыке

Alice Cooper – Love To Death

-8

Love It To Death — альбом с которого Alice Cooper начался на самом деле, по факту является третьей студийной работой коллектива из США.
Под началом Фрэнка Заппы группа столкнулась с проблемами в продюсировании, и первые их два альбома во многом остаются «великими неоткрытыми» работами. Ситуацию спас новый продюсер Боб Эзрин, для которого этот альбом стал дебютной работой и путевкой в мир. Во многом благодаря его влиянию группа сменила музыкальное направление на глэм.

На Love It To Death видно, как музыканты и продюсер пыталась вести сражение сразу на двух фронтах, и, как ни удивительно, одерживали победы. С одной стороны, Купер и Эзрин покоряли мэйнстрим, такими сильными песнями, как I’m Eighteen. И в то же время, музыканты становились пионерами концептуального рок-театра, благодаря великолепному музыкальному триптиху состоящему из Hallowed Be My Name, Second Coming и The Ballad Of Dwight Fry.

Love It To Death — первый кирпичик в стене имени Элиса Купера, каким мы его знаем сейчас, с его шок-роковыми выкрутасами,черным юмором и эпическим повествованием. Работа музыкантов и продюсера сделали свое дело, и альбом до сих пор звучит очень прогрессивно. А любить его до смерти или сильнее решать вам.

Слушать Love It to Death на Яндекс.Музыке

Black Sabbath – Master of Reality

-9

Трудно переоценить важность первых двух альбомов Black Sabbath, выпущенных в 1970 году. Они являются вехами в истории heavy metal. Альбомы Black Sabbath и Paranoid познакомили мир с двумя основными направлениями группы: тягучим, низким звучанием и мрачными темами в лирике.

Однако Master Of Reality делает как будто бы шаг в сторону от альбомов 1970 года. Сами музыканты не побоялись уйти в эксперименты, Тони Айоми, понизив строй гитары на три полутона, для удобства игры на инструменте, не преднамеренно сделал звук Black Sabbath еще тяжелее и плотнее.
Изменился подход не только к музыке, но и к текстам. Большая часть лирики Master Of Reality обращается к мраку самосознания, затрагиваются темы войны и религии. Но при этом музыканты отказываются от упоминаний дьявола и литературных образов и обращаются к чувству депрессивного страха.

В результате получился один из лучших альбомов в карьере музыкантов, во многом определивший дальнейшее развитие всего жанра. Black Sabbath сделали Master Of Reality, а Master Of Reality сделал Black Sabbath.

Слушать Master of Reality на Яндекс.Музыке

Janis Joplin – Pearl

-10

Pearl стал лебединой песней Дженис Джоплин, хотя на момент его записи никто и не мог предположить, что релиз состоится уже после смерти певицы. Она впервые работала с Full Tilt Boogie Band, из-за участия которых (и из-за чуткого присмотра Пола Ротшильда) звучание стало более "отполированным", хотя при этом музыка не утратила своей аутентичности и искренности, присущей всему творчеству Дженис. Все Джоплин выбирала лично и подгоняла их под себя. Pearl подарил нам такие хиты на века, как Mercedes Benz (это вообще самая последняя запись певицы), Cry Baby, Me and Bobby McGee, Move Over. Альбом до сих пор включают во всевозможные списки а-ля "послушать до конца дней своих", и это более чем заслужено!

Слушать Pearl на Яндекс.Музыке

Конечно, в 1971 году вышло гораздо больше крутых альбомов, чем может вместить любой обзор. Пишите своих фаворитов в комментариях!

А еще вы можете почитать про другие интересные релизы:

Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт