Найти тему
Native-Like Fluency in English

Четкость формулировок. Примеры из освоения навыков: верховая езда и английский

«Алгоритм» — эта последовательность однозначных инструкций («программа»), которая за конечное число шагов переводит исходные данные в результат.

Когда нет точной формулировки, сложно следовать алгоритмам выполнения заданий, не понимая, что есть "алгоритм", и что такое "следовать".

Последовательность означает определённый порядок действий. Когда человек начинает с середины, он получает не тот результат. Или не получает его вовсе.

Итог – человек не справляется со своими эмоциями и бросает начатое.

Поэтому управление своим эмоциональным фоном гораздо важнее английской грамматики. За эмоциями человек не видит даже самого алгоритма (хотя инструкции пошагово расписаны). И эмоционально требует (от себя), чтобы все получилось с первого раза.

Намного проще, когда вместо эмоций саморазочарования, ошибка приносит четкое понимание, что надо убрать. И что теперь, прямо сейчас, с этого момента, надо делать по-другому. Например, тренировать фокус внимания, чтобы воспринимать алгоритм. Тренировать терпение и терпимость, чтобы совершить конечное количество шагов и получить первый внятный результат. Убрать спешку, чтобы после первого шага делать второй, а не десятый.

Вчера тренер мне говорит "Конь семенит, суетится".

Я анализирую свои действия: да, я его сдерживаю, но не управляю. Подстраиваюсь под его шаг и стараюсь управлять тем, что дано. Но управление это другое – это когда я задаю направление, скорость и частоту шага.

"Он тебе предлагает, а ты не соглашайся. Отставай поясницей".

Перестала потакать и задала другой ритм – лошадь спокойно, размеренно пошла. Лошади нужен лидер.

Когда предлагают, необязательно соглашаться. Тем более когда предлагают те и то, чем я могу управлять. Например, эмоции тоже могут много чего "предлагать".

Управлять эмоциями – это не "подавлять" и не "сдерживать" их. Как и управление лошадью не означает "сдерживать" лошадь, которая вдруг понесла.

Управлять – это создавать благоприятные условия. Их всегда создают заранее. Сажают в благодатную почву, а не пытаются навозом спасти асфальт, в который ткнули семечко.

Создавать их можно прежде всего для себя. Для меня когда-то это было открытием, т.к. я считала нужно создавать условия только для других. Для других не получится ничего создать, если не умеешь делать для себя. Как и передать навык не получится, если не владеешь навыком.

Борис Николаевич Бойченко все-таки создал удивительную систему упражнений для людей. Применима ко всем сферам жизни, потому что это фундамент. Когда крепкий фундамент, строить можно что угодно – и английский, и семью, и здоровье, и дела делать.

Когда человек, не способный управлять своим эмоциональным фоном, вгрызается в английский или включается в проект, он наносит ущерб и себе, и всем, кто рядом. Здесь не нужен личный психолог, нужно только желание научиться. Как и не нужен личный преподаватель английского пожизненно, чтобы продолжать совершенствовать язык. Нужно желание освоить систему самообучения.

Когда не натренирована внимательность, человек не видит ни английские слова, ни возможности, ни людей, ни алгоритмы.

Когда нет четкости, человек не может ясно сформулировать, чего он хочет. А когда нет ясности, нет действий. Может, есть механическое повторение за учителем каждую неделю по расписанию, но нет своей искры. Или она гаснет в неожиданной буре эмоций.

-2