Еще с тех пор, как мы начали ездить на мотоцикле, я регулярно задумывался я якоре, который помог бы вытащить такую технику из какой-нибудь западни в чистом поле. Там где нет деревьев или хотя бы толстых кустов, лебедку зацепить просто не за что, и якорь нужен именно для таких ситуаций. Я, помнится, даже делал как-то раз подобие грузинского якоря, но тогда все это так и осталось рукоделием ради чистого любопытства, и так и не использовалось ни разу в полевых условиях. На буханке была та же история — она просто не могла бы заехать туда, где подобный инструмент может потребоваться, да и, честно говоря, никогда не возникало у меня такого желания. Другое дело, вездеход! Когда мы пересели на него, то мысли о якоре вернулись вновь, правда от его изготовления меня удерживало нежелание дополнительно утяжелять его лишними принадлежностями — ведь я просто не знал, какого размера должен быть этот якорь и из какого железа его придется делать.
Ситуация, в которой якорь вдруг реально потребовался, возникла практически на ровном месте. Оно было ровным буквально, ведь там оказалось не за что зацепить лебедку. А дело было так: я решил форсировать безобидный с виду ручей, текущий через поле.
Ширина у него была метра 3, а вот глубины и характера русла в этом месте я не знал. В итоге машина плюхнулась в воду, уперлась в противоположный берег, и на сушу выйти не смогла: берега отвесно уходили куда-то вниз, гусеницы до дна не доставали. Вездеход беспомощно барахтался на плаву, не в силах создать усилие, необходимое для того, чтобы вгрызться как следует в глину. Все это продолжалось достаточно долго. В конце концов меня снесло течением к ближайшему перекату, на который я также не смог выбраться, и именно тогда я заподозрил, что мы попали в очень неприятную ситуацию. Вездеход, конечно, и не собирался тонуть, но мне хотелось как можно скорее достать его из воды.
И тут я вспомнил, что ведь у нас с собой есть прекрасная цельнометаллическая совковая лопата. Я всегда ее беру в любые поездки и очень ее люблю. Это, если что, «Землеройка 0101», которая прекрасно работает и дома, и в поле. Правда, мне ее пришлось немного доработать, когда я сломал однажды ее пластиковую рукоятку. Новую часть я изготовил из стали, и уж тогда лопата стала совсем прочной и способной выворотить из земли все что угодно. В общем, у нас была с собой эта лопата, лебедка, пятиметровый строп, и нежелание более бултыхаться в мутном потоке глубокого ручья.
Площадь ее штыка не велика. Раньше я бы и не подумал, что она может сработать в качестве якоря. Но грунт на берегах был довольно плотным — почему бы не попробовать? Я засадил лопату в землю как можно глубже с небольшим наклоном от машины, накинул строп на цевье, и удерживая ее с некоторым наклоном от машины, с помощью радиопульта, потянул лебедкой. Вездеход уперся в берег и даже слегка приподнялся, но лопату начало выворачивать так, что удержать я ее не смог. Однако, мне стало понятно, что, пожалуй, эмпирически можно попытаться подобрать такой угол вхождения в землю, при котором моих сил окажется вполне достаточно. Тут же подоспела и Наталья, перебравшаяся к этому моменту с другого берега. Мы сделали еще пару попыток, и, наконец, оказалось, что лопату нужно располагать чуть ли не лежа. Вездеход как следует уперся в глину, я залез в кабину, немного помог гусеницами, и тогда он очень легко выскочил на берег. Все это, кстати, заснято на видео.
Все это послужило для меня настоящим открытием. Оказывается, для легкой вездеходной техники, которую не требуется тащить много и далеко (наш вездеход весит около 600кг), не требуется каких-то огромных якорей. Обыкновенной штыковой лопаты вполне хватает, чтобы немного поддернуть машину и помочь ей выбраться из неприятной ситуации. Таким образом не нужно возить с собой никаких дополнительных тяжестей — лопату можно использовать в чистом виде. Разумеется, что по пути домой я много думал о том, как лопату можно доработать, чтобы использовать ее в таком качестве без помощника. Возможно, к ее штыку потребуется приварить какое-нибудь ушко, за которое будет цепляться трос. Такое ушко не будет мешать копать, но при работе лопаты якорем оно распределит силы более равномерно и не приведет к выворачиванию штыка из земли. Я над этим подумаю еще, поэкспериментирую, и, если желаете — расскажу о результатах.