Найти тему
sevprostor

Обычная лопата как грузинский якорь. Вытащили свою технику в чистом поле

Еще с тех пор, как мы начали ездить на мотоцикле, я регулярно задумывался я якоре, который помог бы вытащить такую технику из какой-нибудь западни в чистом поле. Там где нет деревьев или хотя бы толстых кустов, лебедку зацепить просто не за что, и якорь нужен именно для таких ситуаций. Я, помнится, даже делал как-то раз подобие грузинского якоря, но тогда все это так и осталось рукоделием ради чистого любопытства, и так и не использовалось ни разу в полевых условиях. На буханке была та же история — она просто не могла бы заехать туда, где подобный инструмент может потребоваться, да и, честно говоря, никогда не возникало у меня такого желания. Другое дело, вездеход! Когда мы пересели на него, то мысли о якоре вернулись вновь, правда от его изготовления меня удерживало нежелание дополнительно утяжелять его лишними принадлежностями — ведь я просто не знал, какого размера должен быть этот якорь и из какого железа его придется делать.

Ситуация, в которой якорь вдруг реально потребовался, возникла практически на ровном месте. Оно было ровным буквально, ведь там оказалось не за что зацепить лебедку. А дело было так: я решил форсировать безобидный с виду ручей, текущий через поле.

Полная беспомощность. Вездеход плывет, но вылезти на берег не может
Полная беспомощность. Вездеход плывет, но вылезти на берег не может

Ширина у него была метра 3, а вот глубины и характера русла в этом месте я не знал. В итоге машина плюхнулась в воду, уперлась в противоположный берег, и на сушу выйти не смогла: берега отвесно уходили куда-то вниз, гусеницы до дна не доставали. Вездеход беспомощно барахтался на плаву, не в силах создать усилие, необходимое для того, чтобы вгрызться как следует в глину. Все это продолжалось достаточно долго. В конце концов меня снесло течением к ближайшему перекату, на который я также не смог выбраться, и именно тогда я заподозрил, что мы попали в очень неприятную ситуацию. Вездеход, конечно, и не собирался тонуть, но мне хотелось как можно скорее достать его из воды.

Вроде просто какая-то лужа. Но там глубоко - гусеницы не достают до дна
Вроде просто какая-то лужа. Но там глубоко - гусеницы не достают до дна

И тут я вспомнил, что ведь у нас с собой есть прекрасная цельнометаллическая совковая лопата. Я всегда ее беру в любые поездки и очень ее люблю. Это, если что, «Землеройка 0101», которая прекрасно работает и дома, и в поле. Правда, мне ее пришлось немного доработать, когда я сломал однажды ее пластиковую рукоятку. Новую часть я изготовил из стали, и уж тогда лопата стала совсем прочной и способной выворотить из земли все что угодно. В общем, у нас была с собой эта лопата, лебедка, пятиметровый строп, и нежелание более бултыхаться в мутном потоке глубокого ручья.

Вот эта самая замечательная лопата. Стоит заменить пластиковую рукоятку на стальную, как лопата становится не слабее лома
Вот эта самая замечательная лопата. Стоит заменить пластиковую рукоятку на стальную, как лопата становится не слабее лома

Площадь ее штыка не велика. Раньше я бы и не подумал, что она может сработать в качестве якоря. Но грунт на берегах был довольно плотным — почему бы не попробовать? Я засадил лопату в землю как можно глубже с небольшим наклоном от машины, накинул строп на цевье, и удерживая ее с некоторым наклоном от машины, с помощью радиопульта, потянул лебедкой. Вездеход уперся в берег и даже слегка приподнялся, но лопату начало выворачивать так, что удержать я ее не смог. Однако, мне стало понятно, что, пожалуй, эмпирически можно попытаться подобрать такой угол вхождения в землю, при котором моих сил окажется вполне достаточно. Тут же подоспела и Наталья, перебравшаяся к этому моменту с другого берега. Мы сделали еще пару попыток, и, наконец, оказалось, что лопату нужно располагать чуть ли не лежа. Вездеход как следует уперся в глину, я залез в кабину, немного помог гусеницами, и тогда он очень легко выскочил на берег. Все это, кстати, заснято на видео.

Все это послужило для меня настоящим открытием. Оказывается, для легкой вездеходной техники, которую не требуется тащить много и далеко (наш вездеход весит около 600кг), не требуется каких-то огромных якорей. Обыкновенной штыковой лопаты вполне хватает, чтобы немного поддернуть машину и помочь ей выбраться из неприятной ситуации. Таким образом не нужно возить с собой никаких дополнительных тяжестей — лопату можно использовать в чистом виде. Разумеется, что по пути домой я много думал о том, как лопату можно доработать, чтобы использовать ее в таком качестве без помощника. Возможно, к ее штыку потребуется приварить какое-нибудь ушко, за которое будет цепляться трос. Такое ушко не будет мешать копать, но при работе лопаты якорем оно распределит силы более равномерно и не приведет к выворачиванию штыка из земли. Я над этим подумаю еще, поэкспериментирую, и, если желаете — расскажу о результатах.