Найти в Дзене
Строительный мир

Строительство новых ГЭС в Грузии вызвало затяжные протесты. Будущее проекта под вопросом

Оглавление

В последнее время новости о грузинских протестах, связанных с теми или иными событиями неоднократно появлялись в СМИ. Однако на фоне одних другие подобные сообщения могли остаться незамеченными широкой публикой. К последним можно отнести апрельскую акцию против строительства двух новых гидроэлектростанции в Намахванском ущелье, в нескольких десятках километров к северу от Кутаиси.

История проекта

На реке Риони протяженностью более 320 км первая ГЭС появилась в 1928 году. В следующие десятилетия построили еще несколько подобных объектов. В начале 1970-х разработали проект гидроэлектростанций близ села Намахвани с плотиной высотой около 160 м. Но реализован он не был.

© Tamuna Kakauridze / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (р. Риони)
© Tamuna Kakauridze / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (р. Риони)

Вернулись к вопросу примерно через десять лет, существенно переработав прежний план, так, чтобы минимизировать экологические последствия. Технико-экономическое обоснование проекта утвердили в 1985 году, а через три года стартовали подготовительные работы. Но последующие события в СССР не позволили реализовать эту задумку.

Воскресили былую идею только во второй половине 2000-х, когда Грузия начала привлекать зарубежные инвестиции. Интерес к кампании проявила соседняя Турция, образовавшая совместно с южнокорейскими коллегами консорциум. В 2007 году на базе советских разработок был представлен новый проект, который не принципиально отличался от предыдущего. Предполагалось возведение трех гидроэлектростанций общей мощностью 450 МВт. Крупнейшей в каскаде была Намахвани (250 МВт), площадь водохранилища которой должна составлять 5 кв. км, а высота плотины — 111 м. Две другие станции — Твиши и Жонеты — по 100 МВт. Заявлялось, что ГЭС могут запустить уже к 2012 году.

Но сроки по разным причинам затягивались, и в 2009 году, когда правительство Грузии подписало меморандум о сотрудничестве с консорциумом, в который входила одна турецкая и две южнокорейские компании, было объявлено, что к строительству приступят через два года, а в эксплуатацию объект сдадут в 2017 году. Общие инвестиции в проект, как сообщалось, составят порядка $1 млрд. Тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили назвал проект историческим, самым крупным для страны после 1991 года.

Ориентировочное место строительства ГЭС
Ориентировочное место строительства ГЭС

В результате же окончательных договоренностей по строительству ГЭС удалось достичь лишь в 2019 году. Правда, состав участников несколько поменялся. В роли основного инвестора выступила крупнейшая турецкая строительная компания ENKA, которой принадлежит 90% в проекте; 10% — норвежской Clean Energy Group. Инвестиции составят порядка $800 млн.

Предусмотрено строительство двух ГЭС — Намахвани (333 МВт) и Твиши (100 МВт). Завершить работы предполагается в 2024 году, но события вокруг стройки, кажется, значительно повлияют на сроки, если вообще не приведут к отмене проекта.

Затяжные протесты

Сама акция носит затяжной характер, и апрельский митинг был далеко не первым. Еще в конце февраля властям поставили ультиматум — прекратить любые работы, расторгнуть контракт с турецкой компанией и вернуть земли в собственность государства (по договору они переходят в аренду инвесторам на 99 лет). До этого уже в течение нескольких месяцев люди активно выражали свой протест против проекта. Одним из организаторов всего этого выступает НПО «Зеленая альтернатива».

© Джейран Медиа / pressunity.org
© Джейран Медиа / pressunity.org

В марте тысячи человек вышли на центральную площадь Кутаиси, после чего власти объявили о приостановке работ сроком до года для пересмотра проекта. В ENKA заявили, что единственным выходом из сложившейся ситуации может послужить дополнительная тщательная экспертиза, проведенная независимыми иностранными экспертами. При этом компания подчеркивает, что экспертиза должна быть максимально прозрачной, чтобы не оставить никаких вопросов для всех сторон конфликта.

В начале апреля работы на объекте возобновились, что вызвало новую волну протеста и привело к блокировке центральной улицы Кутаиси. Власти заявили, что в данный момент продолжаются лишь подготовительные работы, строительство дорожной инфраструктуры, а к возведению основных объектов приступят лишь после того как будет проведена дополнительная экспертиза, то есть не раньше чем в следующем году. Но противники проекта требуют и прекращения подготовительных работ.

Дело не только в экологии

По мнению противников проекта, возведение новой ГЭС негативно отразится на окружающей среде и приведет к изменению климата в регионе, что может повлиять и на уникальные виноградники Твиши. А в случае землетрясения и разрушения плотины, которая будет расположена в 30 км от Кутаиси, город ждет настоящее бедствие. В ответ на подобные опасения в компании-застройщике заявили, что все расчеты проводились в соответствии с международными стандартами и причин для беспокойства нет.

Marcin Konsek / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (р. Риони в центре Кутаиси)
Marcin Konsek / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (р. Риони в центре Кутаиси)

Обвиняли инициаторов проекта и в том, что они не информировали должным образом население, не проводили разъяснительных бесед и не учитывали мнения местных жителей, а, напротив, оказывали на них давление. На что в компании ENKA заявляли, что работа в этом направлении велась и с гражданами на тему будущей стройки перед стартом проекта общались неоднократно и никакого давления на них не было.

Вопрос давно вышел за рамки чисто экологического. Формально протестующих поддерживает большинство оппозиционных партий. Критикует проект и Михаил Саакашвили, который в прошлом всячески его поддерживал. Некоторые же видят в этой ситуации руку иностранных держав, которые будучи незаинтересованными в укреплении энергетической независимости Грузии, якобы дестабилизируют ситуацию.

Помимо политики в конфликт втянули и религию. Например, на месте строительства установили крест. В свою очередь турецкий посол Фатма Джерен назвала этот жест антитурецкой и исламофобской пропагандой и выразила сожаление по поводу происходящего вокруг строительства ГЭС и участвующей в нем компании из Турции.

Проект под угрозой?

Ряд экспертов также выступает против возведения ГЭС, отмечая, что ущерб окружающей среде несопоставим с размером инвестиций, что ставит Грузию в проигрышное положение. Но все же многие экономисты и политологи сходятся во мнении, что государство скорее выигрывает от данного проекта. Потребление электроэнергии в Грузии растет с каждым годом, увеличивается и ее импорт. Поэтому новые станции необходимы стране. Об этом в частности заявил премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

© The Regional Administration of Mingrelia-Upper Svaneti / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Плотина Ингурской ГЭС, крупнейшей на Кавказе гидроэлектростанции мощностью 1,3 ГВт. Объект находится на реке Ингури на границе Абхазии и Грузии)
© The Regional Administration of Mingrelia-Upper Svaneti / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Плотина Ингурской ГЭС, крупнейшей на Кавказе гидроэлектростанции мощностью 1,3 ГВт. Объект находится на реке Ингури на границе Абхазии и Грузии)

Более того, наличие достаточного количества недорогой электроэнергии может привлечь иностранных инвесторов для создания новых производств. В последние годы Грузия в целом становится все более привлекательным государством для внешних инвестиций. По показателю легкости ведения бизнеса она занимает шестое место в мире, хотя еще пятнадцать лет назад была только во второй сотне.

Противники есть всегда

Инициаторы строительства подчеркивают, что в последние годы практически любой энергетический проект в стране сталкивается с противодействием, что само по себе нормально. Но в то же время замечают, что нужно объективно смотреть на вещи, так как те или иные риски есть всегда. Например, когда задумывалось строительство ветряных станций, защитники природы доходили до судов, заявляя о том, что сооружения могут нести угрозу перелетным птицам и летучим мышам.

В отношении нынешнего проекта, если говорить о рядовых гражданах, которые идут за организаторами протестов, то многие из них, действительно, искренне опасаются за будущее региона, считая, что ГЭС может навредить окружающей среде. Такой взгляд у многих может быть из-за того, что первоначальная экспертиза не была открытой и до населения не донесли необходимую информацию в доступной форме. Именно поэтому, как полагают некоторые наблюдатели, новая независимая прозрачная экспертиза может кардинально изменить отношение некоторых людей к проекту.

Читайте: Появятся ли в России новые мощные ГЭС и насколько актуально развитие малой гидроэнергетики