Наверное, многие из нас когда-либо снимали комнату, квартиру, студию и так далее. Это простой способ найти себе "крышу над головой" на какой-либо временный промежуток.
Однако я, как юрист, сталкивался сам или косвенно с многими интересными вещами касательно найма жилых помещений. Соответственно, в данной статье я отвечу на вопрос: как правильно снимать жилое помещение?
Убедитесь, что перед Вами - собственник!
Узнайте, собственник ли жилого помещения человек, который хочет Вам передать в найм квартиру. Согласитесь, очень неприятная будет ситуация, если Вы снимите квартиру, передадите деньги человеку, а через несколько дней придёт настоящий собственник, а потом объясняйте кто Вы и что здесь делаете...
Поэтому первоначально попросите у человека свидетельство о праве собственности на жилое помещение! Убедитесь, что там указан именно этот человек и именно это жилое помещение! Но и то этого будет мало. Почему? Потому что может быть собственник уже давно сменился, а "наймодатель" Вам просто показывает хорошую копию уже недействующего свидетельства.
Что делать в такой ситуации? Потребуйте у наймодателя "свежую" выписку на объект из Росреестра! Она стоит порядка 500 рублей и её можно заказать в МФЦ, которые есть в каждом районе города. Выписка подтвердит, действительно ли собственник является собственником на настоящий момент, а также находится ли имущество под арестом!
Если имущество под арестом, то к Вам в любой момент могут постучать судебные приставы и потребовать их пустить. В общем, неприятно это. Поэтому обязательно посмотрите документы на предмет обременения (ареста)!
Кое-что интересное по коммунальным и иным платежам.
Узнайте, имеются ли долги по ЖКХ или иным платежам по снимаемому объекту. Почему это важно?
Есть недобросовестные наймодатели, которые "умалчивают" о долгах за квартиру, однако после того, как Вы начнёте проживать в снимаемом жилье, то этот самый недобросовестный наймодатель может прибежать к Вам с "долговой" квитанцией и требовать чтобы Вы его оплатили. Любые рациональные объяснения с Вашей стороны, что этот долг "нагуляли" не Вы вряд ли как-то повлияют на недобросовестного наймодателя, он просто захочет за счёт Вас покрыть долги.
Поэтому крайне важно, чтобы в договоре с наймодателем у Вас было прописано, что Вы обязуетесь оплачивать только те коммунальные и иные платежи, которые возникнут с момента заключения договора, а не которые возникли до Вашего заезда в квартиру!
Кстати говоря, попросите наймодателя предоставить Вам справку формы 9, в которой указано кто зарегистрирован в квартире. Может быть такой казус, что в квартире зарегистрировано несколько человек, а Вы собираетесь проживать в квартире один или ещё с кем-то. В итоге получится ситуация, что вас в квартире проживает, условно говоря, два человека, а квитанции по коммунальным платежам приходят как за пять человек, которые зарегистрированы в квартире, поскольку некоторые коммунальные платежи приходят из расчёта по количеству зарегистрированных в квартире человек.
В такой ситуации договоритесь и пропишите в договоре найма то, что Вы будете оплачивать только какую-либо часть в процентном соотношении от поступающих "платёжек", либо как вариант попросить наймодателя чтобы он снял с регистрационного учёта всех зарегистрированных, но, думаю, наймодатель вряд ли на такое пойдёт.
Заключайте договор найма и проверьте имущество!
Итак, если по всем прошлым пунктам Вам удалось договориться, то впереди решающая стадия - подписание договора найма! Пропишите в договоре всё самое основное. Шаблонов в интернете много, но есть важный нюанс, связанный с мебелью и имуществом в помещении.
Если Вы въезжаете в жилое помещение, в котором находится мебель, то обязательно составьте дополнительное соглашение к основному договору, в котором есть опись имущества и его состояния. Почему это важно? По двум причинам:
1) Например, Вы видите на шкафу огромную царапину. Соответственно, если Вы в описи имущества укажете, что шкаф в идеальном состоянии, то потом, после того как Вы съедете, хитрый наймодатель может требовать с Вас сумму компенсации за эту самую царапину. И ведь ничего не доказать, ведь в описи указано, что шкаф в "идеальном состоянии". Поэтому в случае обнаружения дефектов на мебели или технике укажите, что, например, "шкаф фирмы (___________) имеет глубокую царапину на правой стороне" и так далее.
Вы можете считать, что я Вам предлагаю здесь очень дотошные вещи, но, поверьте, так Вы сведёте к минимуму риск того, что Вам придётся потом "чинить" за счёт своих денег чужое имущество, которое было сломано чужими руками. Неприятно, согласитесь? А если наймодатель будет от такой детальной описи отказываться, значит ему есть что скрывать и есть какие-то намерения на будущее на этот счёт.
2) Укажите в описи всё имущество, что есть в квартире, и обязательно в договоре пропишите, что наймодатель подтверждает, что всё имущество принадлежит ему на праве собственности и владения. Так Вы снимите с себя какую-либо ответственность, если выяснится, что, например, Вы незаконно "удерживаете" старинную картину какого-нибудь художника, которая принадлежит другому человеку.
В этом случае уже наймодатель будет отвечать перед Вами и перед собственником картины.
Если всё прошло успешно - поздравляю, Вы сняли квартиру с юридической точки зрения максимально "чисто" и у Вас не будет никаких дальнейших проблем с проживанием и со съездом.
________________________________
Частный юрист Чубуров Эдуард Эдуардович.
✍ Юрист с опытом работы в крупнейших юридических компаниях Санкт-Петербурга более пяти лет✍
💯 Мои специализации:административное право (КАС и КоАП), гражданское право (Закон «О защите прав потребителей», Семейный кодекс и другие), арбитражные споры (Арбитражный кодекс, Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом и другие)💯
⚠️ Возможные варианты консультации: личная, по телефону, посредством видеосвязи (Zoom, WhatsApp, Skype, Telegram и т.д.)⚠️