Найти тему
Анна об искусстве

Самые сильные картины, рассказывающие о Великой Отечественной войне

Оглавление

Немного вспомнить о военных буднях, ужасах, которые переживали оказавшиеся в оккупации, подвигах, совершенных партизанами, солдатами и матерями, помогут несколько работ советских художников.

Я уже писала о войне в живописи, рассказав именно о фронтовых буднях и решающих сражениях Великой Отечественной. Там тоже собраны сильные и глубокие работы, которые создали очевидцы — художники, пережившие войну. Здесь я больше расскажу о тыле, об оккупированных территориях, о героизме партизан.

Тарас Гапоненко. Рабовладельцы. 1942 г.

В прошлом году можно было встретить новостную сводку: Владимир Путин назвал картину Т. Гапоненко "Рабовладельцы" пробирающей до слез. Что ж, и правда, на выставке "Память поколений" это была одна из самых драматичных работ.

Гапоненко изобразил колонну удаляющихся пленных, которых уводят на принудительные работы в Германию. На оккупированных территориях гитлеровская армия вела себя по-зверски. Они сразу приступали к освобождению жизненного пространства, истребляя местное населения, которое отправляли либо на тяжелые работы, либо в концлагеря.

Больше 5 миллионов человек отправились на принудительные работы, не меньше половины из них погибли от тяжелых условий жизни и труда. Поэтому слово "рабовладельцы" как нельзя лучше передает характер фашистского господства на захваченных территориях. Это был режим массового террора, расстрелов и казней. Население лишили всех человеческих прав.

И художник как раз изобразил нам зверство. Видимо, молодая женщина отстала от колонны, а может попросила о чем-то немецкого солдата или громко рыдала, видя происходящее вокруг. Но в любом случае, ее поступок не был столь вопиющим, чтобы лишить ее жизни. Но именно это сделал солдат, который кладёт револьвер обратно в кобуру. Над телом женщины склонился ребенок, видевшие страшную казнь застыли в оцепенении. Но колонна должна двигаться, иначе и других может ждать подобная участь...

Василий Ефанов. Хищники. 1942 г.

-2

Вот эту звериную жестокую суть изобразил В. Ефанов в работе "Хищники". Картина стала настолько популярна, что ее стали множить в формате плаката. Он, например, встречал приезжавших на фронт солдат, вселяя в них ненависть к врагу и осознание его слабости. Конечно, ненависть, злоба - не лучшие человеческие качества, но именно они помогали бороться и идти вперед, когда других сил уже не оставалось.

Художник изобразил на картине лишь двух персонажей: немецкого солдата и волка — двух "зверей". Они смотрят друг на друга одновременно с ненавистью и страхом. Немец, оказавшись в одиночку перед диким животным, уже не так бесстрашен и свиреп. И здесь он как раз сравнивается с волком, ведь волки в одиночку тоже редко нападают, делают это в основном стаями. Впрочем, здесь, увидев слабую жертву, волк все таки решается атаковать.

Григорий Шегаль. Что творят, изверги. 1942 г.

-3

Г. Шегаль находился в годы войны в эвакуации, будучи в преклонном возрасте. И темы для своих работ он находил в находил в буднях военной поры: чтение писем с фронта, трудовой подвиг советских женщин, заменивших мужчин на производстве и в хозяйственных делах.

На картине мы видим женщину, читающую письмо с фронта. Само название работы передает ее настроение: ужас, страх. Он как будто оцепенела от прочитанного. Кто написал ей это письмо: муж, рассказывающий о том, что происходит вокруг, или его боевые товарищи сообщают ей страшную весть? Смотря на картину, будто становишься соучастником этой сцены, проникаешься ее настроением.

Сергей Герасимов. Мать партизана. 1943 г.

-4

Это одна из самых известных и драматичных работ. В ней С. Герасимов воспевает подвиг советских женщин, их несокрушимую внутреннюю силу и верность. Художник изобразил противостояние женщины и немецкого солдата. Сына женщины схватили, и он, скорее всего,, будет казнен. В его сторону и указывает немец.

Но фигура женщины, как столп, возвышается перед фашистом. Она как будто сошла с плаката, призывающего беспощадно и без страха бороться с врагом. На ее фоне сильный и крепкий солдат кажется жалким и незначительным. "Я хотел показать в её образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей", — говорил Герасимов.

Василий Хвостенко. На родном пепелище. 1943 г.

-5

Некоторые работы даже не нуждаются в пояснениях. Общая картина человеческого горя, отчаяния запечатлена художниками. В этой работе всего несколько персонажей, мы даже не видим их лиц. Но обстановка, их позы, картина разрушения, окружающая их, вызывает сильнейшие эмоции и сопереживание героям, правдиво и глубоко передает суть войны.

Кукрыниксы. Таня (Зоя Космодемьянская). 1942-1947 гг.

-6

Пожалуй, одна из самых значительных и известных картин художественного объединения Кукрыниксы, которое в войну активно создавало призывающие к борьбе плакаты.

Работа посвящена подвигу юной красноармейки Зои Космодемьянской. В ноябре 41 года она добровольцем поступила на обучение в разведывательно-диверсионную школу. После краткого курса девушка была заброшена в Верейский район Московской области с заданием уничтожить места расквартирования немецких войск. Зою схватили 28 ноября 1941 г. 18-летняя разведчица мужественно выдержала все допросы и пытки, а на следующий день бесстрашно пошла на казнь. Кстати, на допросе она назвалась чужим именем — Таня, так до конца и не выдав своего настоящего. Поэтому картина и называется "Таня".

Художники изобразили момент перед казнью девушки. Тогда она произнесла слова, адресованные немецким захватчикам: "Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!" Она гордо и без страха смотрит на своих палачей. В руках она держит табличку, где написано "Поджигатель" - ее вина.

Александр Дейнека. В оккупации. 1944 г.

-7

Александр Дейнека с первых дней войны стал летописцем событий. Его кисти принадлежит множество работ на тему жизни тыла и боевых сражений. Перед нами, с одной стороны, обобщенный, с другой, очень портретный образ жителей советского государства, которые оказались в оккупации. Я уже говорила, как вели себя фашисты на занятых территориях. Это те самые люди из колонны в картине "Рабовладельцы" — напуганные, обессилевшие, полные отчаяния. Общая картина человеческого горя предстает перед зрителем.

Борис Неменский. Мать. 1945

-8

Эта картина-воспоминание Бориса Неменского о фронтовых буднях. Он рассказывал, что однажды ему с однополчанами пришлось проситься на постой к одинокой пожилой женщине. Та оказалась не рада гостям и поначалу даже не хотела пускать их в избу. Но когда поутру они проснулись, то заметили, что каждого хозяйка заботливо прикрыла чем смогла: кого — дырявым тулупом, кого — старым одеялом, а кого-то и половичком. Чужие люди, солдаты, на одну ночь стали ей родными сыновьями.

Перед нами тишина деревенской избы. Пожилая женщина с тоской и нежностью смотрит на спящих в ее доме солдат. Возможно, и ее сыновья на войне, а может они уже полегли в бою. И принимая у себя в доме уставших защитников Родины, она помогает как будто всем бойцам, день за днем ведущим бой. Проникновенная, глубокая и очень личная работа.

Фёдор Богородский. Слава павшим героям. 1945 г.

-9

Работа Богородского посвящена всем матерям, потерявшим на войне сыновей. По статистике, с фронта не вернулся каждый третий мужчина в возрасте от 20 до 35 лет. И это горе не могла затмить даже всеобщая радость Победы.

Над телом погибшего матроса склонилась мать. Рядом, словно в почетном карауле, стоят сослуживцы. У смертного ложа, молча преклонив колена, благодарит героя капитан. А красная звезда на флаге Военно-морского флота словно освещает лицо погибшего юноши.

И если вы знакомы с историей живописи, композиция картины не может не напомнить икону "Положение Христа во гроб", где над телом погибшего сына склоняется Богородица, а вокруг стоят ученики, оплакивая Учителя. Такая параллель неслучайна и не раз встречается в работах художников на военную тему. Погибших солдат и Христа объединяет миссия спасителя: они отдавали жизнь за мир, за спасение миллионов людей.

Владимир Гаврилов. За родную землю (В народное ополчение). 1959 г.

-10

Работы была создана Гавриловым через 15 лет после войны. Многие художники, пережившие войну, долго не решались браться за эту тему, настолько были свежи раны и сильна боль. Но когда они начинали создавать военные работы, они получались драматичными и правдиво жесткими.

На картине "За родную землю" изображено прощание матери с уходящим в народное ополчение сыном. Она провожает его взглядом, а он уже не оглядывается назад, решительно идя защищать Родину и бороться за мирное небо. Потому что сейчас небо над героями мрачное и низкое, как будто символизирует весь ужас, опустившийся на русскую землю.

Словно тусклым лучом, пробившимся сквозь чёрные нависшие тучи, подсвечено истомлённое тревогой и тоской лицо матери. Она — в центре внимания художника. Фигура же погружённого в мрачные думы солдата сливается с фоном картины. Так же в 1942 году 18-летним мальчишкой отправился на фронт сам Гаврилов.

Алексей Бурлай. Земля родная (Подвиг летчика Девятаева). 1961 г.

-11

Имя летчика Михаила Девятаева еще недавно было известно только тем, кто глубоко интересуется историей. Сейчас же в кинотеатрах выходит фильм "Девятаев", и я надеюсь, что его история станет известна если не всем, то большей части нашей страны.

Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев летом 1944 года попал в плен. В феврале 1945 года он и девять других узников концлагеря на острове Узедом сумели захватить немецкий бомбардировщик и бежать. Едва не погибнув под обстрелом советских зениток, Девятаев смог посадить самолет и доставить командованию важнейшие сведения о вражеском исследовательском центре, в котором разрабатывались новые ракеты «Фау-1» и «Фау-2».

Бурлай изобразил момент встречи беглецов с родной землей. С какой нежностью один из солдат нюхает землю, а другой обнимает тонкую березку. Бывшие узники смотрят вокруг, не веря своим глазам и счастью, а сам Девятаев уже устремляется вперед — помочь советскому руководству, передать важную информацию. На одежде героев нашивки OST. Такие носили все, трудившиеся на принудительных работах в Германии и в концлагерях. Это означало Ostarbeiter — "работник с востока".

#девятаев

Анатолий Никич. Военные корреспонденты. 1965

-12

Картина Никича автобиографична. Он вспоминал:

«Однажды мне пришлось смотреть кинохронику военных лет. Её автор — кинооператор — шёл с подразделением наступающей пехоты. Он перевалил с пехотинцами бруствер окопа и пошёл. Потом кадр вдруг резко ушёл в сторону, и мы увидели падающего нашего бойца, потом нестерпимо ударило в объектив аппарата солнце, и, захватывая далёкие планы лесных далей, горизонт повалился влево, через секунды на экране появился в упор снятый отвал земли и качающиеся на нём от ветра травы. Оператор был убит. Так я решил сделать героями своей будущей картины тех, кого мы ласково называли киношниками».

Никич был одним из тех, кто 20 лет не мог приступиться к теме войны, и "Военные корреспонденты" стала его первой работой на эту тему. Живая история, которая стоит за этой картиной, делает ее одной из самых драматичных работ на военную тему.

Надеюсь, подборка была для вас интересной, и вы смогли немного проникнуться этими свидетельствами очевидцев, живой летописью военных лет. Если рассказ понравился, поставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропускать новые статьи.

Вам может быть интересно:

Великая Отечественная война глазами художников, переживших ее

День Победы в работах советских и современных художников

"Безымянная высота" Бориса Неменского: почему картину 20 лет не показывали публике?