Death On Two Legs
Автор: Фредди Меркьюри
Вступление на фортепиано, явно вдохновленное Бахом, сначала вводит в заблуждение – кажется, что сейчас ты услышишь что-то в духе классики XIX-го века, однако же когда на заднем фоне начинают звучать полицейские сирены, мастерски сымитированные «Red Special» Мэя, становится понятно, что классикой тут и не пахнет. Раздаются хищные хард-роковые риффы, а «Red Special» выдает задыхающееся соло, прерываемое в итоге воплем Роджера Тейлора (вопль, я так думаю, записали в тот момент, когда «Trident» отказали ему в покупке новой машины). Мощное интро, что уж там греха таить. И вот буквально из ниоткуда появляются строгие и беспощадные аккорды на фортепиано, которые почти мгновенно поддерживаются ритм-секцией, в то время как соло-гитара пытается оттянуть всё внимание на себя. Внезапно Мэю срывает башню, и он начинает играть что-то вроде хэви-металического фламенко, но причудливая вокальная вставка обрывает его и звучит вокал Меркьюри.
Много ли вы знаете песен, где танго и хард-рок органично соединены в одно целое? Я знаю только одну такую песню – и это «Death On Two Legs». Хотя тут даже не танго, тут целая коррида! В роли бесстрашного тореадора – Фредди Меркьюри. У него нет холодного оружия, для того чтобы победить зверя, зато у него есть острый как бритва язык, и похоже на то, что тот, кого собираются атаковать хлёсткими строчками, очень сильно разозлил всю группу. Меркьюри бесстрашно машет перед мордой у разъярившегося быка красной тряпкой, он вообще это быка не боится…
Ну и кто же этот воображаемый «бык», которого Меркьюри хочет уничтожить? И ежу понятно, что гневная тирада направлена в адрес бывшего босса – Нормана Шеффилда. Отпускаются такие «комплименты» как «пиявка», «заблудший старый осел», «зануда», «мерзавец», «пустышка», «трепло», «старый торгаш» и «канализационная крыса». Чудесно, не правда ли? Фредди так же советует главе «Trident» подумать о самоубийстве, да еще и приговаривает при этом, что давно уже пора было оставить жадному менеджеру эту планету. Я много чего слушал в своей жизни, но вот именно такого праведного гнева, как у Меркьюри в этой песне, что-то до сих пор ни у кого не наблюдаю. Сильно же над ним проклятый Шеффилд поиздевался, ей-богу!
Но почему же именно Шеффилд? Ведь полное название песни – «Death On Two Legs (Dedicated To…)». И не указано, кому она конкретно посвящена. Может и не Шеффилд вообще имелся в виду, может Меркьюри описывал своего учителя по английскому языку?
Я вас умоляю! На воре и шапка горит! В разгар работы над альбомом Норман Шеффилд пригрозил группе и её новому лейблу: подам, дескать, в суд, если будете клеветать на меня в своих песнях. Ну что ж, кто-то, очевидно, донёс скряге Норману, что Queen про него собираются спеть. Вот бедолага и решил себя обезопасить. Самое интересное заключается в том, что в 2012-ом Шеффилд выпустил автобиографию «Life On Two Legs» (!!!), в которой попытался объяснить, что в «Death On Two Legs» речь идёт вовсе не о нём. И даже представил копии контрактов, которые Queen подписали с «Trident» в 1972-ом году. Но всё это выглядело не слишком убедительно, поэтому те, кто в теме, до сих пор уверены в том, что песня на самом деле о бессовестном менеджере.
Самое удивительное заключается в том, что после того, как песня была записана, участники группы вдруг начали говорить, что это, мол, слишком уж жестко. Мэй рассказывал, что ему вообще стало плохо после первого прослушивания. Однако же в итоге было решено оставить всё как есть. На радость публике и назло Шеффилду.
Мораль сей басни такова: не обижайте музыкантов. Особенно таких как Queen. Лучше купите им сразу дом, малолитражку и новое пианино. А то напишут потом про вас такое, что всю жизнь отбиваться от обвинений будете.
На концертах, кстати, Фредди объявлял песню следующим образом:
- This song is dedicated to a real motherfucker of gentleman!
Переводить не буду, изучайте английский и вникайте в эту фразу самостоятельно, ибо в ней прекрасно решительно всё. На концертнике «Live Killers» эти строчки были заглушены звуковыми сигналами, но к тому моменту всё всем было понятно и без лишних слов.
Гори в аду, Норман Шеффилд!
Lazing On A Sunday Afternoon
Автор: Фредди Меркьюри
Почему-то сразу вспоминаются «Sunny Afternoon» The Kinks и «Lazy Sunday» Small Faces, но обе песни не имеют никакого отношения к этому треку, хотя вполне возможно, что вдохновлялся Меркьюри ими обеими. Крайне симпатичная «Lazing On A Sunday Afternoon» представляет собой первую игру света и тени на альбоме – после грозной «Death On Two Legs» она похожа на солнышко в погожий летний денёк. Каков контрапункт, дорогуши! Только что Меркьюри рвал и метал, из его рта разве что молнии не вылетали, а тут он как ни в чем не бывало поёт про то, что в воскресенье пойдет рисовать в Лувр! Никаких тебе угроз, только беспечность, только спокойствие и бодрое расположение духа! В интервью «Record Mirror», в 1976-ом году, Меркьюри сказал о песне следующее:
- Да, иногда я бываю в таком настроении, оно захватывает меня. Всё дело в том, что я люблю делать водевильные вещи, это своего рода тест. Я обожаю писать такие песни, и думаю, что напишу еще что-то в таком же духе.
Кто бы сомневался, Фред! Именно ты всегда более других был расположен к подобного рода оригинальным вещам!
Причудливое звучание вокала было достигнуто следующим способом: вокал сначала был записан, а затем воспроизводился через наушники, опущенные в порожнее ведро. Микрофон улавливал звук из ведра - отсюда и получился звук мегафона, у которого садятся батарейки.
С « Lazing On A Sunday Afternoon» у меня особые отношения. Я обожаю слушать эту милую композицию в солнечные дни будучи на Потёмкинской лестнице. И каждый раз, когда я её слушаю – мне хочется бить чечётку. Ничего не могу с собой поделать – песни Queen неизменно ассоциируются у меня с родной Одессой.
Ну а если кто-нибудь когда-нибудь потребует у вас доказательства того, что Меркьюри был виртуозным пианистом – смело ставьте ему «Lazing On A Sunday Afternoon». И все вопросы сами собой отпадут.
I’m In Love With My Car
Автор: Роджер Тейлор
Я не особый поклонник песен Роджера Тейлора на трёх первых альбомах группы: на мой скромный взгляд они были не очень, и это еще мягко говоря. Так что для меня «I’m In Love With My Car» является первой действительно стоящей и классной песней Тейлора в Queen. Если верить самому Тейлору, то его всю жизнь интересовали только две вещи: музыка и машины. Странно, что про женщин Роджер ни слова не сказал - но это дело такое, личное. Ну что ж, человек любит музыку и машины - понятное дело, что рано или поздно он захочет оба своих увлечения соединить воедино. Что Тейлору и удалось сделать, даже несмотря на то, что Брайан Мэй поначалу воспринял название песни как шутку. Можно грешным делом подумать, что речь в песне идёт о самом Роджере, но это не совсем так, ибо песня посвящена роуди группы, некоему Джонатану Харрису, который от своей «Triumph TR4» просто не отлипал и был в буквальном смысле in love со своей car. Звуки мотора в конце песни – это звуки машины самого Роджера. Что ж, логично было бы обвинить ударника Queen в механофилии, то есть в сексуальном влечении к автомобилям. Но Тейлор стойко отрицал и отрицает все обвинения:
- Да, временами это похоже на одержимость, но я и в самом деле люблю хорошие машины! – заявил как-то он журналу «Mojo».
Тейлор очень настойчиво просил Меркьюри поставить «I’m In Love With My Car» на обратную сторону сингла «Bohemian Rhapsody». Дошло даже до откровенных угроз. Когда ударник увидел, что угрозы не помогают, он просто взял и сам себя запер в шкафу. Сердце Меркьюри дрогнуло, и он дал добро на то, чтобы «I’m In Love With My Car» стала би-сайдом к «Bohemian Rhapsody». Замысел Тейлора раскрылся только тогда, когда «Bohemian Rhapsody» стала хитом: как автор песни на обратной стороне он получал такие же деньги как и Меркьюри! Такой финт ушами не понравился остальным участникам группы, но уже было поздно что-либо менять.
Я никогда не любил автомобили и никогда не мечтал о том, чтобы купить себе машину. Ну вот равнодушен я к этим средствам передвижения. Но всё это, впрочем, совершенно не мешает мне наслаждаться этой блестящей композицией белобрысого ударника. А особенный кайф от её прослушивания я получаю тогда, когда слушаю её на закате солнца сидя на Морвокзале и смотря на море. Вообще песня очень сильная в эмоциональном плане.
Кстати, для тура «Queen + Paul Rodgers» в нулевых песня была вновь включена в сет-лист и каждый раз встречалась бурными овациями поклонников.
You’re My Best Friend
Автор: Джон Дикон
Джону Дикону очень нравился звук электрического пианино «Wurlitzer», он не раз слышал его в песнях своего кумира Стиви Уандера и группы Steely Dan. Дикон захотел написать песню, в которой был бы задействован «Wurlitzer» и однажды попросил Меркьюри ему подыграть, ибо сам Джон на пианино играть не умел. Однако же Фредди играть на «Wurlitzer» отказался, мотивировав это тем, что звучит инструмент ужасно и лучше играть на настоящем фортепиано. Дикон ни слова не говоря взял «Wurlitzer» к себе домой и за относительно небольшой отрезок времени научился играть на нём. Результатом обучения стала «You’re My Best Friend», посвященная жене Веронике, с которой Джон расписался в начале 1975-го.
Что же имеем в итоге? Целых три минуты восхитительного поп-рока, вдохновленного в одинаковой степени как The Beatles, так и Стиви Уандером. В июне 1976-го песня была выпущена на сингле и заняла 7-ое место в хит-параде Великобритании. Браво, Молчаливый Джон!
Что же до Вероники, которой была посвящена песня, то Дикон счастлив с ней до сих пор. И шесть детей – лучшее тому подтверждение. Не стоит также забывать о том, что в клипе на эту песню Фредди Меркьюри очень сильно манерничает, грозя накрашенным черным лаком пальцем прямо в камеру.
Брайан Мэй, кстати, очень хвалил Дикона за эту песню и даже как-то в интервью сказал:
- Я восхищаюсь этой песней. Джон вынырнул с нею неожиданно. Всего второй его опыт сочинения песен для группы – и такая идеальная поп-композиция!
И в самом деле идеальный поп-рок. Не больше и не меньше.
39
Автор: Брайан Мэй
Склонность Брайана Мэя к научной фантастике послужила основой для написания «39», которая стала еще одним образцом сочетания противоположных по своей сути идей. Всё дело в том, что в детстве Мэй очень любил скиффл (одна из разновидностей народной музыки, для исполнения которой не требовалась глубоких познаний и мастерства игры на инструменте), а Лонни Донеган, главный исполнитель скиффла в Британии, так вообще долгое время был кумиром юного Брайана. Обманчивая простота музыки «39» резко контрастирует с фантастическим текстом, который вполне можно было бы принять за повесть Рэя Бредбери. По сюжету «39» являет собой рассказ космонавта, который отправился в космическое путешествие со скоростью света. Из-за замедления времени он и его команда возвращаются на планету Земля через 100 лет, в то время как по его расчетам путешествие заняло всего один год. Космонавт по прибытию на Землю узнает, что его жена умерла, а самому ему столько же лет, сколько его внукам.
Впечатляет, не правда ли? И всё это под простенькие ритмы скиффла. Но я не зря сказал, что простота «39» обманчива, ибо ни в одном скиффле вы не встретите таких богатых партий бэк-вокала. А Джон Дикон ради записи так вообще научился играть на контрабасе, хотя Мэй, предложив ему освоить этот инструмент для «39», всего лишь пошутил. Каково же было удивление Брайана, когда через неделю он увидел, что Дикон уже освоил контрабас и вовсю на нём наяривает.
Так что «39» - песня уникальная, а Мэя легко можно зачислить в пионеры космического скиффла. На концертах песню в основном пел Меркьюри, однако это не его среда обитания, ибо вокал Мэя, до сих пор таящий в себе любознательность и способность удивляться, лучше подходит для «39». Ну мне, во всяком случае, так кажется.
В детстве, когда я впервые наткнулся на название этой песни в книге Рика Ская, я подумал, что в ней поется про то, какой тяжелой становится жизнь в 39 лет. Сейчас мне 30, так что надо подождать еще 9 годков для того, чтобы дать однозначный ответ на вопрос о тяжести жизни 39-летних. Любопытно, как время от времени менялись мои ассоциации к этой песне. Лет в 7 я представлял себе темную ночь и эльфоподобных созданий, сидящих около костра. В 15 мне виделся кроваво-красный закат на Морвокзале. В 16, уже прочитав текст песни, ничего кроме лазурного неба и белых парусов мне в голову не лезло. В 30 лет я снова вижу темную ночь и эльфоподобных созданий, дружно поющих эту песню возле костра. Всё, круг замкнулся, я постепенно впадаю в детство. Что ж со мной в 39-то будет? Страшно даже представить! Кстати, я как-то хотел исполнить «39» на школьном концерте, поэтому одно время усиленно разучивал её на гитаре. К сожалению, в моей школе никто особо в песнях Queen не нуждался, поэтому меня завернули и попросили сыграть что-то более понятное массам. Я послал всех куда подальше и решил вообще ничего не играть.
Sweet Lady
Автор: Брайан Мэй
Давайте будем толерантными и терпимыми, давайте попробуем найти в банальном хард-роке «Sweet Lady» что-то интересное, что-то такое, что оправдало бы её присутствие на альбоме. Получается? Нет? И у меня не получается. Я перефразирую известное выражение и скажу: «На сильном альбом не без заурядной песни».
Но предоставим, пожалуй, слово автору, может он нам чего-то такого расскажет по секрету?
- «Sweet Lady» вышла из риффа в размере 3/4, и я был одержим созданием риффа в этом размере, потому что обычно тяжелые вещи выдержаны в 4/4. А в 3/4 обычно пишутся вальсы, люди танцуют под такую музыку, это очень нежный размер. Поэтому то, что я смог сделать тяжелый рифф в таком размере, кажется мне очень важным. Что же касается лирики, то она об отношениях: как моих, так и людей, которые меня окружали в тот момент. Я заинтригован тем, чем занимаются люди, когда остаются один на один, - вспоминал в интервью Мэй.
Роджер Тейлор был более лаконичен:
- Для меня было сложно играть хард-роковую вещь в вальсовом размере. «Sweet Lady» была, пожалуй, одной из самых сложных для записи песен группы для меня как для ударника. И вообще, в этой песне Брайан хотел, чтобы вся группа делала три разных действия одновременно, поэтому лично мне было очень сложно его порой понять.
Так, металлическое танго на альбоме было? Было. Космический скиффл был? Был. Пусть будет и хард-роковый вальс, не всё коту масленица.
Хотя, если быть честным, «Sweet Lady» как бельмо на глазу. Худший момент на «A Night At The Opera». И, к счастью, единственный. Ладно, не будем заострять особо внимание, в конце концов сам автор песни ею до сих пор очень гордится.
Seaside Rendezvous
Автор: Фредди Меркьюри
Безусловно, такие песни мог писать только Фредди Меркьюри. Вступление в духе тридцатых, дорожный ритм, создающий ощущение того, как будто бы и в самом деле плывешь на лодке, оригинальное соло на…
А на чем же соло в середине песни??? А соло исполняют своими голосами Тейлор и Меркьюри. Они просто зажали губы ладонями и напели мелодию, которая затем была обработана в студии. Удивительно? Конечно, я сам чуть со стула не упал, когда узнал, каким эффектом это достиглось. А еще больше я удивился, когда узнал что «чечётка» в середине песне – продукт постукивания кольцами и костяшками пальцев Меркьюри и Тейлора по микшерскому пульту.
Как житель юга я скажу вам, что хорошо под «Seaside Rendezvous» спускаться с Потемкинской лестницы солнечным днем - ощущения непередаваемые, особенно если вы в белых штанах. Попробуйте, ради этого стоит посетить Одессу. И не забудьте соломенную шляпу с ленточкой – без неё ощущения будут неполными.
На этой сумасбродной ноте первая сторона альбома заканчивается. Так, во всяком случае, было во времена винила.