Здравствуйте, друзья. Эта статью я бы хотел начать с комментария одного из читателей. Комментарий был сделан на статью Кто такой Кощей Бессмертный? Мнение советского историка
Кручинин Владимир
12 д
"Как хорошо началось и потом скатилось к банальному пересказу церковных баек. Кощеями на Руси называли знатоков "кощного" - узелкового письма, которым они "записывали" некоторые исторические факты правления того или иного князя (племени, народа) Своего рода летописцы или "архивариусы". Сломанная игличка ("шпулька" с нитками или кожаными веревочками) - означала конец истории. Дуб, сундук, заяц, яйцо, рыба, медведь,... разновидности узлов. При крещении Руси, кощеи стали гонимы, а потому селились в уединении скрытно. Попами были превращены в отрицательных героев сказок. По аналогии с "Разбойником" по имени Соловейко - ярым борцом против крещения. Об этимологии имени Кощей. Кощ - кожаный шнурок, связка из шнурков или веревочек. Корень "Кош" встречается в словах: КОШолка, КОШевой невод и т.д. Все подомные данной заметки материалы - перепечатка друг у друга и сообща церковных баек, которые специально перелицованы в угоду христианской доктрине и для уничтожения памяти народной."
Комментарий интересный, но...
Во-первых, в моей статье про Кощея я использовал материалы из книги "Язычество Древней Руси" советского историка Бориса Александровича Рыбакова, атеиста, которого трудно обвинить в симпатиях к церкви, во-вторых, весь комментарий—это обвинения христианства и христиан, в чём проявляется антиклирикальная ангажированность. А в третьих, я, к своему стыду, я никогда не слышал ничего такого, о чём говорится в этом комментарии. Проверил интернет, но научных исследований и исторических источников про узелковое письмо славян не обнаружил, только домыслы и предположения отдельных авторов.
Поэтому я решил посвятить отдельную статью, или ряд статей, как получится, наузу—славянскому искусству узелкового плетения.
Итак, с древнейших времён сильнейшим средством для личной охраны, так и для воздействия на посторонних людей считался узел, науз.
"Первый завязанный узел ознаменовал больной успех в развитии прогресса, материального и умственного. Для первобытного человека завязанный узел ознаменовал большой успех в развитии прогресса, материального и умственного. Для первобытного человека завязанный узел представлялся таинственным иероглифом, загадкой, за ним скрывалась чья-то мысль, какое-то намерение, может быть, злой умысел."
Сумцов. Культурные переживания. Киевская старина 1889 год том XXVII стр. 594.
У инков существовало сложное узелковое письмо.
И еще совсем недавно некоторые из нас завязывали на память узелки на своём носовом платке.
Вера в значение узлов существовала у вавилонян, ассирийцев, греков, турок и прочих. У вавилонян был обычай навешивать на шею ребёнка амулеты, как предполагают, из костей и зубов животных, а также привязывать талисманы ему к рукам и ногам (Бецольд. Ассирия и Вавилония. Спб 1904 год. Стр 91). Наузы были известны в Древней Руси; князь Всеслав всю жизнь носил на голове повязку по совету волхвов, данному его матери (Лаврентьевская летопись, издание 3, 1897 год, стр 151).
Вера в значение и силу узлов сохранилась и до недавнего времени. Наузы состояли из разного рода привязок, надеваемых на шею. Обычно это маленький мешочек, в котором содержалось какое-нибудь целебное средство: травы, коренья, уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиные головки, кожа ужа, жабьи кости, ладан и прочее (Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу, том III, стр 432—433).
Особая сила приписывалась и приписывается херувимскому ладану, которым совершается каждение во время "херувимской песни" за литургией. Широкому употреблению ладана мы обязаны тем, что современные наузы и амулеты у нас обычно называются ладанками. К тем же самым наузам можно отнести обычай повязывать кисть руки красной шерстяной ниткой наподобие браслета. Это средство защищает от сглаза и не даёт руке "развихляться": если рука "развихляется", то есть начнёт ощущаться боль в суставе, то красная нитка будто бы устранит боль. Этот обычай существует у многих народов (Сумцов. Личные обереги от сглаза. 1896 год, стр 12).
Для излечения от пьянства советовали найти на дороге верёвку, завязать концами в середину и спалить её на сковороде, трижды приговаривая: "так як ся верёвка завязана, так бы мени, рабу Божьему, завязано от всякаго пьянства мысленного"(Сумцов. Культурные переживания. Киевская старина 1889 год, том XXVII, стр 594—595).
Вязание и связывание часто упоминаются в заговорах: "От отбегающих раб, напиши сице: буди путь его тма и пльзении. Анггль да понежет его, Михаил вежет, Рафаил гонит, Исак свезует"(Архив историко-юридических сведений Калачёва, том II, отделение VI стр 50).
Особенное значение наузу придавали в важнейшие моменты жизни человека: при рождении, во время свадьбы, и в момент смерти. С узлом соединялось понятие заграждения, препятствия. На рожанице не должно быть ни одного узла, ей ласплетали косу, размыкали в доме замки, выдвигали ящики и так далее. Если рожаница долго мучилась, просили священника открыть царские врата в церкви(Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, том III,стр. 516). Крестильному крестику придавалось особое значение—это охранный талисман. Кроме того, детям обычно привязывали те или другие целительные наузы, например девять ниток из красной шерсти навязанные на шею, предохраняли от краснухи. Завязанный знающим человеком узел с приговором тайных слов мог лишить счастья новобрачных, отняв у жениха мужскую силу, и даже превратив в зверей всех участников свадьбы. Во время чьей-нибудь смерти, если умирающий сильно мучился, и не мог умереть, для прекращения его страданий следовало отомкнуть в доме все замки, открыть двери, и даже поднять на потолке одну доску. На умирающем не должно быть ни одного узла.
Науз—средство обоюдоострое. Он страшен в руках колдуна, который мог причинить им вред и порчу, зато тот же науз обладал способностью разрушать чары, для этого даже не нужно было особых познаний. Узел, завязанный в предохранение от порчи, делал чары колдуна недействительными. В некоторых местах, наряжая невесту, набрасывали на неё бредень, или подвязывали невесту длинной ниткой, навязав на неё как можно больше узлов. Также и путешественники опоясывались сеткой, или вязаным поясом: колдун или ведьма только тогда смогут напустить порчу, когда распутают все узлы, снимут с человека предметы с узлами. Вероятно, в связи с этим появилось поверье, что ходить неподпоясанным грех (Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, том III, стр 437—438). Спать без пояса тоже считалось грехом, что видно из следующего исповедального вопроса: "или наг спал, или без пояса?"(Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви, том lll, приложение, стр 152). Значение узла имела замкнутая круговая линия. Стоит очертить вокруг себя круг, нечистая сила бедет не в состоянии перейти эту магическую черту. Во время повальных болезней опахивали поле сохой( Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, том lll стр 518). Всякого рода узлов и порчи в России всегда боялись, особенно в XVII веке. Так, в 1677 году приведён был в съезжую избу бобыль Олонецкого уезда Калина Ортемьев, у которого были вынуты из узлов травы, коренья, табак, кости жжёные с воском, змея и летучие мыши. Калину допрашивали с пыткой (Дополнения к актам историческим, собранные археологической комиссией, том VII, стр 29). В 1680 году какой-то Зинка Ларионов представил в приказную избу науз: "крест медный да корешок невелик, да травки немного завязано в узлишко у креста". Крест с наузом оказался принадлежащим Игнатке Васильеву. Другой же подсудимый сказал, что траву ему подложили в карман, когда он был пьян до беспамятства. Корень носил название девятины от сердечной скорби, а трава от лихорадки; средства эти были признаны безвредными, тем не менее обоих обвиняемых пытали и били батогами (Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу том lll, стр 629).
Несмотря на то, что ношение и употребление всякого рода трав были и корений строго запрещалось, сам царь Алексей Михайлович приказывал собирать в купальскую ночь сереборинный цвет, интериновую и мятную травы и дягильный корень, также приказывал присылать из Сибири лекарственные травы(Там же, примечание 3).
Вера в наузы ещё долго была сильна в России, судя по тому, что в самом конце XVIII века, в 1795 году слушалось дело о наузах (Ж.М.Н.П. 1874 год, Апрель, стр 304—306, Керенский. Древнерусские отречённые верования).
На сём позвольте раскланяться, до скорых встреч, всех с праздником Великой Победы!