Я проехала по Калининградской области и обратила внимание на потрясающе красивые здания и немецкую архитектуру. И решила узнать, как же это всё выглядело раньше.
Некоторые открытия оказались совсем неутешительными. Можно было бы всё списать на разрушения в ходе ВОВ, но это не совсем так.
Я постаралась найти архивные фотографии с тех же точек, с которых фотографировала сама. Получилось наглядно и занимательно.
Начнем с Кенигсберга, который после 1946 года стал Калининградом. Во время войны в городе было довольно много разрушенных зданий, но немецкая застройка всё-таки сохранилась. Например, в Марауненхофе - районе, который застраивался частными виллами по концепции "город-сад".
Вот дома 17 и 19 по улице Тельмана в 1909-1913 годах:
А вот эту фотографию я сделала пару недель назад. Нет, прекрасные виллы не были разрушены в ВОВ. Они очень долго находились на балансе у военных, но оказались бесхозными и ничейными.
Теперь перенесемся на аэродром Нойтиф на Балтийской косе. Немцы построили его в 1939 году для гидроавиации и сухопутной авиации гарнизона Люфтваффе. После войны аэродром остался целым и с 1947 года по 1990-е использовался по прямому назначению. Тут базировались гидросамолёты и самолёты-амфибии.
Но в 90-е военные ушли отсюда, и теперь аэродромом пользуются только рыбаки, а туристы сюда наведываются редко.
Немецкий Пиллау стал Балтийском и базой ВМФ Балтийского флота России. Но свой шарм и очарование не растерял. Несмотря на то, что многие немецкие здания уступили место советским постройкам, потому что были разрушены в ВОВ. Но вот маяк остался.
А кораблики увеличились в размерах:
Перенесемся в город Гусев, который раньше назывался Гумбиннен. Улица Толстого, 1935 год:
На фотографии - здание народного банка. В ВОВ оно сильно пострадало и выгорело, но в 70-е было восстановлено и тут разместилось общежитие завода светотехнической арматуры.
Как видите, деревья с улицы пропали, были разрушены соседние со зданием банка дома. Но зато построен православный храм в конце улицы.
Здание Правительства Гумбиннена не изменилось, но сама центральная площадь преобразилась. Брусчатку заменили на асфальт, соседний дом разрушили. Да и если присмотреться, видно, что при ремонте и реставрации небольшие детали на здании всё-таки поменялись.
Мне, например, очень сильно бросились в глаза мансардные окна, которые просто заменили на прямоугольный пластик.
Тут сейчас находятся офисы.
А вот мост королевы Луизы в Тильзите (сейчас - Советск) построили в 1907 году. И после Первой Мировой войны он стал пограничным.
А вот во время Великой Отечественной войны пролёт моста был взорван.
И восстановлен в 1947 году. Правда, изображение королевы Луизы на барельефе заменили на герб Советского Союза. Но королева "вернулась" на своё законное место после реставрации в 2000-х годах.
Как видите, сейчас мост и набережная выглядят почти как раньше. Осталось дождаться окончания реконструкции набережной.
А что с городками на побережье Балтийского моря? Тут благодаря туристическому потоку всё довольно неплохо: стараются реконструировать дома и сохранять аутентичность улиц.
Вот, например, центральная улица городка Кранц, который стал Зеленоградском:
Сейчас она пешеходная. На первых этажах расположены кафе и магазинчики. Но исторические здания остались на своих местах. И это не может не радовать.
Вот такая ожившая история получается. Сейчас в Калининградской области хватает заброшенных зданий и объектов, которые просто вопят о помощи. Но буду надеяться, что они её дождутся и будут выглядеть так же круто и красиво, как на старых фотографиях. Несмотря на все перипетии и годы.