НиХао!
Продолжаем цикл статей о мастерах традиционного ушу. Сегодня предлагаю Вашему внимание новую мою статью о великом мастере багуа чжан Люй Цзыцзяне, который
известен не только своим высочайшем уровнем мастерства и долгожительства до 119 лет, но и совершенными качествами добродетельного человека. Делюсь.
Амида.
На горе Эмэй есть особое место, пещера или грот, которое называется Цзюлао дун (九老洞 ) «Пещера девяти старцев», вокруг которой простираются белые облака, они зависают напротив и окутывают эту пещеру, а сама пещера или грот - уходит глубоко внутрь скалы, где и хранится некая тайна.
Согласно легенде, некоторые люди встречали богов в этой пещере, и храм Юйсянь сы (遇仙寺) или «Храм встречи Бессмертного Небожителя» находится рядом с этой пещерой и отсюда получил свое название.
Более семидесяти лет назад в храме Юйсянь сы в пещере Цзюлао дун жил столетний даос по имени Ли Чанье (李长叶). Этот даос был великолепен в угун (武功) или боевом мастерстве направления юшэнь багуа чжан (游身八卦掌) или "Вольно-странствующее тело восьми триграмм". Когда ему было 108 лет, он принял в личные ученики человека по имени Люй Цзыцзянь (吕紫剑) за которым впоследствии закрепилось прозвище Цзюсюнь вэн (九旬翁) «90-летний старец», о нём и пойдёт далее в этой статье.
Все, кто видел выступление «90-летний старца» Люй Цзыцзяня, были поражены, в свои девяносто один год, его движения наполнены энергией и содержанием, скоростью и точностью, а его длинная белая борода добавляет особого шарма когда он демонстрирует своё мастерство.
Автор этой статьи приехал в Шаньчэн (山城), чтобы взять интервью у мастера с желанием глубоко понять и исследовать его жизнь. Люй лаоши родился в 1893 году и начал заниматься боевыми искусствами в возрасте семи лет. Позже он отправился в Пекин, чтобы следовать за мастером боевых искусств Инь Фу (尹福) (Инь Фу - ученик патриарха #багуачжан Дун Хайчуаня и основоположник стиля Инь багуачжан, прим. переводчика) в качестве своего учителя. Затем он направился изучать боевые искусства в горы Эмэя и Удана.
Стиль юшэнь багуа чжан (游身八卦掌) также имеет название багуа ляньхуань чжан (八卦连环掌) или "Непрерывно-связанные ладонь восьми триграмм", а также лунсин багуа юшэнь ляньхуань чжан (龙形八卦游身连环掌), что можно перевести как "Непрерывно-связанные ладони восьми триграмм вольно-странствующего тела формы дракона". Это древняя кулачная техника, в которой основное внимание уделяется бяньхуань (变换) или трансформации и изменении положений и формы ладоней во время ходьбы цзоу (走). Во время делания этой формы происходит своеобразное "перекрещивание", так как все движения разделены на четыре направления, существует т.н. "четыре четных и восемь положений", которые похожи на восемь диаграмм книги Чжоуи (周易), отсюда и название Багуа чжан (八卦掌).
В древних книгах записано:
"Лян И шэн сысян (两仪生四象)
Сысян шэн багуа" (四象生八卦),
Что можно перевести как «Два первоначала (Лян И) рождают четыре образа (Сы Сян), а четыре образа рождают восемь триграмм (Ба Гуа)».
Восемь триграмм расположены в соответствии с такими триграммами как: Цянь (乾), Кунь (坤), Чжэнь (震 ), Кань (坎 ), Гэнь (艮), Сюнь (巽), Ли (離), Дуй (兌). Каждая из ладоней багуачжан представляет из себя по внутреннему содержанию одну из триграмм.
Все восемь ладоней багуачжан составляю такие ладони как: даньхуань чжан (单换掌) "ладонь одиночного изменения", шуанхуань чжан (双换掌) "ладонь двойного изменения", шуанчжуан чжан (双撞掌) "ладони парного сталкивания", чуань чжан (穿掌) "проникающие ладони", тяочжан (挑掌) "поднимающие ладони", фаньшэн чжан (翻身掌) "ладони поворачивающегося тела", яошэнь чжан (摇身掌) или "ладонь трансформации тела", чжуаньшэнь чжан (转身掌) или "ладонь поворачивающегося тела".
Каждая такая ладонь может быть преобразована в свою очередь ещё в восемь ладоней, таким образом всего существует шестьдесят четыре ладони, которые находятся в гармонии в соответствии с изменениями Инь-Ян.
Работа ног также весьма разнообразна и состоит из таких технических действий как: ци (起) "подниматься", луо (落) "опускаться", коу (扣) "закрывать", бай (摆) "раскрывать" и другие.
Это кулачное искусство известно уже более двухсот лет. В трудах периода династии Цин Ланьи вайши (蓝簃外史) "Хроника лазурного павильона" и Цзинбянь Цзи (靖边记) "Записи уезда Цзинбянь" описаны сюжеты со сведениями о искусстве багуачжан. С середины периода Даогуана до 6-го года Гуансюй во время династии Цин багуачжан активно развивалось . Дун Хайчуань был главной фигурой, который обучал этому искусству.
По словам мастера Люй Цзыцзяня, ключом к правильному выполнению багуа чжан, переданного Дун Хайчуанем, есть следующее:
- шунь сян ти дин, лю тунь шоу ган, сун цзянь чэнь чжоу, ши фу чан сьон / 顺项提顶,溜臀收肛;松肩沉肘,实腹畅胸.
Правильно поднимите верхнюю часть тела, проскользните ягодицами под себя и закройте анус; расслабьте плечи и опустите локти, наполните живот и расправьте грудь、
- гунь цзуань чжэн го, цичжэн сяншэн, лунсин хоу сян ху цзоу инфань / 滚钻争裹,奇正相生;龙形猴相,虎坐鹰翻.
Быстро накатываться, сверлить, добиваясь своего,
обёртывать. Сочетание правила боя и внезапного
маневра - переходят одно в другое. Быть подобным
форме дракона и обезьяны, сидеть как тигр и
поворачиваться как орёл.
- Нин сюань цзоу чжуань, дэн цзяо мо цзин, цю туй тан ни, цзу синь хань кун / 拧旋走转,蹬脚摩胫;曲腿蹚泥,足心涵空.
Скручивать, вращаться, идти, поворачиваться,
пинать ногами и тереть голенями. Согните ноги и топчите
грязь и пусть ступни будут полыми.
- Ципин луо коу, ляньхуань цзунхэн яожу чжоу ли, шоуши лун синь / 起平落扣,连环纵横;腰如轴立,手似轮行.
Ровно поднимать и опускать, продольное и поперечное
плавно переходит одно в другое; поясница как ось, а руки
как спицы колеса.
- Чжи фэньчжан ао, байгун пинцзянь, чунь жу шаньюэ, бусы шуйчжун / 指分掌凹,摆肱平肩;椿如山岳,步似水中.
Ладони вогнутые, плечи не поднимать, быть подобным
как гора, а двигаться так словно скользишь по воде.
- Хуошан шуйся, шуй чжун хуо цин, и жу пяо ци, ю сы дяньдэн / 火上水下,水重火轻;意如飘旗,又似点灯;
Огонь поднимается вверх, а вода опускается вниз, вода
тяжёлая, а огонь лёгкий. Мысль-намерение подобно
развевающемуся флагу на ветру и освещает всё вокруг
как светильник.
- Фунай цижэнь, циши юньсин, идун шэнхуи, цисин байкун / 腹乃气根,气似云行;意动生慧,气行百孔.
Основа это наполнять живот дыханием ци, движение ци
подобно движению облака, волевое усилие сознания
порождает проницательность, а ци движется и проникает
в сотни отверстии ( "точек на линиях энергетических
меридианов" прим. переводчика).
- Чжаньфан шоуцзинь, дунцзин юань чэн; шэньци и ли, хэ и цзичжун / 展放收紧,动静圆撑;神气意力,合一集中.
Расправлять и сокращать, движения и покой сочетаются и
поддерживают друг друга, жизненная сила и внутреннее
намерение взаимно работают, концентрация и
внутреннее внимание сливаются во единое.
- Ба чжан чжэньли, юцзай сичжун / 八掌真理,俱在此中.
Здесь собрана истина о восьми ладонях.
Искусство юшэнь багуа чжан (游身八卦掌) делится на три метода тренировки: верхний уровень, средний и нижний.
Метод тренировки верхнего уровня шан пань (上盘): необходимо стоять прямо, немного опустится вниз на бёдра.
При методе тренировки среднего уровня чжун пань (中盘): согните колени и слегка присядьте, верхняя часть тела и поясница сосредоточены на ногах, начиная ходить, словно стопы движутся по грязи.
Метод работы на нижнем уровне ся пань (下盘): согните ноги как можно сильнее, пятки, бедра и колени должны образовывать треугольник. Все тело должно быть сосредоточено на ногах. Чем медленнее ходьба, тем лучше.
Характерной особенностью этого боевого искусства багуа есть то, что оно полагается на гибкость, мягкость и изворотливость движений и поворотов, использование силы другого, избегания прямых атак и отдельных движений кулаками и ногами.
Во время тяжёлого времени 10 лет Культурной Революции мастер Люй стал, что называется нюгуй шэшэнь (牛鬼蛇神 ) т.е. «Демон и змеиный дух», то есть стал всячески унижен и отвержен и был депортирован в Синьцзян. В Синьцзяне он был посажен в тюрьму и подвержен пыткам, острым стальным сверлом ему пронзили брюшную полость, его ребра и правая нога также были сломаны молотком, а его рот, полный зубов, также был раздроблены.
Но Люй-лаочэн (老成 / много испытавший) не отчаялся: он собирал на месте в тюрьме скорпионов и какие возможно китайские лечебные травы, чтобы облегчить с помощью их боль и залечить рану. А впоследствии после десятилетий тренировок с помощью искусства багуачжан он наконец волшебным образом выжил.
После реабилитации господин Люй вернулся в родной Чунцин со своей длинной бородой, которая была обожжена у него на груди. Мастер настоял на том, чтобы опять начать серьёзно тренироваться, он вставал каждый день в пять часов утра, чтобы заниматься боевыми искусствами, а также практиковал #цигун в полдень.
Его жизнь была очень проста, в ней нет курения, алкоголя и тонизирующих средств, и его единственное хобби - это глубокое постижение боевых искусства.
Не так давно мастер Ван Лайшэн (万籁声), его друг из мира боевых искусств Утань (武坛), написал ему, чтобы ободрить его:
Позаботьтесь и сделайте новый вклад в боевые искусства своей страны.
Когда Цай Юньлун (蔡云龙), заместитель председателя Национальной ассоциации боевых искусств, приехал в Чунцин, он посетил Люй-лаоши в надежде, чтобы тот «тщательно организовал монографии по боевым искусствам, оставив ценное наследие будущим поколениям».
Источник: выдержки из "Эмэй чжэнь гунфу" (峨眉真功夫) или "Истинное эмэйское гунфу", страницы 40-41, год публикации 1985.
Удачи в практике!
Данная статья не является учебным пособием, но лишь указывает на личный и постоянный поиск, желательно под присмотром опытного наставника.
С уважением, Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" (с) Владимир Амида.