А я продолжу изучение лучшего катка во времена СССР, потому что это интересно!
Началось строительство противоселевой плотины на "Медео".
Спортивный комплекс "Медео" строили два архитектора: Станислав Борисович Матвеев и Владимир Кацев. Они вместе работали над Дворцом спорта в 1970 году и спроектировали первый в республике каток с искусственным льдом. Они решили использовать этот опыт, чтоб сделать на "Медео" каток 10,5 тыс. кв. м., но так, чтобы льдом были покрыты не только дорожки для бега, но и вся площадка. В летний период стадион можно было переоборудовать для игры в волейбол и баскетбол.
Благодаря этому решению "Медеу" превратили не просто в спортивное сооружение, а в место для культурного массового отдыха. Данный проект не имел аналогов в мире в тот момент, а в высокогорье не имеет до сих пор.
Главный архитектор Станислав Борисович Матвеев писал:
"Стоимость проекта оценивалась в 8,4 миллиона рублей, пришлось утверждать проект на союзном уровне, месяцами проводя консультации в Москве. В конце концов, с выделением средств помог руководитель республики, Динмухамед Кунаев. Он позвонил Брежневу. Дело пошло быстрее. На "Медео" не было никакой инфраструктуры и коммуникаций: электричества, водопровода, канализации, а дорога находилась в таком удручающем состоянии, что возникли проблемы с подвозом стройматериалов. Естественно, строительство обошлось намного дороже, чем 8,5 млн, но эти расходы взяли на себя соответствующие службы. Министерство энергетики протянуло трассу в ущелье от Капчагайской ГЭС. Министерство коммунального хозяйства построило водоочистные сооружения и довело канализационные коллекторы до улицы Абая. После того, как появилось электричество, мы решили строить котельную для отопления комплекса.
Самые масштабные работы взяло на себя Министерство автомобильных дорог. Дорога от проспекта Абая до "Медео" была полностью реконструирована и заасфальтирована. Через Малую Алматинку построили два моста оригинальной конструкции.
— Когда дорога была закончена, строители не стали класть последний слой асфальта, так как знали, что его разобьют грузовые машины, подвозившие стройматериалы. Днем движение грузовых машин в городе было запрещено, поэтому по ночам колонна из сотен грузовиков и специальных автомобилей выезжала в направлении Медео"
Строительство катка "Медео" было объявлено ударной комсомольской стройкой, в ней участвовало более 1300 человек. Строить "Медео"помогали и казахстанские альпинисты – они устанавливали металлическую сетку и заграждения на склоне Мохнатки, чтобы защитить сооружение от снежных лавин.
Самое сложное в конструкции "Медео" – поле толщиной в 2,5 метра.
- наружный слой льда, толщиной в 3 сантиметра и под ним лежит многослойный пирог из стали, бетона и утеплителя.
- Холодильная система – 170 километров труб, по которым транспортируется фреон.
Первоначально при заливке предполагалось наличие швов во льду. Но, как вы понимаете, для спортивной площадки мирового уровня это недопустимо. Было принято решение выровнять поверхность, накрыв всю площадку бетонной плитой. Как раз тогда советскими строителями была освоена технология самонапрягающегося цемента, обеспечивающего высокую водонепроницаемость. Бетон заливали без перерывов, его изготовляли прямо на площадке чуть ниже катка. Мы не могли себе позволить сооружать сплошную плиту. Бетон "дышит" – летом расширяется, зимой сжимается. Чтобы избежать повреждения холодильной установки, мы разделили бетонную плиту на несколько частей, плотно, внахлест наложив их друг на друга. При строительстве этой площадки максимально допустимое отклонение конструкций от проекта могло составлять не более 5 миллиметров.
- Нижний слой поля – утеплитель из пенополистирола. Он был нужен, чтобы избежать промерзания основания конструкции.
- Сердцем холодильной установки было машинное отделение, располагавшееся у подножья Мохнатки чуть ниже "Медеу".
В одном блоке располагались электрокотельная, машинный зал и объекты энергоснабжения. Холодильная установка работала благодаря турбинным и поршневым агрегатам мощностью в 5 млн ккал/час. Этого хватало, чтобы поддерживать лед на поверхности всей площадки 8 месяцев в году. Беговые дорожки могли функционировать круглый год.
- Охлаждались эти мощные агрегаты водой из реки. Мы создали бассейн недалеко от машинного зала. Вода была абсолютно чистая, там можно было купаться.
- У архитекторов и строителей были планы сделать "Медеол" крытым катком, соорудив над ледовой площадкой вантовое покрытие.
Но мысль об обычных людях, которые будут приезжать в спортивный комплекс отдохнуть, изменила их решение.
Люди и так по восемь часов в день сидят в душных помещениях, а на Медео им создали возможность дышать чистым горным воздухом, кататься там раздетыми по пояс и загорать.
Стадион и трибуны построили из бетона. Высокая сейсмичность этого региона внесла свои коррективы и конструкцию сделали монолитной, с устойчивым фасадом. Внешнему дизайну уделили очень мало внимания, ведь это спортивное сооружение и главное соответствовать требованиям к проведению различных соревнований. Но, со стороны главного подъезда и северных ворот, арена имеет многоярусный пандус и лестницу в виде горных скал из красного гранита. По международным требованиям каток обязательно должен быть оснащен электрическим табло и Кацев решил на табло сделать декоративную деталь, украсив заднюю панель барельефом. Художники Я.Нимец и В.Константинов сделали это, создав изображение двух конькобежцев в движении. В целом каток отлично вписался в окружающий ландшафт. Он будто вырос из него.
Трибуны стадиона могут одномоментно принять 10 тысяч человек. Подтрибунные помещения разделили на зоны:
- для спортсменов,
- для участников массового катания.
Под западной трибуной разместили вестибюль, где посетители могут отдохнуть и обогреться. В комплекс также вошли гардероб, буфеты, рассчитанные на 500 человек, гостиница для спортсменов, банкетный и тренировочный залы, комната с кинопроектором, комнаты для судей, пресс-центр, баня и точки проката коньков. На ледовой арене одновременно могут кататься несколько тысяч человек.
Архитекторы учли даже то, что уже распространялось цветное телевидение и нужно хорошо осветить арену, было установлено 1600 прожекторов.
День 28 декабря 1972 года запомнился жителям Алма-Аты, как день великой славы Казахстана. На церемонию открытия нового катка собралось десять тысяч человек, свободных мест не было.
Во время церемонии был проведен традиционный парад спортсменов, чествование ветеранов-конькобежцев, вручение символического ключа от катка.
Каток был признан лучшим в мире.
Четырехкратный олимпийский чемпион Евгений Гришин заявил: "Строители совершили подвиг, теперь спринтеры должны бежать здесь 500 метров за 37 секунд."
Но это уже другая история.
Материал взят у блогера ЖЖ Зимовье Самоеда.