Мы уже начали в прошлой статье разговор про воду, как основу для съемки. И про те случаи, когда вода является главным действующим лицом в кадре. Однако даже в подводной фотографии это далеко не всегда нужно. Есть даже отдельное направление в подводной съемке, когда мы стараемся устранить все лишнее, в том числе и влияние воды. При этом, что интересно, название этого направления "Черная вода" (англ. Black water) содержит прямую отсылку к воде. То есть даже когда воду и не видно, она все равно незримо присутствует. Ведь именно свойство быстрого затухания света в воде фактически и дает возможность делать такие "космические" фотографии.
За последние годы, наверное, не осталось ни одного крупного природного или подводного конкурса, на котором бы в лауреатах не побывали бы фотографии существ в "черной воде". И это явно показывает нам, что речь идет не о сиюминутном модном увлечении, а о чем-то большем.
Черная вода отсылает нас к съемке в студии, где фотограф, управляя светом, полностью контролирует освещение и рисунок в кадре. Так же устраняя все лишне (пряча ненужные детали в черноте) мы максимально концентрируем внимание на самих объектах съёмки. А подводному миру, особенно ночью, есть что показать и чем удивить.
На самом деле снимать в "черной воде" можно не только ночью. Если, к примеру, в прозрачной воде Красного моря днем у вас вряд ли получится полностью нейтрализовать солнце и перебить его принесенными источниками света (ну разве что на очень большой глубине или в пещере). То в наших, не самых прозрачных водах, на глубине метров 20 даже днем будет кромешная ночь. А в большинстве случае и гораздо раньше. Летом преграду солнцу поставит планктон или микроводоросли, а зимой лед.
Дополнит картину возможность зажать диафрагму посильнее. Останется только лишь поработать со своим светом, подобрав нужную яркость и правильно его направив. Основа установки освещения - тот факт, что в итоге свет не должен выхватывать ничего лишнего в поле зрения камеры и при этом не давать паразитной засветки. Не всегда это бывает просто, так как на источники света ночью может собираться все тот же планктон в неимоверных количествах. Если немного отойти от канонической формы, где весь фон должен быть максимально черным, то можно попробовать даже превратить частицы и планктон в своеобразный художественный прием. Учитывая, что обитатели ночные бывают очень необычные, то окружение из частиц может сделать картинку совсем "космической".
Раз уж мы затронули вопрос развития и ухода от "классики" то предлагаю еще немного пофантазировать на эту тему. На сегодня "Черная вода" это почти всегда съемка небольших ночных обитателей с абсолютно черным фоном. Но раз уж это направление с нами на долго (а ряд конкурсов уже даже начали выносить его в отдельную номинацию) то предлагаю посмотреть в какую сторону (или стороны) пошло его развитие.
Что же это может быть?
- Наверное самое простое и очевидное это смена объектов съемки. Холодные моря. Пресноводные водоемы, где конечно нет таких изощренных существ как в тропиках (я про пресную воду). Кстати ту же речную рыбу ночью снимать куда проще и можно застать интересные сцены из ее жизни.
- Съемка больших объектов, например кораблей или целых рифовых систем. Правда это будет требовать куда более сложной работы со светом, где будет нужно множество отдельных и разнесенных на приличное расстояние источников света. Сейчас рэки ночью снимают мягко говоря редко (по крайней мере если речь не о макро съемке морских обитателей). А может даже и людей тоже будут под водой так снимать. И пусть они конкурируют с планктоном в одной номинации))
- Уже начинают регулярно появляться съемки на длинной выдержке. Сюда же можно добавить и использование стробоскопического свет, который может позволить делать мульти-экспозицию в одном кадре за счет света. При должном упорстве можно совмещать в одном кадре самых разных существ по своему желанию...
- Внесение в кадр явно видимых световых потоков и иных областей с ярко выраженным освещением. В том числе и работа со цветным светом, благо сейчас подобных устройств на рынке множество. Пока традиционные конкурсы обходят подобные подводные дискотеки стороной, но...
К тому же весь ультрафиолет автоматически тоже можно отнести к этому же направлению. Так как в этой технике всегда ограничено освещение (используется толькл узкий спектр).
- Ну и наконец черная вода может стать "Белой водой". Цвет конечно изменится, но все остальные принципы останутся - выделение главного объекта, отсутствие фона, максимальное управление изображением в кадре. В таком виде, кстати, бороться со взвесью гораздо легче - ее на белом не видно. Сергей Шанин как-то пробовал сделать устройство обратное снуту... вот тут оно могло бы пригодится....
Надеюсь вам было не скучно познакомиться (для тех кто не знал) с интересным направлением подводной съемки. А остальные посмотрели интересны работы и задумались о возможных новых кадрах.
С вами как всегда был Андрей Нарчук и Дикий Журнал