Найти тему
Дикий Журнал

Черная вода

Мы уже начали в прошлой статье разговор про воду, как основу для съемки. И про те случаи, когда вода является главным действующим лицом в кадре. Однако даже в подводной фотографии это далеко не всегда нужно. Есть даже отдельное направление в подводной съемке, когда мы стараемся устранить все лишнее, в том числе и влияние воды. При этом, что интересно, название этого направления "Черная вода" (англ. Black water) содержит прямую отсылку к воде. То есть даже когда воду и не видно, она все равно незримо присутствует. Ведь именно свойство быстрого затухания света в воде фактически и дает возможность делать такие "космические" фотографии.

За последние годы, наверное, не осталось ни одного крупного природного или подводного конкурса, на котором бы в лауреатах не побывали бы фотографии существ в "черной воде". И это явно показывает нам, что речь идет не о сиюминутном модном увлечении, а о чем-то большем.

Черная вода отсылает нас к съемке в студии, где фотограф, управляя светом, полностью контролирует освещение и рисунок в кадре. Так же устраняя все лишне (пряча ненужные детали в черноте) мы максимально концентрируем внимание на самих объектах съёмки. А подводному миру, особенно ночью, есть что показать и чем удивить.

На самом деле снимать в "черной воде" можно не только ночью. Если, к примеру, в прозрачной воде Красного моря днем у вас вряд ли получится полностью нейтрализовать солнце и перебить его принесенными источниками света (ну разве что на очень большой глубине или в пещере). То в наших, не самых прозрачных водах, на глубине метров 20 даже днем будет кромешная ночь. А в большинстве случае и гораздо раньше. Летом преграду солнцу поставит планктон или микроводоросли, а зимой лед.

Дополнит картину возможность зажать диафрагму посильнее. Останется только лишь поработать со своим светом, подобрав нужную яркость и правильно его направив. Основа установки освещения - тот факт, что в итоге свет не должен выхватывать ничего лишнего в поле зрения камеры и при этом не давать паразитной засветки. Не всегда это бывает просто, так как на источники света ночью может собираться все тот же планктон в неимоверных количествах. Если немного отойти от канонической формы, где весь фон должен быть максимально черным, то можно попробовать даже превратить частицы и планктон в своеобразный художественный прием. Учитывая, что обитатели ночные бывают очень необычные, то окружение из частиц может сделать картинку совсем "космической".

Лушче открыть на весь экран, иначе "звед" видно не будет
Лушче открыть на весь экран, иначе "звед" видно не будет

Раз уж мы затронули вопрос развития и ухода от "классики" то предлагаю еще немного пофантазировать на эту тему. На сегодня "Черная вода" это почти всегда съемка небольших ночных обитателей с абсолютно черным фоном. Но раз уж это направление с нами на долго (а ряд конкурсов уже даже начали выносить его в отдельную номинацию) то предлагаю посмотреть в какую сторону (или стороны) пошло его развитие.

Что же это может быть?

  • Наверное самое простое и очевидное это смена объектов съемки. Холодные моря. Пресноводные водоемы, где конечно нет таких изощренных существ как в тропиках (я про пресную воду). Кстати ту же речную рыбу ночью снимать куда проще и можно застать интересные сцены из ее жизни.
  • Съемка больших объектов, например кораблей или целых рифовых систем. Правда это будет требовать куда более сложной работы со светом, где будет нужно множество отдельных и разнесенных на приличное расстояние источников света. Сейчас рэки ночью снимают мягко говоря редко (по крайней мере если речь не о макро съемке морских обитателей). А может даже и людей тоже будут под водой так снимать. И пусть они конкурируют с планктоном в одной номинации))
  • Уже начинают регулярно появляться съемки на длинной выдержке. Сюда же можно добавить и использование стробоскопического свет, который может позволить делать мульти-экспозицию в одном кадре за счет света. При должном упорстве можно совмещать в одном кадре самых разных существ по своему желанию...
  • Внесение в кадр явно видимых световых потоков и иных областей с ярко выраженным освещением. В том числе и работа со цветным светом, благо сейчас подобных устройств на рынке множество. Пока традиционные конкурсы обходят подобные подводные дискотеки стороной, но...
    К тому же весь ультрафиолет автоматически тоже можно отнести к этому же направлению. Так как в этой технике всегда ограничено освещение (используется толькл узкий спектр).
-8
  • Ну и наконец черная вода может стать "Белой водой". Цвет конечно изменится, но все остальные принципы останутся - выделение главного объекта, отсутствие фона, максимальное управление изображением в кадре. В таком виде, кстати, бороться со взвесью гораздо легче - ее на белом не видно. Сергей Шанин как-то пробовал сделать устройство обратное снуту... вот тут оно могло бы пригодится....

Надеюсь вам было не скучно познакомиться (для тех кто не знал) с интересным направлением подводной съемки. А остальные посмотрели интересны работы и задумались о возможных новых кадрах.

С вами как всегда был Андрей Нарчук и Дикий Журнал