Часто ли в вашей организации сотрудники рискуют получить травму?
Даже если вы ответили «практически никогда» и у вас организованы все необходимые меры по защите жизни и здоровья сотрудников, остается личная ответственность каждого работника по их соблюдению. Халатное отношение к технике безопасности по-прежнему является причиной большого количества несчастных случаев в организациях.
Случалось ли вам или кому-то из ваших коллег вмешиваться в работу другого сотрудника, чтобы предотвратить несчастный случай? А в работу старшего по должности?
Не всегда в коллективе складываются отношения, когда младший специалист может свободно сказать руководителю, что его действия могут привести к несчастному случаю. Молчание, в конечном счете, может закончиться бедой.
В этой статье мы рассмотрим, что такое вмешательство и как с его помощью можно сократить количество происшествий в организации, и спасти жизни и здоровье сотрудников, а также сэкономить бюджет организации на мероприятия по охране труда.
Какое количество этих несчастных случаев могли предотвратить сотрудники, которые видели нарушения в работе других, возможно старших по должности коллег, но побоялись об этом сообщить?
Представим, что на производственном предприятии N инженер Петров заметил, что старший мастер Токарев работает в электроустановке без соответствующих средств индивидуальной защиты.
«Нужно подойти к нему и сказать, что так работать небезопасно» — думает Петров — «Но ведь он старший мастер, вряд ли ему понравится, что я вмешиваюсь в его работу, наверное, ему виднее, лучше не буду отвлекать, а то еще отчитает».
И он уходит, а через пять минут в установке случается короткое замыкание, и мастера бьет током. Петров, при этом, страдает нервным срывом от того, что считает себя виноватым в случившемся.
Главное, что всего этого можно было бы избежать, при наличии в организации благоприятной для вмешательства среды.
Что же такое это «вмешательство»?
Это такая рабочая среда, когда сотрудник любого подразделения может вмешаться в работу коллеги или старшего по должности, если он видит, что работа выполняется с нарушением и может произойти несчастный случай.
По своей сути вмешательство схоже с поведенческим аудитом безопасности (ПАБ). У них одна цель – выявить и предотвратить возможные опасные ситуации в организации.
Однако, если ПАБ – это отношения между неким аудитором, который проводит проверку, и сотрудником, то вмешательство касается только взаимодействий внутри коллектива. И здесь уже личная ответственность каждого сотрудника – осмелится ли он указать на ошибку или нет.
Как правильно реализовать вмешательство, чтобы оно не повлекло конфликтов между сотрудниками и выполнило главную цель – предотвратить несчастный случай?
На наш взгляд, здесь существует два уровня влияния:
1. Обучение сотрудников навыкам ведения трудных переговоров.
2. Формирование безопасной среды для вмешательства в организации в целом.
Обучение сотрудников навыкам ведения трудных переговоров
Если рабочий обнаружил нарушение правил техники безопасности, ему следует:
- в корректной форме сообщить об этом сотруднику, который осуществляет данный процесс;
- не повышать тон, соблюдать субординацию;
- удерживать в диалоге главную цель – не допустить несчастный случай, не переходить на личности или оскорбления.
Если другой сотрудник проявляет агрессию, следует прекратить диалог, и сообщить о выявленном нарушении руководителю.
Формирование безопасной среды для вмешательства в организации в целом
Для того чтобы каждый сотрудник мог без опаски подойти и сообщить, что заметил нарушение в технике безопасности, в организации должен быть определенный психологический климат.
Следует уделить особое внимание формированию культуры вмешательства. Каждый сотрудник должен знать, что его действия не будут восприняты негативно. Важно пропагандировать мысль, что своевременное вмешательство может спасти жизнь человека.
В рамках формирования такой среды можно использовать следующие инструменты:
- размещать соответствующую информацию на общих информационных досках (как физических, так и в электронном виде);
- сообщать о значимости вмешательства на общих совещаниях или конференциях;
- проводить тренинги по трудным диалогам среди сотрудников всех уровней;
- показывать применение вмешательства личным примером руководства.
Культура вмешательства является эффективным инструментом по сокращению уровня травматизма в организации.
Не проходите мимо, если можете спасти чью-то жизнь!