Текст: Галина Мумрикова
Перед Пасхой в тихом переулочке между двумя Арбатами, в сохранившемся, к счастью, доме-музее А.Н.Скрябина без лишнего шума и речей открылась выставка, которую можно назвать сугубо женской. Ибо все участницы-художницы – женщины.
Сразу было видно, что чужие здесь не ходят. Сами художницы, их друзья, коллеги по цеху, а в центре идейный вдохновитель показа и куратор Оксана Санжарова, в деятельности которой переплелись, пожалуй, множество близких по духу талантов. Она – художник, искусствовед, журналист, автор цикла лекций «Занимательное искусствоведение». Ну что ж, это здорово. Согласитесь: заумные унылые научные тексты культурологов порой читать не то что бы скучно, а просто невозможно из-за того, что они буквально напичканы профессиональными терминами.
Однако вернемся к выставке. Мой «набег» сюда был стремительным, так что бесед и разговоров вокруг выставки почти не слышала, о чем сожалею, но кое-что все же высмотрела. И – небольшая реплика. О музыке. Да, на открытии она не звучала, но, казалось, витала в воздухе. Может, оттого, что в зале стоял рояль, да и вообще это концертный зал. Может, оттого, что воздух здесь за столько лет пропитался «светомузыкой» самого Скрябина. В конце концов, он первый из композиторов-символистов использовал при исполнении музыки цвет. Вот и масляные полотна, и акварели, и графика, и панно – все как бы звучало изнутри.
«…Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог».
Это строки из «Молитвы ангелу-хранителю» Петра Вяземского. И, наверное, их можно считать лейтмотивом ко всем работам, представленным на выставке.
Радость и спокойствие исходит от полотна Оксаны Санжаровой «От Благовещения до Пасхи». А «Гамаюн» на акварели Иры Голуб и вовсе с женским лицом. Красавица-птица поет другой красавице божественную вещую песню, чтобы она узнала тайну. А где тайна – там цветы. Уж чего-чего, а цветов здесь предостаточно. Самых разных. У Иры Голуб – нарциссы и подснежники. Гиацинты Анны Приселковой выполнены на рисовой бумаге с использованием минеральных красок. Пастозные объемные мазки – на полотне Татьяны Бесединой «Сирень и яблоки», которых еще больше у Ольги Хомич. Ее «Сирень и незабудки» – реально музыка цвета. Здесь каждая гроздь сирени пропевает свою мелодию первым голосом, а незабудки ей вторят.
Совсем иной стиль, лаконичный, в котором мало теней и разноцветья, созвучный абстракционизму, у Натальи Паржецкой.
На одной из графических работ Елены Дроздовой мы вновь видим прекрасного ангела с крыльями-птичками, у ног его – не менее прекрасная русалка, и вообще оба они то ли в яблоневом саду, то ли в символическом подводном мире.
Выпускница «Строгановки», член Российского Союза художников Дарья Блохина представила нам целый «куриный отряд». Мне страшно понравилась «Гордая цесарка», которой и вправду есть чем гордиться – красивая, дородная, знающая себе цену… Да и другие «Рябы» очен-но неплохие, нечто среднее между сказкой и правдой жизни, отражающие суть женского начала.
Уже «из другой оперы» войлочные панно Елизаветы Петровой (одно – с элементами пэчворка) – сочные, в чем-то наивные, теплота которых обозначена уже в самом материале.
И, наконец, текстильные рукотворные куклы Нины Кондратьевой с красными сердечками и бантиками вызывают невольную радостную улыбку – сейчас этот «хор» запоет дружно и весело – иначе зачем они выстроились в ряд?
Все полотна и предметы декоративно-прикладного искусства ждут вас до 16 мая.
#искусство#выставки#дом-музей скрябина#оксана санжарова