Найти тему
FOCUS

Запрещённый джаз в советском кино: дыхание свободы, прорывающееся через запреты

Оглавление

Расскажу как это музыкальное направление боролось за свою свободу в Советском союзе, о тех, кто продвигал его в массы и популяризировал. А еще напомню, где вы точно слышали самые популярные композиции, но могли не знать, об их жанре.

Джаз как музыкальное направление зародился в США в конце 19 века. Сочетающий отголоски европейской и африканской культуры, он всё же представлял настоящую свободу творчества, ведь основывался на импровизации. Попав на просторы СССР, джаз нашёл отражение и в советском кино, но не всегда отношение к этой музыке в Стране Советов было однозначным.

«Музыка толстых»

На советские просторы джаз перекочевал в 20-е гг. 20 века и поначалу не воспринимался как «тлетворное влияние Запада». Первооткрывателем этой музыки здесь стал танцор Валентин Парнах, который открыл её для себя на гастролях в Париже. Именно он организовал первый джаз-коллектив и его концерт в стране.

Джаз-бэнд Парнаха привлёк внимание театрала Всеволода Мейерхольда, который пригласил музыкантов для участия в своих спектаклях. Так джаз в СССР переместился на сцену.

Но не всем пришлись по нраву новые музыкальные веяния. Ильф и Петров высмеяли это новшество в своих легендарных «12 стульях». По сюжету истории, выступление одного из таких новоявленных джаз-бэндов, какой создал Парнах, вынуждены терпеть Остап Бендер и его товарищ по поискам бриллиантов.

-2

Сам Парнах сравнивал эту музыку с Пизанской башней. Как она, вопреки всем законам физики, не падает, так и сотканный из музыкальных противоречий джаз сохраняет гармонию звучания.

Отношение к новому музыкальному стилю, распространявшемуся по советским просторам, сложно назвать однозначным. Так, в 1928 г. в газете «Правда» была опубликована заметка М. Горького, в которой он называл джаз «музыкой толстых», а тех, кто её играл,— «оркестром безумных».

-3

До сих пор достоверно неизвестно, почему именно такое сравнение было дано. Но писателю была присуща нелюбовь к западной культуре. Возможно, под «толстыми» он имел в виду буржуазный строй в целом.

Джаз в советском кино

Впервые на советском киноэкране джаз прозвучал в «Весёлых ребятах» ещё в 1934 г. Любопытен тот факт, что этот фильм был выпущен и в зарубежный прокат, где демонстрировался под названием «Москва смеётся» и имел большой успех среди зрителей.

-4

В картине главную роль сыграл самый известный джазмен Советского Союза — Леонид Утёсов. Его же джаз-коллектив исполнил и все композиции, звучащие в киноленте.

Но чтобы артиста перестали обвинять в намёках на американскую музыку, ему пришлось исключить все саксофоны, заменив их флейтами и кларнетами. Даже в представлении самого коллектива не могло присутствовать слово «джаз». Оно было заменено более близким для советского уха наименованием «эстрадный оркестр», а не джаз-бэнд.

-5

Впоследствии Карен Шахназаров, вдохновлённый историей «Весёлых ребят», хотел создать свою кинокартину про жизнь и творчество Утёсова. Но когда он обратился к музыканту за содействием, тот оказался, поскольку никогда не считал себя классическим джазменом.

В итоге вместо изначальной идеи Шахназаров создал «Мы из джаза» (1983г.) — киноленту, посвящённую первым шагам этого музыкального стиля по советским просторам. Прообразом главного героя Кости стал Александр Варламов, который выступил консультантом создателей фильма.

В киноленте прозвучало немало джазовых композиций в исполнении коллектива «Современник» и 2 из них были созданы специально для фильма Марком Минковым. Звучит в этой киноленте и саксофон Георгия Гараняна, который также можно услышать в «Бриллиантовой руке» и в некоторых сериях «Ну, погоди!».

Чуть позже Шахназаров снова вернулся к джазу в своих фильмах. В 1985 г. он снял «Зимний вечер в Гаграх», в котором джазовая музыка выступала как важный сюжетный элемент.

Джаз как самовыражение

С середины 50-х гг. отношение к джазовой музыке в СССР существенно изменилось по сравнению с 20-30 гг. Именно тогда возникло знаменитое выражение «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Сама фраза появилась в сатирическом журнале «Крокодил» в контексте фельетона. Но отличать сатиру от реалий жизни никто не пытался.

-7

Люди, увлекающиеся этой музыкой, подвергались суровому осуждению. Играющие джазовые композиции могли запросто оказаться неугодными политике партии. На самом же деле, как и у первоисточников происхождения этого музыкального направления, стояло стремление к свободе, и именно его опасались власти. Но чем больше что-то поддаётся запрету, тем более притягательным оно становится.

Об этой странице в истории советского джаза впоследствии поведал Валерий Тодоровский, снявший в 2008 г. фильм «Стиляги», пронизанной той самой запрещённой музыкой. Но тогда, в 60-е гг. 20 в. выход такого рода киноленты был просто невозможен. Именно поэтому советский фильм «Маленький школьный оркестр» вместо 1968 г. был представлен зрителям лишь в 2010 г.

-8

Киноленту отправили пылиться на полке только потому, что в ней демонстрировалась «излишняя свобода». Когда в Москве просмотрели фильм, то вердикт комиссии был бескомпромиссен. В музыкантах, исполняющих джаз, увидели тех, кто стоял у истоков «Пражской весны», а потому нужно было строго-настрого запретить показ такого, во избежание повторения событий на просторах Союза.

Запрещённый джаз в кино

О фильме, пылившемся на полках кинохранилища, вспомнили лишь благодаря особому интересу к теме запрещённого джаза киноведа Марголита. Сейчас можно понять, что его запретили не столько из-за звучащей музыки, как из-за царящей в нём атмосферы, не увязывавшейся с общими советскими принципами.

-9

Персонажи киноленты живут в вымышленном городке, который по обстановке более похож на западноевропейский. Стоит ли говорить, что все принципы советской морали напрочь разрушала влюблённость главного героя-школьника в соседку, которая вдвое старше его.

В 60-е гг. было выпущено немало советских молодёжных фильмов, и все они вписывались в общую фабулу традиционных норм общества СССР. В отличие от них кинолента «Маленький школьный оркестр» была пронизана не только джазом, но и присущей ему лёгкостью и свободой, акварельными набросками сюжета и долей импровизации.

-10
А вы знали такую историю этого музыкального направления? Поделитесь в комментариях!

А здесь мы рассказывали о русской классической литературе, у которой слишком много экранизаций. Обязательно прочитайте!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного!