Расскажу как это музыкальное направление боролось за свою свободу в Советском союзе, о тех, кто продвигал его в массы и популяризировал. А еще напомню, где вы точно слышали самые популярные композиции, но могли не знать, об их жанре.
Джаз как музыкальное направление зародился в США в конце 19 века. Сочетающий отголоски европейской и африканской культуры, он всё же представлял настоящую свободу творчества, ведь основывался на импровизации. Попав на просторы СССР, джаз нашёл отражение и в советском кино, но не всегда отношение к этой музыке в Стране Советов было однозначным.
«Музыка толстых»
На советские просторы джаз перекочевал в 20-е гг. 20 века и поначалу не воспринимался как «тлетворное влияние Запада». Первооткрывателем этой музыки здесь стал танцор Валентин Парнах, который открыл её для себя на гастролях в Париже. Именно он организовал первый джаз-коллектив и его концерт в стране.
Джаз-бэнд Парнаха привлёк внимание театрала Всеволода Мейерхольда, который пригласил музыкантов для участия в своих спектаклях. Так джаз в СССР переместился на сцену.
Но не всем пришлись по нраву новые музыкальные веяния. Ильф и Петров высмеяли это новшество в своих легендарных «12 стульях». По сюжету истории, выступление одного из таких новоявленных джаз-бэндов, какой создал Парнах, вынуждены терпеть Остап Бендер и его товарищ по поискам бриллиантов.
Сам Парнах сравнивал эту музыку с Пизанской башней. Как она, вопреки всем законам физики, не падает, так и сотканный из музыкальных противоречий джаз сохраняет гармонию звучания.
Отношение к новому музыкальному стилю, распространявшемуся по советским просторам, сложно назвать однозначным. Так, в 1928 г. в газете «Правда» была опубликована заметка М. Горького, в которой он называл джаз «музыкой толстых», а тех, кто её играл,— «оркестром безумных».
До сих пор достоверно неизвестно, почему именно такое сравнение было дано. Но писателю была присуща нелюбовь к западной культуре. Возможно, под «толстыми» он имел в виду буржуазный строй в целом.
Джаз в советском кино
Впервые на советском киноэкране джаз прозвучал в «Весёлых ребятах» ещё в 1934 г. Любопытен тот факт, что этот фильм был выпущен и в зарубежный прокат, где демонстрировался под названием «Москва смеётся» и имел большой успех среди зрителей.
В картине главную роль сыграл самый известный джазмен Советского Союза — Леонид Утёсов. Его же джаз-коллектив исполнил и все композиции, звучащие в киноленте.
Но чтобы артиста перестали обвинять в намёках на американскую музыку, ему пришлось исключить все саксофоны, заменив их флейтами и кларнетами. Даже в представлении самого коллектива не могло присутствовать слово «джаз». Оно было заменено более близким для советского уха наименованием «эстрадный оркестр», а не джаз-бэнд.
Впоследствии Карен Шахназаров, вдохновлённый историей «Весёлых ребят», хотел создать свою кинокартину про жизнь и творчество Утёсова. Но когда он обратился к музыканту за содействием, тот оказался, поскольку никогда не считал себя классическим джазменом.
В итоге вместо изначальной идеи Шахназаров создал «Мы из джаза» (1983г.) — киноленту, посвящённую первым шагам этого музыкального стиля по советским просторам. Прообразом главного героя Кости стал Александр Варламов, который выступил консультантом создателей фильма.
В киноленте прозвучало немало джазовых композиций в исполнении коллектива «Современник» и 2 из них были созданы специально для фильма Марком Минковым. Звучит в этой киноленте и саксофон Георгия Гараняна, который также можно услышать в «Бриллиантовой руке» и в некоторых сериях «Ну, погоди!».
Чуть позже Шахназаров снова вернулся к джазу в своих фильмах. В 1985 г. он снял «Зимний вечер в Гаграх», в котором джазовая музыка выступала как важный сюжетный элемент.
Джаз как самовыражение
С середины 50-х гг. отношение к джазовой музыке в СССР существенно изменилось по сравнению с 20-30 гг. Именно тогда возникло знаменитое выражение «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Сама фраза появилась в сатирическом журнале «Крокодил» в контексте фельетона. Но отличать сатиру от реалий жизни никто не пытался.
Люди, увлекающиеся этой музыкой, подвергались суровому осуждению. Играющие джазовые композиции могли запросто оказаться неугодными политике партии. На самом же деле, как и у первоисточников происхождения этого музыкального направления, стояло стремление к свободе, и именно его опасались власти. Но чем больше что-то поддаётся запрету, тем более притягательным оно становится.
Об этой странице в истории советского джаза впоследствии поведал Валерий Тодоровский, снявший в 2008 г. фильм «Стиляги», пронизанной той самой запрещённой музыкой. Но тогда, в 60-е гг. 20 в. выход такого рода киноленты был просто невозможен. Именно поэтому советский фильм «Маленький школьный оркестр» вместо 1968 г. был представлен зрителям лишь в 2010 г.
Киноленту отправили пылиться на полке только потому, что в ней демонстрировалась «излишняя свобода». Когда в Москве просмотрели фильм, то вердикт комиссии был бескомпромиссен. В музыкантах, исполняющих джаз, увидели тех, кто стоял у истоков «Пражской весны», а потому нужно было строго-настрого запретить показ такого, во избежание повторения событий на просторах Союза.
Запрещённый джаз в кино
О фильме, пылившемся на полках кинохранилища, вспомнили лишь благодаря особому интересу к теме запрещённого джаза киноведа Марголита. Сейчас можно понять, что его запретили не столько из-за звучащей музыки, как из-за царящей в нём атмосферы, не увязывавшейся с общими советскими принципами.
Персонажи киноленты живут в вымышленном городке, который по обстановке более похож на западноевропейский. Стоит ли говорить, что все принципы советской морали напрочь разрушала влюблённость главного героя-школьника в соседку, которая вдвое старше его.
В 60-е гг. было выпущено немало советских молодёжных фильмов, и все они вписывались в общую фабулу традиционных норм общества СССР. В отличие от них кинолента «Маленький школьный оркестр» была пронизана не только джазом, но и присущей ему лёгкостью и свободой, акварельными набросками сюжета и долей импровизации.
А вы знали такую историю этого музыкального направления? Поделитесь в комментариях!
А здесь мы рассказывали о русской классической литературе, у которой слишком много экранизаций. Обязательно прочитайте!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного!