Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Где я беру тексты для работы над сочинением ЕГЭ по русскому языку

- Где вы такие простенькие тексты нашли? - спросила меня недавно читательница в комментариях к статье "Образец сочинения ЕГЭ в новом формате".

- На сайте ФИПИ, - ответила я ей. - Текст простой специально выбрала, чтобы именно с него начать работу над 27-м заданием, а потом двигаться от простого к сложному, как завещал Ян Коменский.

- Учить надо на реальных текстах, - не унималась читательница. - А сейчас это философские письма Лихачева, Солоухина, Бондарева. Если предлагать сказочки, то реальную работу не напишут.

Не знаю, с чего она взяла, что я предлагаю ученикам сказочки и что именно перечисленные ею авторы являются избранными для экзаменационных заданий этого года. Насколько реальные тексты бывают разными по уровню сложности, мы убедились на примере прошлогоднего ЕГЭ.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Естественно, я анализирую с учениками самые нашумевшие тексты с реального экзамена (например "текст о лопатах"), естественно, я ищу нестандартные (если можно так выразиться) тексты в различных сборниках. Но больше всего я люблю, когда ученики сами приносят мне тексты от школьного учителя и просят помочь разобраться с проблемой или комментарием. Среди них попадаются очень интересные. Утаскиваю их в свою копилочку и потом с удовольствием использую в работе с другими учениками. Иногда сама пишу по ним сочинения. Именно так, кстати, появились мои сочинения по рассказам В. Дудинцева "Встреча с берёзой" и Ю. Нагибина "Заброшенная дорога".

Сегодня предлагаю вашему вниманию текст Анатолия Ананьева, который тоже принесла пару лет назад из школы ученица вместе со своим сочинением и с просьбой проверить. Это было в начале нашего сотрудничества, когда структура 27-го задания ещё до конца не отложилась у неё в голове. Сочинение получилось странное: оно было интересным, логичным, грамотным, но оно совершенно не укладывалось в критерии проверки. Объяснив ещё раз, что хочет увидеть эксперт в первом, втором и т.д. абзацах, отдала работу на переделку. И заодно сама решила написать сочинение. Что у меня получилось, можно увидеть здесь. А сегодня, в преддверии 9 Мая, познакомлю вас с тем самым текстом. Возможно, пригодится кому-то в работе.

(1)Хотя лейтенанта Володина тошнило и голова его была как свинцом налита, хотя он чувствовал страшную слабость, у него подкашивались ноги и руки были словно чужие, он шёл сейчас к своему взводу, к селу, к позициям, где ещё гремел бой. (2)Шёл, чтобы выполнить солдатский долг.
(3)За пылью, поднятой артиллерийскими снарядами, были едва видны крайние соломкинские избы. (4)Разрывы метались по полю, вспыхивали справа и слева вдоль шоссе, и между разрывами, лавируя, пробивались два «виллиса». (5)Наконец «виллисы» вышли из-под обстрела и неожиданно оказались так близко, что он отчётливо увидел даже лица сидевших за ветровым стеклом.
(6)Он сразу узнал генерал-лейтенанта, члена Военного совета Воронежского фронта, который вчера вместе с командующим осматривал оборонительные сооружения в Соломках. (7)Володин спохватился, хотел было отойти на обочину, но было уже поздно, передний «виллис», скрипнув тормозами, остановился прямо напротив него.
– (8)Ранены? – спросил генерал, не дожидаясь, пока Володин, как положено по уставу, отрапортует, кто он, почему стоит на шоссе, что делал и что собирается делать.
– (9)Нет, товарищ генерал, – смущённо ответил Володин, заметив, как генерал пристально разглядывает его лицо и одежду, и подумал: «Сейчас влетит!»
(10)Но член Военного совета фронта неожиданно повернулся к сидевшему позади полковнику и сказал:
– Это же тот самый лейтенант...
– (11)От пулемётных гнёзд?
– (12)Ну...
(13)Генерал и сидевший позади него полковник знали многие подробности соломкинского боя, знали и о Володине, как он был послан к пулемётным гнёздам, как попал под танк и как солдат, рискуя жизнью, спас его, своего командира.
– (14)Туда?
– (15)Да, в роту, товарищ генерал!
– (16)Отпустили? (17)Выписали?
– (18)Сам ушёл, – добавил Володин и подумал, что лежать под бомбами куда легче, чем стоять перед генералом.
(19)Хотя он и волновался, он всё же был доволен, что сказал правду. (20)Лейтенант не чувствовал за собой никакой вины ни в том, что с ним случилось на передовой, ни в том, что решился вернуться из санитарной роты в траншею.
(21)Генерал вовсе не собирался отправлять его назад, в санитарную роту, хотя видел, что тот как раз именно в этом нуждается. (22)Бледное, измождённое лицо, впалые щёки, гимнастёрка, выпачканная в саже и копоти, оторванная портупея, весь вид совсем юного, стоявшего по стойке «смирно» командира взвода – всё это вызывало у генерала иные мысли. (23)Он думал о том, сколько должно быть воли в человеке, если он вот так, испытав страх и ужас, не только не пал духом, но стал ещё крепче и сильнее.
(24)Генерал ещё раз взглянул в упрямое лицо Володина. (25)Он понял: сейчас не нужно ни одобрительных слов, ни похвал. (26)Генерал просто протянул руку и сказал:
– Желаю удачи, лейтенант! (27)Боевой удачи!
(28)«Виллисы» уже скрылись за поворотом, а Володин ещё в раздумье стоял на шоссе. (29)Было в этой случайной минутной встрече что-то очень важное для него, чего он не мог понять сразу.
(30)То важное, чего он не смог понять тогда, стоя на шоссе, неожиданно откроется ему в одной несложной фразе, которую Володин услышит от члена Военного совета фронта, когда встретит его семь дней спустя в освобождённой Рындинке, на ещё дымящейся от боя окраине: «Мы – русские солдаты!» (31)Может быть, потому, что слово «солдат» в таком сочетании поднималось над всеми воинскими званиями, даже над генеральским, даже над маршальским чином, а слово «русский» связывало с историей России, с лучшими её страницами: Бородинским сражением, Севастопольской эпопеей. (32)Но, может быть, потому, что Володин сам ощущал всё это и только не мог выразить свои чувства одной фразой, теперь, услышав эту фразу, он вдруг понял, насколько проста, насколько очевидна истина, и с гордостью мысленно повторил её: «Мы – русские солдаты!»
(По А.А. Ананьеву)
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

А как вы выбираете тексты для 27-го задания, коллеги?