Найти тему
Удивительная Грузия

Как Франция принимала грузин, бежавших от советской оккупации?

В 1929 году во Франции появилась уникальная грузинская церковь для беженцев. До 1990-х годов она оставалась единственной православной грузинской церковью, построенной за пределами Грузии, для нужд тех, кто находится в вынужденной эмиграции. Кстати, именно в эту церковь в детстве ходила президент Грузии Саломе Зурабишвили, дочь грузинских эмигрантов.

Франция - приют для многих беженцев
Франция - приют для многих беженцев

Церковь была основана ее отцом и его соратниками – Леваном Зурабишвили, Иосифом Кемуралия и Рамазом Дадешкелиани, в 1929 году. Леван Зурабишвили эмигрировал во Францию в 1921 году, вскоре после установления советской власти в Грузии. Представитель интеллигенции, его отец был лидером Национально-демократической партии Грузии. В советской Грузии места семье Зурабишвили не нашлось.

Предвосхищая обиженные комментарии на тему факта советской оккупации, сразу скажу: история субъективна и непрозрачна, смотреть на нее можно с разных точек зрения. Для лидера Национально-демократической партии приход советской власти, которому грузины сопротивлялись, был самой настоящей оккупацией. Можно предположить, как бы сложилась судьба семьи Зурабишвили, если бы они остались в советской Грузии – скорее всего, они были бы репрессированы.

Оказавшись во Франции, Леван начал активно создавать грузинскую общину, сплачивать православных беженцев, которые, как и он, были вынуждены покинуть свою страну. Его активная гражданская позиция позволила сохранить грузинскую культуру не только в его семье, но и в семьях десятков других эмигрантов. Это прекрасный пример того, как важно помнить о своих корнях.

Церковь, основанная в 1929 году, продолжает свою работу и сегодня. В 1973 году, благодаря стараниям Левана Зурабишвили, организовавшему сбор средств, церковь получила собственное здание. Французы, нужно сказать, с уважением отнеслись к древним традициям грузинской церкви, хотя французы в принципе всегда отличались либеральными взглядами ко всем беженцам и эмигрантам.

Церковь позволила сохранить духовную связь с Грузией, она стала пристанищем для беженцев. Именно благодаря ей семья Зурабишвили осталась семьей грузинских эмигрантов, а не стала французской грузинского происхождения.