Именно такая цель поставлена К. Марксом [1], именно так он видел важнейший признак общественной формации будущего.
Японский теоретик управления качеством на производстве профессор Исикава [4] и советский философ Э. Ильенков [2] высказывают соображения, согласующиеся с этой целью Маркса. Необходимость этой цели, абсурдной на первый взгляд, и реалистичность ее достижения рассмотрена нами ранее.
Но как это возможно? Ведь в основе разделения труда лежит профессиональная специализация.
Неужели всюду дилетанты всюду сменят профессионалов? Этику и поэзию будет преподавать преподавать тюремный надсмотрщик, хирургические операции будет выполнять пьяный сантехник?
Разумеется, нет. Доверить дело можно не каждому, а каждому, прошедшему обучение и получившему квалификацию.
Здесь могут помочь:
- образование политехническое, скорее всего советского типа, ориентированное на широту;
- бесплатность и общедоступность образования ;
- сокращенный рабочий день (по мнению И. В. Сталина [3] – не более 5-6 часов) - остаток дня можно было посвятить познанию нового, обучению новой профессии;
- специальные мероприятия, направленные на стимулирование смены рода занятий. А для этого - учет техзаданий и специалистов.
То есть отмену разделения труда следует понимать диалектически. Разделения труда не существует для индивида - ему предоставляется возможность менять род занятий в течение жизни - но оно существует для общества: техзадания от плановиков распределены в соответствии с планом и между профессионалами, т.е. социальная структура общества сохраняется.
Литература
1 Маркс К. Критика Готской программынекотро
2 Ильенков Э. Об идолах и идеалах
3 Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР
4 Исикава К. Японские методы управления качеством.
Если интересна тема, подписывайтесь на мой канал, и мы продолжим ее обсуждение!