Найти в Дзене
Сериалопедия

«Сияние»: основное отличие фильма от книги Стивена Кинга

Экранизация «Сияния» Стэнли Кубрика изобилует многими вольностями, идущими в разрез с романом Стивена Кинга, но одно основное отличие делает экранизацию абсолютно другой историей.

Стивен Кинг сильно ненавидит экранизацию своего романа «Сияние» Стэнли Кубрика, но его презрение может сводиться к самому большому различию между книгой и фильмом – мотивации отеля «Оверлук». Роман «Сияние» вышел в 1977-м как третий Кинга и второй, адаптированный для экрана. Кинолента «Сияние» стала 11-м полнометражным фильмом Кубрика, хотя он и впервые увлекся жанром ужасов. Зрители и критики не сразу обрадовались адаптации Кубрика, даже номинировав ее на «Худшего режиссера». Но спустя время фильм получил столь же высокую оценку, как и книга, в качестве одного из величайших фильмов ужасов всех времен.

-2

Кубрик адаптировал «Сияние» в 1980 году, сохранив большинство главных героев и сюжетных линий. Обе версии (и книжная, и экранизированная) включают Джека Торранса (выздоравливающего алкоголика), который пытается использовать время в качестве смотрителя «Оверлука», чтобы поработать над своим произведением. Сын Джека, Дэнни, и жена Венди также присутствуют с сохранением большинства их основных сюжетных линий, за исключением меньшего количества объяснений «сияющего» дара Дэнни в адаптации. Версия рассказа Кубрика получила высокую оценку как публики, так и критиков за ее ужас и тревогу, но поклонники романа Кинга склонны критиковать то, как режиссер изменил основные мотивирующие факторы отеля, что изменило личностные и семейные конфликты Торрансов.

Наиболее существенное различие между версиями «Сияния» Кинга и Кубрика заключается в том, что отель побудил Джека сойти с ума и кто на самом деле является предполагаемой жертвой «Оверлука». Цели «Оверлука» важны, поскольку они объясняют, почему все это произошло с Торрансами, как выглядит успешный отель и характер Джека. Главная жертва «Оверлука», согласно книге, – Дэнни, а его отца, Джека, просто используют как канал, чтобы сцапать сына. Отель хочет смерти Дэнни, чтобы он мог поглотить его «сияющую» способность и добавить к изобилию своих темных энергий. Таким образом отель делает Джека уязвимым и заставляет убить Дэнни.

-3

В фильме «Сияние» мотив «Оверлука» не так ясен, ведь экранизация больше фокусируется на Джеке и сошествии во тьму. Получается, что Джек – настоящая жертва «Оверлука», поэтому, отель как бы «выиграл» эту битву, доведя писателя до безумия и заставив совершить зверские поступки.

В экранизации отель достиг своей цели, но в романе этого не происходит по двум причинам. Поскольку Джек не является основной жертвой «Оверлука» в «Сиянии» Кинга, он никогда и не выигрывает, тем более что смерть Джека была самоотверженной, поскольку он, по сути, покончил с собой, чтобы спасти Дэнни и Венди из отеля. Отель также не выигрывает в книге «Сияние», потому что его главной жертвой был Дэнни и его блестящие способности, поэтому, несмотря на то, что в процессе был схвачен Джек, успешный побег Дэнни означал поражение «Оверлука».

Прочитали статью? Ставьте лайк!