Найти тему
Василисины размышления

Эмоциональный интеллект, судебный произвол, свобода воли и другие недетские вопросы в сказке про Снегурочку

Свобода распоряжаться своей жизнью, равенство закона для всех, противоречия личности и социума, столкновение иллюзий и реальности - эти и другие проблемы скрывает чуть грустная весенняя пьеса-сказка про Снегурочку.

Недавно мы говорили, что «Снегурочка» А.Н. Островского это, конечно сказка-сказка и лучше всего воспринимается именно в таком ключе. Без всякой аналитики, разбора, поиска скрытых смыслов или открытых назиданий. Просто красивая грустная сказка о любви и смерти.

Но если захотеть, то и на ее основе можно завести разговор о насущных проблемах. Нет, только не надо приглашать этнографов и фольклористов: языческий пантеон и обрядность в пьесе перетасованы самым произвольным образом, достоверных отсылок к первославянскому государству тоже не наблюдается. Зато драматург, вольно или невольно, затронул несколько проблем вполне зрелого общества.

Большинство из нас знакомы со «Снегурочкой» по ее экранизациям, которые несколько отличаются от исходного текста пьесы. Но обсуждать предлагаю первоисточник, цитаты вставляю по нему.

На самой поверхности – проблема отчуждения красоты от личности ее носительницы. На эту тему в нашем клубе уже неоднократно говорили (например, здесь и здесь). Признанная в данном этносе красота женщины становится самоценной, ресурсом не столько самой ее обладательницы, сколько других людей и даже всего общества. Которые берут на себя право распоряжения этим ресурсом без согласия женщины, напрочь игнорируя ее личность.

Вот смотрите. Пока Снегурочка жила в отцовском тереме, ее внешность никак не влияла на ее права и обязанности. Однако в людском сообществе все изменилось. Принявших ее Бобыля с Бобылихой не устраивает, что названная дочка только почтительна, скромна и работяща. Они намерены заняться самым настоящим сутенерством, требуют от Снегурочки привечать парней одного за другим, разводя их на подарки.

Бобылиха: Краса твоя девичья то ж богатство.
Бобыль: Приваживай, ласкай ребят.
Снегурочка: А если Не по́ сердцу придется?
Бобыль: Поневолься.
Не по́ сердцу, а парня ты мани,
А он прильнет и не отстанет: будет
Похаживать.
Бобылиха: Да матери подарки Понашивать.
Бобыль: Отца медком да бражкой
Попаивать. Уж долго ль, коротко ли
Поводится с тобой, а нам барыш.
Соскучишься с одним, поприглядится,
Повытрясет кису, мани другого,
Поманивай!...
Ребята все равно тебе не милы —
И всех ласкай равно; да на досуге
Присматривай, который побогаче...

Не повезло Снегурочке с приемными родителями? Но и односельчане их не осуждают, только хотят, чтобы девушка побыстрее выбрала себе парня и перестала быть соблазнительной для остальных! Более того, сам царь Берендей назначает Снегурочку в жертву Яриле, требуя от нее за одну ночь выбрать себе любовника. Т.е. тоже намерен расплатиться, пусть и с высшими силами, ее красотой.

И никого не интересует личность, характер, желания девушки, все видят только ее телесную оболочку и считают себя вправе ею распоряжаться. А не напоминает ли это всех "самавиновата, чего сиськи отрастила?".

Другая сквозящая в сказке проблема - единство Закона для всех. Здесь все не столь очевидно, слишком зритель эмоционально вовлечен в ситуацию, "болеет за своих". Но если отбросить эмоции, то что выходит.

Торговый гость Мизгирь не просто разорвал помолвку с Купавой, он прилюдно осмеял сам механизм нерушимости клятвы ("Клятвы цепями ты считаешь, я — словами; Не помню их, и сердца не вяжу") и оболгал невесту, обвинив ее в распутстве. Купава бросается за защитой к царю и поначалу встречает полное понимание.

Кто, как ни царь, заступится за обиженных?
Кто, как ни царь, заступится за обиженных?

Клятвы должны соблюдаться, клевета наказуема, виновного осуждают на изгнание. Но когда царь Берендей видит красоту Снегурочки, он тут же смягчает свой гнев. Мизгирь волен остаться и наравне с другими вступить в охоту за приз. По сути, Берендей грубо нарушает закон, причем прикрываясь государственным интересом. Купава... а что какая-то Купава? Пусть утешается в своих обидах как умеет. Царь сам решает, когда защищать права подданных, а когда открыто пренебречь ими.

Третью проблему лучше всего определит старый анекдот о разнице между туризмом и эмиграцией. Любое общество, любая система со стороны воспринимаются совсем иначе, чем при вовлечении в его механизмы. И эта разница обычно очень болезненная, приходится расставаться с иллюзиями и принимать на себя многочисленные обязанности.

Снегурочка из лесного терема любовалась на девичьи хороводы и песни, считая их развлечением, посиделки с парнями забавой, а украшение нарядов и жилища творчеством. Она шла к людям за радостью, готовая трудиться, но в остальном вольно распоряжаться собой. На поверку оказалось все намного сложнее: песни и танцы - это регламентированная система обрядов, направленных на определенный результат. Отношения с парнями отнюдь не дружеские. Социальные роли жестко расписаны. При их нарушении даже за нарядную одежду можно получить хлесткую отповедь.

....ты сплела венок,
Надела бус на шейку, причесалась,
Пригладилась — и запон*, и коты*
Новехоньки, — тебе одна забота,
Как глупому ребенку, любоваться
На свой наряд ...

* зАпон - расшитый полусарафан-полуфартук, коты - род легкой обуви

А сколько молодых дурочек и сейчас считают, что там, у них, у богатых только и забот - бус бриллиантовых на шейку, да запон от Версаче, да коты от Лабутена, да красуйся перед камерами. И никаких забот и обязанностей! Или не желающие "работать на дядю" думают, что без дяди они станут сами себе закон и указ и ни копейки никому не должны будут. Ну-ну...

И на закуску. Собственно в основе сюжета пьесы очень актуальная сейчас проблема, эмоциональный интеллект. Снегурочка не знает любви и других чувств, ровна, холодновата, вежливо-почтительна. Когда ее все-же вынуждают принять участие в социально-любовных расстановках, она действует словно наугад. Она не может найти верного тона ни с кем, не понимает намеков, умолчаний, вечно выглядит немного глупой или виноватой. Первые ее чувства: недоумение, незащищенность, беспомощность, затем обида, ревность, страх. Шла к людям за радостью, а выходит все хуже и хуже и в конечном счете оборачивается гибелью. Причем всем прочим на радость - избавились от неудобного члена общины.

Сейчас проблема атомизации общества, одиночества, неумения общаться, выстраивать отношения стоит очень остро. И ведь Островский очень верно описал все симптомы и вектор развития.

-3

Хорошие в целом, не агрессивные, воспитанные люди, желающие завязать дружеские или любовные отношения не могут найти общий язык, ранят друг друга и сами получают болезненные травмы. Стадо дикобразов, пытающееся согреться в ледяной пустыне... И никакая Весна им готовый венок чувств не поднесет.

Вот тебе и сказка...

Обсуждение комментариев к этой и предыдущей статье я вынесла в отдельный пост, они очень интересные, спасибо!

Как выглядит любовь Весны и Мороза (по мотивам "Снегурочки")
Василисины размышления5 мая 2021

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.