Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".
То, что мы обсуждали до сих пор, по существу является теорией ума, как она изложена в традиции Веданты. Эта школа мышления основана на учениях, содержащихся в Прастханатрии (то есть Упанишадах, Брахма-сутрах и Бхагавад-гите), которая является кульминацией ведической традиции и рассматривается многими как квинтэссенция самых глубоких аспектов древнеиндийской философии. В своей чистейшей форме психология Веданты - это очень сложная и утонченная теория ментальной жизни. Возможно, больше, чем любая другая школа индийской психологии, она концептуализировала функционирование ума в высокоинтеллектуальной манере, которая относительно совместима с западным мышлением и приемлема для него.
Психология Веданты и джнана-йога используют концепции манаса, ахамкары, буддхи и читты, чтобы прийти к глубокому пониманию психических функций. Для подробного изучения, в котором проводится различие между Ведантой и другими Индийскими системы психологии, см. Индийскую психологию Дж.Синха (J. Sinha’s Indian Psychology).
Но этот интеллектуальный путь, как признается, имеет много подводных камней. Можно легко запутаться в тонкостях психологического анализа и отвлечься от подлинного самоисследования и эволюции. По этой причине путь джнана-йоги часто называют “острием бритвы".
Джнана-йога обязательно в какой-то степени основана на опыте других людей. Она организована вокруг учений и концепций, созданных кем-то другими. Это контрастирует с йогой Патанджали, раджа-йогой, которая базируется куда значительнее на переживании личного опыта. Психология Патанджали проста. Он не повествует в терминах манаса, ахамкары и буддхи. Скорее, он имеет дело с умом целостно и часто использует термин читта всеобъемлющим образом, чтобы обозначить это постоянно изменяющееся явление. Путь Патанджали не ограничивается теми, кто может овладеть сложными концепциями утонченной психологии.
В системе Патанджали ум уподобляется озеру. Подобно водоему, он потенциально спокоен и кристально чист, но мысли, “модификации ума", побуждают его к деятельности и затемняют его истинную природу. Эти мысли или модификации называются вритти и сравниваются с волнами, появляющимися в теле озера. Они могут возникать на дне озера (воспоминания) или в результате воздействия внешнего мира (чувственные восприятия). Когда волны утихают, вода становится прозрачной, и сквозь неё можно увидеть её самые сокровенные уровни. Если этот процесс успокоения и тишины доведен до совершенства, вода становится полностью прозрачной и проявляется внутренний человек, высшее сознание.
Система Патанджали изложена в его Йога-сутрах, кратком сборнике из ста девяноста шести афоризмов. Первые четыре из них дают суть всей системы. Остальная часть работы представляет собой объяснение этих первых четырёх и подробные инструкции о том, как студент может реализовать и испытать на себе, через свою собственную практику, знания, содержащиеся в них.
Первый афоризм (сутра) гласит: “Теперь, когда ученик утвердился в мотивации и должным образом подготовлен, излагается система йоги.”
Определенная степень подготовки является необходимым условием. Патанджали классифицирует четыре типа ума, существующих у будущих студентов:
1) ум, который может быть легко сконцентрирован;
2) тот, который концентрируется с трудом;
3) тот, который имеет небольшую способность достичь концентрации;
4) и тот, который полностью несбалансирован и еще не подходит для йогической дисциплины.
Теория и методы йоги излагаются только тем, кто должным образом подготовлен. Кроме того, должны быть предприняты предварительные шаги, чтобы пробудить сильное чувство цели, прежде чем студент будет готов приступить к самому обучению.
Следующие три афоризма объясняют, что йога (которая приводит в действие высшее сознание) в основном заключается в развитии добровольного контроля и регулирования мыслительных процессов (вритти). Когда это достигнуто, тогда становится очевидным то сознание, которое лежит в основе мыслей. Оно перестает быть затемненным и ограниченным мыслями и ментальными изменениями. До этого сознание отождествляется с мыслями, и человек автоматически предполагает, что он-это его мысли.
Концепция отождествления занимает такое же центральное место в Йога-сутрах Патанджали, как и в современной психологии. Однако концепция идентификации Патанджали выходит на гораздо более тонкие уровни, чем современная психология. В то время как последняя предполагает, что эго отождествляет себя с объектами и людьми (с входными потоками из внешнего мира), Патанджали предполагает, что есть что-то под и даже за самой незначительной мыслью, которое отождествляется с ней. Не осознавая этого, мы наивно полагаем, что являемся мыслями, которыми мы думаем. Предлагать что-то иное казалось бы странным тем из нас, кто воспитан в западной философской традиции, где понятие “я мыслю, следовательно, я существую” составляет основу того, как мы видим себя. Тем не менее Патанджали предполагает, что мы по сути отличаемся от наших мыслей. Поэтому мы можем наблюдать их. Это создает основу для подлинно научной психологии, поскольку делает возможным объективное, непосредственное изучение ума.
Патанджали продолжает классифицировать “мыслеформы” или “модификации ума” (вритти) двумя способами: во-первых, относительно того, служат ли они препятствиями на пути к расширенному осознанию; и, во-вторых, в терминах пяти категорий, которые отражают их функцию в ментальной жизни:
1) точное восприятие или познание;
2) неточное восприятие;
3) фантазия или воображение;
4) память; и
5) сон.
Являются ли они клиштой или аклиштой, т.е. служат ли они препятствиями или нет (клешас) будет разобрано в введение к главе VI.
Не осознавая этого, мы имеем естественную тенденцию постоянно сортировать наши “мыслеформы” или вритти по этим пяти голубиным норам, а именно: без, по крайней мере, некоторого предварительного различия между тем, что является точным и неточным восприятием, например, нам трудно выполнять простейшее из наших действий—ментальное или физическое; среди внутренних образов и мыслей мы должны постоянно различать правильные воспоминания и воображаемые; рутинное отделение фантазии от реальности-это то, что отличает нас от психотического состояния; наше обычное бодрствующее сознание угасает, когда на первый план выходит вритти, называемое “сном”. Патанджали использует эти пять практических операционных категорий в качестве первого шага к наведению порядка в сложности и хаосе, которые встречают наблюдателя, когда он впервые делает шаг назад и смотрит на ментальное поле.
Через культивирование способности выпутываться из своих мыслей сознание постепенно развивается. Патанджали описывает систематический и подробный путь для достижения такого самообладания. Вкратце, этот путь был назван аштанга (восьмиступенчатая) йога, или в последнее время раджа-йога (царский путь).
Обычно этот восмиступенчатый путь во всей его полноте называют раджа-йогой (царским путем), однако также принято называть первые четыре шага включительно хатха-йогой, а последние четыре, которые фокусируются более непосредственно на ментальной сфере и за её пределами, - раджа-йогой. Современное описание этого восьмеричного пути см. в Лекциях Свами Рамы по йоге.
Первые два шага на этом восьмиступенчатом пути включают в себя десять руководств по привычкам и образу жизни, которые могут свести к минимуму нарушения в уме и теле (Ямы и Ниямы). В то время как ведантическая традиция концентрируется на внутренней дисциплине, Патанджали более практичен и без колебаний включает детальную дисциплину внешнего поведения в свои попытки использовать все доступные средства для содействия процессу роста. Затем его учебная программа переходит к последовательной работе с каждой из оболочек, которые мы описали. Предварительная регуляция повседневного поведения подготавливает ученика, освобождая его от напряжения, забот и тревог, чтобы он мог достаточно сосредоточить свое внимание, чтобы овладеть телом с помощью хатха-йоги. Следующий шаг на этом прогрессивном пути к полному овладению собой сосредоточен на работе со второй, или энергетической оболочкой, включающей в первую очередь дыхательные практики, которые могут привести к контролю над праной. На пятой из восьми фаз ученик учится регулировать чувственные входные потоки (пратьяхара) таким образом, чтобы воздействия от органов чувств были отключены и не отвлекали ум от наблюдения за самим собой. Конечно, одна из этих фаз не прекращается до того, как начнется следующая. Они достаточно скоординированы и интегрированы, чтобы работать синергетически.
Во время последних трех ступеней ученик учится делать свой ум однонаправленным и сосредоточенным. Описание Патанджали правильного знания, основанного на прямом восприятии, умозаключении или авторитетном свидетельстве, в отличие от неправильного знания, формирует основу научного отношения и подхода к пониманию, которые предшествуют развитию науки в западной цивилизации более чем на 1000 лет.
Более грубые аспекты нашего существа были взяты под контроль; поведение, тело, энергия и чувства были освоены, и теперь ученик готов более непосредственно сосредоточиться на контроле мыслей, которые появляются перед его умом и отвлекают его. Эта работа достигается в три этапа: концентрация (дхарана), созерцание (дхьяна) и, наконец, самадхи, это высшее состояние сознания. Каждая из этих последних трех стадий является просто расширением первой. Когда концентрация развивается и происходит в течение более длительного периода времени, она становится созерцанием, а когда она углубляется, она приводит к состоянию, известному как самадхи.
Йога Патанджали и психология Веданты различаются главным образом своим акцентом. По своей сути они не противоречат друг другу. Веданта больше фокусируется на теоретическом и абстрактном, в то время как йога Патанджали - это в первую очередь прикладная и экспериментальная психология. Наша детальная формулировка ментального функционирования, конечно, в наибольшей степени опирается на учения школы Веданты, но в целом наш подход представляет собой синтез этих двух основных и взаимодополняющих точек зрения.