По сравнению с Лондоном-1956, основной репертуар Большого театра в США претерпел одно изменение: не очень хорошо принятый английской критикой "Бахчисарайский фонтан" заменила первая крупная, новаторская и успешная работа молодого балетмейстера Юрия Григоровича "Каменный цветок". Удалась ли эта замена?
Как и 3 года назад в Лондоне, в США Большой стартовал с "Ромео и Джульетты" (16 апреля). Было ли это намеренное повторение, основанное на памятном оглушительном приеме английской публикой? Вполне может быть. Как и тогда, главные партии исполняли Галина Уланова и Юрий Жданов.
Ажиотаж вокруг спектакля был серьезный, достаточно сказать, что люди стояли в очереди 39 часов (при этом шел дождь), чтобы купить стоячие места (т.к. сидячие уже были давно раскуплены; это при том, что цены были довольно высокими - в основном 50-150 долларов за билет). Обозреватель New York Times Джон Мартин писал, что американцы готовы совершить преступление, лишь бы добыть билет, а Сол Юрок похвалился, что в его контору поступил почти миллион запросов на билеты.
В этот раз прием был не таким оглушительным, но это если сравнивать с Лондоном. А так - 18 минут бурных оваций и 17 вызовов за занавес. Но что писала критика?
Джон Мартин горячо хвалил выступления балерин и танцовщиков. При этом отметил, что драматические характеристики балета могут показаться «банальными» или преувеличенными, но этот приукрашенный драматический стиль и глубина вызвали эмоциональную реакцию публики. Мартин подробно описал способность Улановой передавать характер Джульетты, отметив, что через танец Уланова мастерски изображает развитие, взросление Джульетты, и что это реалистичное изображение "резонировало с аудиторией". При этом, Мартин не ограничился похвалой лишь Улановой, выделив также и беззаботного Меркуцио (в исполнении Ярослава Сеха). Перепало похвалы и дирижеру Юрию Файеру.
Уолтер Терри из New York Herald Tribune отнесся к балету в целом более критично, назвав его "тяжеловесным", а хореографию "простой и не очень интересной", и отметив ограниченность классических комбинаций (все то, о чем писала и лондонская пресса 3 года назад). Индивидуально Терри похвалил (помимо, разумеется, Улановой, "которая каждый жест превращает в музыкальную поэму") Юрия Жданова и того же Сеха. В конце Терри признал, что американский балет в долгу перед Российским Императорским Балетом, и поэтому для американцев было привилегией присутствовать на представлении труппы Большого.
Жестко прошелся по балету Джон Чапман из Chicago Daily Tribune, назвав его старомодным, а также отметив, что возбужденное состояние американской публики, предваряющее премьеру, оказалось соверешенно неоправданным. При этом, по традиции, Чапман высоко отозвался о мастерстве Улановой.
Был, как исключение, и те, кто хвалил сам балет в целом, но общий тон отзывов, плюс-минус, был именно таковым: похвала артистам (при этом, один из критиков Лос-Анджелеса даже предпочел Улановой Раису Стручкову в партии Джульетты), критика постановки.
"Бахчисарайский фонтан" лондонская критика называла старомодным. Заменивший его "Каменный цветок" Григоровича (1957) был спектаклем новаторским, призванным продемонстрировать американцам новейшие достижения советского балета, и, по идее, должен был получить диаметральные "Фонтану" отзывы. На деле же было вот что.
Все тот же Джон Мартин отметил, что, Большой театр не разочаровал публику "Каменным цветком". "Универсальность Плисецкой в партии Хозяйки Медной горы, акробатика Васильева в роли молодого Данилы, мягкость Марины Кондратьевой в роли Катерины и коварство Владимира Левашева в роли Северьяна обеспечили прекрасное представление".
"Цветок" следующего вечера получил еще больше похвалы. В частности, Мартин высоко оценил подвижный танцевальный стиль Максимовой (к слову, проводящую только первый сезон в составе труппы БТ), который позволял ей исполнять разнообразный диапазон движений и танцев, а также необычные и быстрые танцы Васильева, передававшие его героические качества. Выделил Мартин и Нину Тимофееву в партии хозяйки Медной горы. Мартин приветствовал способность Тимофеевой изобразить Хозяйку как реальную личность и отметил, что для того, чтобы изобразить эту мифическую фигуру как настоящую женщину, требуются подлинный энтузиазм и мастерство.
Отзывы о самой постановке были смешанные. Опять мелькало пресловутое слово "старомодная". Декорации и костюмы не впечатляли, смерть Северьяна называли "балетным клише"; писалось о том, что индивидуальное мастерство артистов компенсирует эти изъяны.
Альберт Голдберг из Los Angeles Times посчитал, что лишь костюмы и задники можно причислить к действительно современным аттрибутам "Цветка" (к слову, Голдберг в части акробатических способностей сравнил молодого Владимира Васильева не с кем иным, как с Вацлавом Нижинским; выделил также Плисецкую, Левашева, Кондратьеву).
Итак, и в отношении "Каменного цветка" в целом тон критики не изменился.
Современные исследователи, пытаясь осмыслить эту закономерность, выдвигают различные версии. Некоторые считают, что американская критика слишком была приучена к абстрактным балетам Баланчина, и, соответственно, оценивала увиденное именно с позиций абстрактного балета. Противопоставление советского сюжетного балета абстрактному баланчинскому, связанная с ним дискуссия, достигнут своего апогея через 3 года, года в СССР нагрянет труппа "Нью-Йорк Сити Балле". В 1959 году, вероятно, дело могло быть не только в этом.
Вполне возможно, что критика сознательно выбрала тактику сдержанной похвалы, баланса похвалы и критики, противопоставления артистов "старомодным" постановкам, дабы успех БТ в Америке не был слишком громким. Многие всерьез рассматривали визит Большого как угрозу. Некий Юджин Касл выпустил статью, в которой призывал президента Эйзенхауэра разорвать соглашение Лэйси-Зарубина, тем самым не давать Союзу возможностей для победной пропаганды. "Этот тур - это часть плана Хрущева, чтобы смягчить нас для дальнейших Красных завоеваний".
В том же духе писал Ирвинг Левайн из Los Angeles Times, отмечая, что после смерти Сталина советское руководство сменило приоритеты и использует искусство как пропагандистское оружие. В этом смысле "Ромео и Джульетта" и "Каменный цветок" призваны как раз транслировать на американского зрителя советскую идеологию.
Скорее всего, поняли это и в высшем руководстве США. В этом свете отзывы критиков объяснимы.
Остается лишь добавить, что разделение "советская балерина (танцовщик) - советский хореограф (хореография, постановка)" с тех пор так и закрепилось в западном балетоведении. Например, если вдруг кто читал относительно свежую балетную энциклопедию американки Дж. Хоманс "Ангелы Аполллона", то там именно в таком духе о советском балете и пишется: блестящие танцовщики - отставший балет в целом.
Большой ажиотаж был вокруг премьеры 21 апреля "Лебединого озера" с Майей Плисецкой в главной партии, да такой, что пришлось в итоге организовывать дополнительные выступления. Ее Одетту Уолтер Терри назвал поэтичной, а ее Одиллия, по его выражению, демонстрирует "страсть, наполненную ядом". Плисецкая была изящной Одеттой; будучи Одиллией, демонстрировала захватывающие прыжки в шпагате и отличный баланс, хотя и заменила 32 фуэте серией тур-пике по кругу. В конце представления она удостоилась громовых аплодисментов. помимо нее Терри выделил Николая Фадеечева в партии Зигфрида, Георгия Соловьева в партии Шута, Владимира Левашева - Ротбарта (естественно, затронув и не слишком впечатлившую его хореографию Горского-Мессерера).
Об этом же писал Мартин. Его вообще первое ЛО разочаровало. Фадеечев не впечатлил, Плисецкая, по его мнению, в такой постановке лишена возможности продемонстрировать весь талант. Зато поражен был Мартин следующим представлением, где в партии Одетты-Одиллии уже была Нина Тимофеева. "Тимофеева смогла передать тоску Одетты и коварство Одиллии. Ее технические навыки были великолепны, когда она исполняла 32 фуэте". Борис Хохлов, по его мнению, придал принцу Зигфриду реалистичное присутствие даже в тех сценах, где он не танцевал.
При этом, не все критиковали постановку. Некоторые обозреватели писали о том, что "нововведения Горского и Мессерера оживили постановку Петипа-Иванова", кто-то просто нейтрально писал о "новом опыте прочтения".
А вот что касается балета "Жизель", то можно сказать, что именно он стал самой явной и полной победой советского балета в США. Говорить о реакции публики нет смысла; критики же хвалили как Уланову, танцевавшую премьеру, так и принявшую от нее эстафету Раису Стручкову; хвалили Альбертов - Николая Фадеечева и Юрия Жданова; Майю Самохвалову - Мирту; но самое главное, что похвалы удостоилась и хореография Леонида Лавровского. Мартин отметил, что никогда не видел "такого богатства структуры, завершенности...", и похвалил балетмейстера за его вклад в хореографию, что "действительно вызывает в памяти немецкий романтизм Гейне середины 19 века".
Помимо 4-х обозначенных балетов, программа Большого включала концерты, состоящие из разных номеров: па-де-де ("Спящая красавица", "Пламя Парижа", "Щелкунчик" и т.д.), "Вальпургиева ночь" с Майей Плисецкой, "Вешние воды" с Людмилой Богомоловой и Станиславом Власовым.
Были показаны "Шопенинана" с Галиной Улановой, "Умирающий лебедь", "Танец с саблями", "Танец трех воинов" из "Спартака" Моисеева, вариация Остапа (которую, конечно же, танцевал Георгий Фарманянц), Вальс Мошковского и т.д. Именно на одном из таких сборных концертов в Мэдисон Сквере (12 мая) был побит американский рекорд посещаемости балета (приводятся разные данные - 13000, 13700, 14000 человек). На таких концертах критики и публика могли получше разглядеть не только ведущих солистов БТ, но и менее раскурченных танцовщиков. Так, американским обозревателям запомнились Сусанна Звягина, Екатерина Максимова, Геннадий Ледях; Людмила Богомолова, Владимир Васильев, Альберт Трушкин, Владимир Кошелев, Николай Черничкин, исполнявшие "Танцевальную сюиту" Шостаковича.
Гастроли Большого балета в США (и не только - еще был г. Торонто) продлились 73 дня. Публика явно не разочаровалась в том, что увидела; критика, как видно, была смешанной. Американцам же, в свою очередь, предстояло держать ответный визит в СССР в следующем году...
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь комментируйте, делитесь с друзьями.