В Госдуме опять вернулись к обсуждению вопроса вводить или не вводить двенадцатилетнее обучение в школе. В последние лет десять к этому вопросу периодически возвращаются. Есть два противоположных мнения. Введут или не введут? Вопрос в данное время обсуждается депутатами.
Моё мнение такое. Если честно, я не знаю хорошо это будет или плохо. Давайте с Вами разберёмся кто и что говорит по этому поводу, а потом решим, надо это нашим детям или не надо.
Обсуждение вопроса об введении в школы еще одного года обучения обсуждался за круглым столом в комитете ГД по образованию и науке совсем недавно. Это было 20 апреля 2021 года.
На этом заседании с докладом выступила Надежда Княгинина. Этот человек мне совершенно не знаком, поэтому поинтересовалась информацией через интернет. Что узнала? Надежда Владимировна много в интернете не мелькает, даже фотографий её очень мало.
Надежда Княгинина является научным сотрудником лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ. Направление её работы - образовательное право. Кому интересно знать о ней подробнее, найдёте в интернете. В общем, Надежда Владимировна занимается исследованиями некоторых школьных вопросов с 2016 года. Научно-педагогический опыт 4 года.
А как сейчас занимаются исследованием, думаю, знаете. Изучают информацию из интернета, проводят опросы через интернет, в общем, удалённая работа...
Выступая в Госдуме, Н. Княгинина предлагает перевести школы на двенадцатилетнее образование. Привела такие цифры - 803 опрошенных школьника из 14 регионов Российской Федерации ответили, что очень устают на уроках и от домашних заданий (72% опрошенных). Большую усталость ощущают учащиеся 10-11 классов (об этом заявили 85% учеников).
Ну не знаю. Мои дети в таком опросе не участвовали. Ну, допустим, так ответили. Чтобы было легче учиться, то прибавят еще один дополнительный год обучения. Что на это ответят школьники? Интересно, какой вариант выберут?
Н. Княгинина предлагает в порядке эксперимента в некоторых образовательных учреждениях (регионах?) ввести дополнительный год обучения. А если будет успешно, то потом запустить во всей России.
Ну вот, очередной эксперимент. Наверное, госпоже Н. В. Княгининой не хватает материала для диссертации. Вот так просто - взять и провести эксперимент. Нет убедительных аргументов, нет практического обоснования что предстоит сделать и к чему приведут эти изменения.
Мне более близка позиция Олега Смолина. Этот человек больше нам известен. И материала в интернете о нём много. Его партийность меня не интересует. Уважаю здравый смысл в решении вопросов.
У него хоть есть конкретные аргументы. Далее изложу своими словами высказывания О. Смолина. Олег Смолин говорит в своём выступлении, что многие страны перешли к 12-13-летнему обучению, но это совсем не значит, что Россия должна переходить. Некоторые надеются, что дополнительный год положительно скажется на профориентации. Смолин с этим не согласен.
Олег Николаевич Смолин сообщает о том, что для многих школьное образование закончится 10 классом, а 11-12 классы будут только для поступающих в вузы. Среднее общее образование будет только для малого количества школьников. С введением 12 лет обучения в школе качество образования станет хуже и количество лет для обучения уменьшится для большинства школьников.
С аргументами О. Смолина я полностью согласна. Большие надежды с профориентационной работой не оправдаются. Кто будет проводить профориентацию? В школах нет таких специалистов. Да пустые слова что дадут? Необходимо школьников вывозить в учебные заведения, где обучают профессиям, показывать работающих людей в той или иной деятельности. А это разве возможно? Через интернет опять, удалённо? Да и в 11-12 классах уже поздно об этом говорить.
С тем, что предлагает О. Смолин еще, я согласна на 1000%. Он считает, что необходимо разгрузить программу. Для этого достаточно исключить необязательные темы. Также изменить в некоторых предметах способ изучения - перейти к линейному, отказавшись от концентрического принципа изучения. Например, не изучать историю дважды, сначала в 5-9, а потом снова это же в 10-11 классах.
Верно говорит Олег Смолин. Есть много такого даже в начальной школе. Изучаем в ознакомительном плане, а потом в средних классах изучают снова это же с самого начала.
Тоже могу привести пример такого бессмысленного повторного изучения. По литературному чтению в 1-4 классах изучается много басен И. А. Крылова, разбираем содержание, заучиваем наизусть. А в 5 классе опять изучаются эти же басни. И весь урок разбирают одну басню, которую дети из начальных классов знают. Будет ли детям интересно на таком уроке? Нет. Что-то новое они узнают? Сомнительно.
Тема перевода на 12 лет обучения в школе остается актуальной. К ней в скором времени опять вернутся депутаты. Депутат В. Власов планирует провести круглый стол в осеннюю сессию с приглашением экспертов. У депутата намерения добиться введения дополнительного года обучения с целью внедрения большой профориентационной работы.
Три года назад отказались от идеи двенадцатилетнего обучения в школе из-за отсутствия финансирования для такого перевода. А сейчас деньги в бюджете есть, как Вы думаете?