Найти тему
Native-Like Fluency in English

Девять ключевых навыков системы Native-Like Fluency

https://unsplash.com/@emilianobar
https://unsplash.com/@emilianobar

Система освоения Native-Like fluency предполагает упражнения для развития девяти навыков.

Ни количество знаний, ни списки идиом, ни знание всей грамматики здесь не решает ничего.

С момента, когда человек дошел до уровня «я говорю хорошо, но я совершенно точно никуда не двигаюсь дальше», если человек выбирает идти дальше — нужно полностью менять стратегию и тактику.

Вместо «ждать кого-то, кто доведет меня до уровня дальше» и «кто научит», — развивать собственные способности учиться, потому что «дальше» можно выйти только своими ногами. Тренер мне показывает, как применять в жизни то, чему я могу научиться.

Научиться — уже моя работа и мой выбор, особенно если я занимаюсь с тренером.

Вместо накопления знаний ОТ учителя, примерно после уровня Upper-Intermediate нужно уметь уверенно идти к себе и пониманию СВОИХ параметров (как МНЕ лучше обучаться).

Когда свои параметры находятся в расшатанном, полуатрофированном состоянии, когда они на уровне Elementary (если говорить языком уровней), то выйти на уровень выше Advanced — невозможная задача.

Свои параметры должны соответствовать задаче. Если не соответствуют — нужно сначала привести их в норму.

Чтобы уверенно стоять на руках (без стеночки) нужна сила, гибкость в плечевых суставах, нужен сильный кор, нужно уверенное чувство равновесия. Поэтому я занимаюсь тем, что подтягиваю эти параметры вместо того, чтобы просто со всей дури прыгать на стенку и расстраиваться, что уже много месяцев не получается. Как развивать эти параметры – здесь у меня полная свобода выбора, я ориентируюсь только на результат. Например, оказалось, что верховая езда помогает развивать чувство равновесия.
Чтобы сделать приседание пистолетик, я 8 месяцев работала над мобильностью тазобедренных суставов и потом сразу сделала. Подтянула отстающие параметры, и задача перестала быть невыполнимой.

-2

Параметры, которые мы тренируем в системе освоения Native-Like fluency:

  1. Attentiveness
  2. Listening & Short-term memory
  3. Brevity
  4. Clarity
  5. Rhythm
  6. Diction & Enunciation
  7. Writing
  8. Doubting/questioning ideas
  9. Articles

И в 2021 я добавила ключевой, 10-й навык — Learning to Learn.

Очевидные вещи, но такие непростые и такие неочевидные для самого себя, когда дело касается практики.

Если у человека плохое произношение, он многое не слышит из того, что говорят люди. Это аксиома. Человек не может повторить то, чего действительно не слышит. Именно поэтому он повторяет слова, которые слышит «по-своему». Нет фокуса внимания на «услышать», чаще фокус на «быстро схватить» или «быстро ответить, чтобы не подумали, что мне нечего ответить», и нет фокуса внимания на своей речи (человек на самом деле не слышит себя, как он говорит, и как его речь влияет на ход взаимодействия с людьми).

Когда нет внимательности (ни к себе, ни к людям), человек просто ждет, когда ему озвучат правильный ответ или когда дадут команду, что можно перестать угадывать и просто посмотреть правильный ответ в конце учебника (ожидание, что ответ там точно есть – напрочь убивает мотивацию искать свои ответы).

Под «внимательностью» часто понимают «внимательно слушать учителя», то есть «не отвлекаться». Но это не совсем так. «Фокусироваться» и «не отвлекаться» наполнены разными смыслами.

От людей (и детей особенно) требуют не отвлекаться от ОДНОЙ задачи (которую взрослый или учитель определил как важную). А если я могу фокусироваться сразу на многих аспектах информации?

Формально, "я отвлекаюсь" на "неважное", но по сути, я очень быстро собираю фрагменты информации в целое и мне не нужно слушать/смотреть/читать еще раз – мне сразу все видно. Как проверить? Я могу четко сформулировать суть.

Когда студенты получают задание "Послушать аудио и услышать, в каком году началось действие", они фокусируются только на этой дате, пропуская все остальное. Когда взрослых спрашиваешь "А о чем вообще была эта беседа?" – они часто отвечают "Я не знаю. Такой задачи не было".

В жизни нет таких задач - выловить один фрагмент и получить за него пятерку. Поэтому как применять это упражнение на аудирование и этот навык в жизни – для меня загадка.

Когда мы начинаем работать над фокусировкой и внимательностью, для многих очень сложным кажется упражнение – воспринимать информацию на слух (не теряя сути) и одновременно вести конспекты ручкой. Сначала выясняется, что люди и ручку-то уже давно в руках не держали, пишут только большим пальцем. И ручек дома нет. Потом — что получается писать только урывками и только так, что потом сам не могу прочитать свои записи.

Или что могу делать только одну задачу — слушать или писать. Слушать знакомые слова или слушать суть. Записывать перевод того, что слышу или записывать в точности то, что слышу.

Чтобы в точности записать (повторить) то, что сказал другой человек (не для оценки того, что человек сказал, а для фиксации и для проверки своего понимания) — нужно сначала запомнить, потом воспроизвести.

Поэтому кратковременная память — один из параметров, который мы тренируем. Вместо "запомнить и повторить" часто выскакивает паттерн "недослушать и додумать".

Говорить на уровне, очень близком к тому, как говорят носители языка, невозможно, не умея слушать, слышать носителей языка и обращать внимание на то, как они говорят.

Словами, которые и так уже живут в голове человека, он говорит на другом уровне, и этот уровень — его текущая норма. Новый уровень качества речи и коммуникации требует новых способов выражения через слова.

Если человек эти слова просто не видит, не замечает и машинально переводит смысл того, что ему кажется он понял, на свой родной язык, говорить он будет так же тяжело и медленно — постоянно вытаскивая из памяти перевод отдельных и уже знакомых слов, из которых он хочет сложить смысл.

Уровень свободы требует других параметров — нужно для начала почувствовать свободу и легкость восприятия без точного перевода на русский.

Внимательность — это внимательность к деталям и способность направлять свой фокус внимания на целостный смысл, а не на отдельный ингредиент.

Когда фокус на том, чтобы донести смысл, я обращаю внимание на все параметры и элементы, которые мне нужны, чтобы этот смысл выразить.

Когда человек зациклился на present perfect, он спотыкается об него много лет, и эта грамматика ему мешает, потому что и без нее можно сказать, и поймут, и жестами можно помочь

Просто это другой уровень коммуникации — говорить то, что я могу сказать и потом вдогонку объяснять, что я на самом деле хотела сказать теми словами, которые из меня выскочили, потому что других я не знаю, или они мне не пришли в голову.

Еще это долго и когда долго в таком режиме — утомительно и неинтересно.

Fluency — это не какая-то загадочная неуловимая цель, которая требует только времени. "Я буду долго ходить на уроки и когда-нибудь точно стану говорить свободно" — не совсем верное убеждение.

Native-Like Fluency – это уровень, где те, кто туда идет, еще не были ни разу. Как можно точно планировать прийти туда, где ты еще не был? Не знаешь, каково там, что нужно, чтобы там быть, как ощущается в этом месте.

Поэтому странные цели по SMART («заговорить свободно через 6 месяцев» или «успешно управлять всеми продажами на английском к концу года»), которые люди пишут, не зная своих параметров, не реализуются.

Fluency — вполне измеримая «величина», но измеряется качеством многих параметров, которые и дают совсем другие результаты. Нет слов для уровня elementary и слов для уровня advanced.

Весь этот бред в духе: "Finish" говорят только те, кто слаб в английском. Если ты продвинутый — говори give up" — только демонстрирует невежество и контент-менеджеров, и самих педагогов, которые продвигают такие курсы.

Все слова нужны в языке, и для каждого есть место. Если натренирована внимательность, можно быстро увидеть, в каком контексте каждое из них уместно.

Многие ищут секретные и сложные упражнения для «продвинутых», для больших, когда некоторые из параметров находятся на уровне детского сада, и нужно учиться элементарно читать то, что написано (не придумывая и не игнорируя слова и артикли), слушать произношение слов и повторять. Например, как здесь.

Любой навык тренируется.

Если навык отстает, тем более интересно его тренировать, потому что результаты будут видны довольно быстро.

А тренировать fluency, не понимая, что это, какого оно цвета, как выглядит, и где находится — сложная и бессмысленная задача.

If you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today

#natalia tokar #native-like fluency #upskillme #наталья токарь #английскийязык