Найти тему
Офисный рассказчик

«О бедном гусаре замолвите слово»

Правда и вымысел, анахронизмы и исторические нестыковки в знаменитой комедии Рязанова.

На днях я решила пересмотреть один из любимых фильмов – историю «эскадрона #гусар летучих», юной актрисы, ее принципиального папеньки и малоприятного чиновника по особым поручениям, господина Мерзляева. По младости лет я многого не понимала, и конечно же не бралась анализировать киноленту, погружаясь в бурю эмоций. Что же сделалось очевидно с годами?

-2

Гусары господина полковника Покровского – это отчасти ветераны Отечественной войны 1812 года и европейских походов 1815го, отчасти ветераны Османской кампании 1828-29 годов. Старшие - боевые #офицеры, разбившие в пух и прах лучшую армию Европы, дошедшие до Парижа, привезшие оттуда шампанское, песенки Беранже и ядреное вольнодумство.

-3

Младшие - герои взятия Анапы и Баязета, осады Карса и Поти. Их прадеды на штыках подымали к престолу цариц, их отцы и деды прекратили душное правление Павла I. Что осталось потомкам?

Дуэли, карты, интрижки, дикие выходки, скудное жалованье, полная бесперспективность и невыносимая скука провинциальной жизни. Шансы дослужиться до высоких чинов или удачно жениться представлялись немногим. Вот и чудили господа офицеры по-страшному – богатыри, не мы.

-4

Одни «афинские ночи» чего стоили:

«Появляясь в Орле офицеры вносили большое оживление, устраивали пикники, балы и… самые циничные вечера, во время которых каждая взятая напрокат дама должна была явиться перед кутилами и проплясать патагонский танец, или пляску полупьяных одалисок. Вечер заканчивался чудным ужином, во время которого милые создания кушали в натуральных костюмах и даже … без фиговых листиков. Это называлось «не уезжая из Орла, быть в гостях у дикарей».

Бывали шутки и поопаснее – промчаться на полном скаку, например, по улицам города, сшибая лошадьми всех, кто попадался по пути, порой и до смерти. «Пошалить» в еврейском местечке, погромить лавочки, побить стекла, выпороть, а то и повесить чересчур жадного торговца. Обозлиться на несговорчивую французскую певицу и шутки ради привязать ее за косы к дубу в парке. Прокатить в коляске медведя, приучить собаку по команде «Наполеон!» срывать с прохожего шляпу. Гусарство, одно слово!

-5

За скандальными выходками таилась жгущая душу тоска участников большой войны. Гусары, будучи 18летними юнцами, совершили подвиг, но прошли годы и прошлое покрылось пылью. Лихость и храбрость обесценились, в грядущей Крымской войне понадобятся не сабельные атаки, а ружья и пушки. Неудивительно, что в головах господ офицеров поселились идеи – и восстание декабристов явилось квинтэссенцией протестных настроений. 1825й год прогремел совсем недавно.

-6

Поэтому и выехал из Петербурга Мерзляев, чтобы лично разобраться – что за разговорчики заводят гусары, что за непочтительные высказывания себе позволяют. Не зреет ли в провинции новый заговор, не пора ли разогнать вольтерьянцев по тюрьмам и ссылкам? Отдельный вопрос, кто и зачем стал бы направлять действительного тайного советника (по нынешним временам уровень замминистра) в какой-то захолустный полк, но в эти тонкости мы вдаваться не будем.

-7

Губернском мог оказаться любой город юга Российской империи – Слоним, Житомир, Могилев, Гродно и далее по тексту. 10-20000 населения, губернатор царь и бог, из развлечений – ярмарки и церковные праздники. И провинциальный #театр, служивший средоточием культурного досуга – там проводились балы и благотворительные вечера, устраивались концерты заезжих знаменитостей и спектакли, поставленные силами любителей или крепостных актеров, принадлежавших кому-нибудь из отцов города.

-8

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображенье то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра...» (с) Н.В. Гоголь

-9

«Вольнонаемный» театр в те времена являлся редкостью – для дворян лицедействовать за деньги считалось зазорным, простой люд в большинстве ямба от хорея не отличал. «Золотой век» провинциальных храмов Мельпомены и кочующих трупп из которых порой нарождались и звезды столичной сцены, наступил во второй половине XIX века

Здесь у Рязанова на мой взгляд затесался анахронизм. Отношение к захолустным актерам было пренебрежительным, да и сами они себя не особо ценили.

— Понял я, что я раб, игрушка чужой праздности, что никакого святого искусства нет, что всё бред и обман. Понял я публику! С тех пор не верил я ни аплодисментам, ни венкам, ни восторгам! Да, брат! Он аплодирует мне, покупает за целковый мою фотографию, но, тем не менее, я чужд для него, я для него грязь, почти кокотка! Он тщеславия ради ищет знакомства со мной, но не унизит себя до того, чтоб отдать мне в жены свою сестру, дочь! (с) Чехов «Калхас»
-10

Немолодой и не достигший громкой славы Афанасий Бубенцов – типичный представитель вольных комедиантов. Еще лет пять-десять гастролей по захолустным городам, переход на второстепенные роли, получаемые из жалости, распродажа наград и подарков, а затем нищета или богадельня. Редкий счастливчик мог сделаться билетером, переписчиком или суфлером, обеспечив себя куском хлеба на старости лет.

Судьба актрис обыкновенно оказывалась еще печальнее. На костюмы и аксессуары в те времена приходилось тратиться самостоятельно, а без них шансы на приличные роли и достаточные для жизни гонорары делались призрачными. Немногие счастливицы выходили замуж за антрепренеров или товарищей по труппе.

-11

Остальные же зачастую оказывались содержанками знатных особ или богатых купцов, отдавали сердца по любви заезжим офицерам или красавчикам-гастролерам, а то и жили невенчанными с такими же бедолагами. Стареющая инженю Анна Петровна, подруга Афанасия Бубенцова типичный тому пример.

Рождение внебрачного ребенка становилось трагедией, лишающей актрису остатков уважения, куска хлеба и места под солнцем. В лучшем случае ее ждали третьеразрядные балаганы вроде того, что описывал Гиляровский, в худшем – хор или дом терпимости. Те же, кому повезло оставаться бездетными, понемногу переходили с первых ролей на матушек, тетушек и комических старух – пенсии для работников сцены не существовало. Так что предложение Мерзляева о содержании и переезде в Петербург действительно выглядело весьма щедрым.

-12

Настенька Бубенцова по сюжету – дочь актерской четы. О матери ее ничего не говорится – то ли скончалась, то ли сбежала бросив дитя на попечении отца. Скорее всего Настенька выросла в труппе и играть начала с 10-12 лет, как большинство профессиональных актрис того времени. Знаменитая Прасковья Жемчугова, к примеру, дебютировала в 12 в роли служанки в опере Гретри.

-13

К 17-18 годам у Настеньки должен был быть богатый сценический опыт и достаточно неплохой жизненный – оставаться наивным созданием за кулисами провинциального театра весьма проблематично. И с Мерзляевым она бы держалась осмотрительнее, а от Плетнева держалась бы подальше – связь с горячим гусаром легко могла бы довести легковерную деву до салона мадам Жужу. Почему?

-14

Выйти замуж за военного Настенька не могла и надеяться. И прекрасно об этом знала. Без разрешения командира полка ни один офицер не имел права венчаться. Чтобы получить разрешение, требовалось предъявить родословную девушки, доказательства ее благонамеренности, высокого происхождения и хорошего состояния.

«Каждый офицер, принявший намерение жениться, должен сообщить об этом своему полковому командиру. Унтер-офицерам и рядовым отнюдь не запрещается вступать в брак, командование лишь должно наблюдать, чтобы они брали жен хорошего состояния и поведения». Устав конного полка 1797 года, глава 41

Если невеста оказывалась бедна или недостаточно благородна – увы, разрешения не давали. Дело в том, что в случае гибели офицера, его супруге полагалась пенсия из казны. Денег у армии было, будем честны, не густо. Поэтому на браках экономили, а вот ухлестывание за дамами и девицами всячески поощряли – чем бы гусар ни тешился, лишь бы не под венец не ходил.

-15

Впрочем, находились кавалеры, что ценили #любовь превыше службы – и на цыганках, случалось, женились, и на турчанках и даже на крепостных. Так и произошло с Плетневым – был разжалован, повенчался, подал в отставку… и спустя несколько лет сбежал из Плетневки, подальше от любимой Настеньки и троих детишек искать приключений в Европе. Прибился к карбонариям и погиб в битве, осиротив семью. Предсказуемо, к сожалению.

И, наконец, вернемся к основной коллизии фильма – проверке полка «на вшивость». Увы, в данном случае Рязанов ввел фантдопущение, даже два.

Во-первых в Российской империи того исторического периода смертная казнь практически не применялась, даже военно-полевым судом в мирное время. Де-факто преступника могли запороть насмерть или «пропустить через строй» больше раз, чем мог выдержать человек. Де-юре смертной казни подлежали лишь опаснейшие государственные преступники, казни совершались публично, с зачтением приговора и усиленным караулом солдат, и каждое подобное дело рассматривал сам государь император. Никакого расстрела в поле у стога сена в принципе не могло произойти.

-16

Во-вторых, даже если предположить, что временные рамки сдвинуты, смертная казнь возвращена в производство, и преступник таки заслужил расстрел, ни один офицер гусарского полка на такое бы не согласился. Потому что участие в казни означало бы для него офицерский суд чести и гражданскую смерть – ни один полк не согласился бы держать в своих рядах палача. Русских офицеров XIX века можно упрекнуть во многом, но понятие чести для них оставалось священным и нерушимым. Любой предпочел бы умереть, но не запятнать #мундир.

«Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания… Он должен воздерживаться от всяких увлечений и вообще от всех действий, могущих набросить хотя малейшею тень на него лично, а тем более на корпус офицеров. …Слово офицера всегда должно быть залогом правды, и потому ложь, хвастовство, неисполнение обязательства – пороки, подрывающие веру в правдивость офицера, вообще бесчестят его звание и не могут быть терпимыми» Э.Ф. Свидзинский

Впрочем, ни анахронизмы ни исторические нестыковки фильма не портят.

-17

«О бедном гусаре» остается одной из лучших комедий Рязанова, совершенно не устаревшей спустя сорок лет. Вопрос – не запретят ли его вскорости, как политически неблагонадежный, неполиткорректный, вызывающий сомнения и дающий поводы к размышлениям фильм? Кто знает?...

А закончить статью хочется прекрасным стихотворением Петра Капниста. Ах, гусары…

-18
Гусар
В его очах горит огонь,
На нем мундир как солнце блещет,
Под ним дрожит могучий конь
И ментик в воздухе трепещет.
Сверкает сабля и гремит
И сбруя в пене серебрится,
Красуясь, ловко он сидит
И в даль синеющую мчится...
Вот он, - красавицы мечта!
Вот он, - сияющий невежда!
России шаткая надежда,
И блеск, и шум, и пустота!... (с) П.И. Капнист