Найти в Дзене

Лучше подтянуть штаны, а не знания!

У плотника Пети образование едва ли пять классов. Он учился в сельской школе, а потом она закрылась. Петя застал послевоенные годы. У него нет смартфона, и писать он умеет только ручкой. Ошибок в его письмах и заметках о жизни никогда нет. О грамматике он не имеет представления. Этот мой товарищ не чудо природы, а обыкновенный носитель языка без дисграфии.

Семиклассник Миша за родительские деньги регулярно получает от репетиторов "багаж знаний". "Эффекта", по словам мамы, нет:

– Сыну надо бы подтянуть знания! Помогите нам ликвидировать пробелы, репетитор не помог!

Миша пишет слово "ледяной" как "леденной", не вникая в его смысл, зато сообщает, что в нем есть суффикс "енн". Причина безграмотности Михаила – острый дефицит внимания: при письме он не понимает смысла предложения и сути фразы. На бытовом уровне это выглядит как бестолковость. Мишу вводит в ступор простая задача: из двух слов ("недалеко" и "не старался") выбрать глагол. Начал писать – и нужное слово тут же забыл. Он пишет с ошибкой "не далеко", повторяя как заведённый, что "не с глаголом пишется раздельно".

Родители и педагоги не понимают природы грамотности и причины безграмотности. Они считают, что ученику надо "подтянуть знания". Родители не хотят видеть неприятную проблему, а педагог не вправе её озвучить. Знания ни при чем: с тем же успехом можно набить голову такого ученика опилками.

В таких случаях следует заменить неподъёмный груз грамматики набором простых инструментов и научить ими пользоваться, как плотник пользуется рубанком, клещами и молотком. Чтобы иметь опору, уверенность и поднять оценку, необходимы три базовых навыка. Не 30 правил, не 300 "словарных слов", а 3 главных подручных средства: слитность, формула отрицаний и опора на речь. Каждое повышает оценку на балл. С кола на двойку, с двойки на тройку, с тройку на четверку, пусть и с минусом. Их осилит любой наш ученик, и Миша не исключение. А "багаж знаний" придётся сдать в камеру хранения до лучших времен.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"