Найти тему
Модная лавка 19 века

«Она совершенно взяла в руки маменьку и делала, что хотела»… Взрослые дети-тираны в 19 веке

Мы привыкли читать о том, как в 19 веке родители тиранили детей. Навязывали им свою волю. Выдавали дочерей за стариков, заставляли сыновей жениться на нелюбимых, но богатых невестах…

Однако случалось по-разному. Бывало и так, что выросшие дети обижали родителей и относились к ним потребительски.

То есть в 19 веке иногда наблюдалась ситуация, что сейчас встречается часто. Когда дети, которым родители отдают всю душу и для которых ничего не жалеют, вырастают бесчувственными людьми.

  • Понятно, что у таких, как Троекуров из повести Пушкина «Дубровский» или мать Ивана Сергеевича Тургенева, непочтительных детей не вырастало. Они вырастали у людей мягких и гуманных.

Такие истории описаны в некоторых повестях Ивана Панаева. Например, в повести «Барышня» (1844 год).

У провинциальных помещиков родилась одна-единственная дочь Катенька. Ребёнка берегли и лелеяли.

Ради будущего дочери родители перебрались в Петербург, где им многое не нравилось. Отец поступил на службу, мать начала знакомиться с дамами «среднего круга». Многие из них были ей чужды, но она пересилила себя и сдружилась с ними. Ведь скоро дочь подрастёт, и её нужно будет вывозить в общество.

Иоганн Непомук Эндер. Молодые девушки с парадными причёсками, 1830-е годы.
Иоганн Непомук Эндер. Молодые девушки с парадными причёсками, 1830-е годы.

Настал первый бал Катеньки (в повести это - примерно 1834 год). Он прошёл удачно, и началась её светская жизнь.

Бальные наряды, 1834 год.
Бальные наряды, 1834 год.
Ян Адам Круземан. Portret Anna Elisabeth Huydecoper, 1834 год.
Ян Адам Круземан. Portret Anna Elisabeth Huydecoper, 1834 год.

Самые причудливые чепчики 19 века. Часть 2.

«Первый шаг в свете был сделан – и уже с этих пор барышня только и грезила о балах, маскарадах, театрах и нарядах. Она познакомилась со всеми барышнями своего круга… Из застенчивой барышня незаметно превратилась в развязную и бойкую. Впрочем, в случае нужды она умела прикинуться величайшей скромницей. Она совершенно взяла в руки маменьку и папеньку и делала из них все, что хотела»…

П. Ф. Соколов. Наталья Григорьевна Донаурова, ур. княжна Голицына,  середина 1830-х.
П. Ф. Соколов. Наталья Григорьевна Донаурова, ур. княжна Голицына, середина 1830-х.
Ян Адам Круземан. Portret van Anna Agneta Temminck-Smissaert, 1833 год.
Ян Адам Круземан. Portret van Anna Agneta Temminck-Smissaert, 1833 год.

Далее Панаев подробно описывает, как вела себя Катенька с родителями.

«Она почти каждую неделю ездила во французские спектакли и возила с собою маменьку, которая, не понимая ни слова, зевала, смотря на сцену.

– Да не съездить ли нам, Катюша, когда-нибудь в русский театр? – сказала ей однажды Лизавета Ивановна.

– Какая гадость, maman! Да кто же из порядочных ездит в русский театр? Коли вы хотите, так поезжайте одни, а уж я ни за что не поеду».

Но это ещё пустяки. Это всего лишь показывает, что Катенька презирала всё русское, как часть её современниц. Дальше – хуже.

Миклас Барабас. Портрет молодой девушки или дамы, 1835 год.
Миклас Барабас. Портрет молодой девушки или дамы, 1835 год.
Ян Адам Круземан. Женский портрет, около 1835 года.
Ян Адам Круземан. Женский портрет, около 1835 года.

«Если на вечере вдруг моей барышне делалось скучно, она подходила к карточному столу, за которым сидела ее мать.

– Maman, скоро вы кончите?

– Нет еще, душенька, вот сейчас, только перед твоим приходом без двух в червях осталась…

– У меня голова болит, я не могу больше оставаться здесь. Поедемте домой.

– Что это с тобой? не простудилась ли ты? – Лизавета Ивановна смотрела на дочь с беспокойством. – Погоди немножко, мой друг… нельзя же мне не докончивши игры встать из-за стола…

– Уж этот несносный преферанс! Как хотите, маменька, я вам говорю, что не могу ждать… мне может сделаться дурно»…

Anton Einsle, Женский портрет, 1838 год.
Anton Einsle, Женский портрет, 1838 год.

Однажды случилось совершенно наоборот.

«На одном вечере Лизавета Ивановна сделалась нездоровою в то время, как дочь ее танцевала мазурку с кирасирским офицером. Лизавета Ивановна подошла к дочери.

– Друг мой, Катенька, – сказала она ей, – мне что-то нездоровится. Поедем!

– Вот еще, маменька! – отвечала Катя. – Я не могу ехать прежде окончания мазурки. Вы вечно лишаете меня всех удовольствий…

Лизавета Ивановна не произнесла ни слова. Она вышла из залы, прошла несколько комнат и очутилась в комнате, в которой никого не было. Слезы закапали у нее из глаз.

«Не-уже-ли ей не жалко меня? – подумала она. – Неужели она меня не любит? Нет, этого быть не может!.. Ни я, ни отец, кажется, ни в чем ей не отказываем, исполняем ее малейшие желания, для нее живем сверх состояния, – а она еще говорит, что я лишаю ее всех удовольствий!»…

Пролетело пять лет. Мечта барышни – стать женой гвардейского офицера – не сбылась. Пришлось выходить за давнего поклонника из числа молодых, но перспективных чиновников.

«Молодые девушки забыты»… Почему барышням 19 века было трудно найти женихов и партнёров по танцам?

Josef Kriehuber. Портрет молодой дамы, около 1840 года.
Josef Kriehuber. Портрет молодой дамы, около 1840 года.

Прожив в браке пять лет, чиновник похудел и утратил былую жизнерадостность. Катенька не заботилась ни о нём, ни о малышах, а думала только о развлечениях. И требовала денег, денег, денег…

Отец её умер, а мать превратилась в старушку.

Лизавета Ивановна сделала большую ошибку после смерти мужа – отдала детям имение, а сама переехала к ним.

В наши дни люди тоже совершают подобные ошибки.

Портрет Александры Михайловны Скулябиной, 1848 год, неизвестный художник.
Портрет Александры Михайловны Скулябиной, 1848 год, неизвестный художник.

Другие мои статьи близкой тематики:

Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

«Венок с золотыми желудями»… Как Лермонтов тиранил влюблённую Сушкову, заставляя одеваться смешно. Женская мода середины 1830-х.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!